153 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Внимание: гроза, град, сильный ветер. Синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  2. Што не так з беларускамоўнымі садкамі і школамі? Абмяркоўваем з бацькамі
  3. Преподаватель гомельского медунивера от руки рисует лекции для студентов — и им нравится
  4. Новые выборы уже в этом году и права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюции по Беларуси
  5. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  6. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  7. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  8. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  9. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  10. Минэкономики: Система достаточно прочна. Неблагоприятные факторы носят временный характер
  11. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе назначенный посол США намерена работать в Беларуси
  12. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  13. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  14. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  15. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  16. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  17. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  18. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  19. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  20. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  21. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  22. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  23. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  24. Помните, в Жодино милиционер ударил женщину? На одну из участниц той истории завели дело
  25. Знакомьтесь с отважной белоруской, которая решилась взойти на самую высокую вершину земли
  26. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  27. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  28. В Минске и окрестностях — много силовиков и колонны техники. В МВД говорят, что «плановые учения»
  29. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  30. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля


Алексей Вайткун,

Гостями студии TUT.BY стали вожатые детского оздоровительного лагеря "Спутник", что под Минском. Один из них - Дмитрий Шуканов - работал вожатым в 90-е, а сегодня он занимает должность педагога-психолога. Вместе с Дмитрием пришла вожатая третьего отряда этого лагеря Елена Довгалюк. Чем отличаются дети прошлого от детей будущего? Изменились ли подходы к воспитанию и организации детского досуга? Изменились ли сами дети и чем в воспитании ребенка родителям может помочь смена в детском лагере? Обо всем этом мы узнали у наших гостей.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

У нас в гостях вожатые Дмитрий Шуканов и Елена Сергеевна Довгалюк. Притом Елена Сергеевна прямо с корабля на бал к нам приехала - прямо со смены?

Е.Д.: Да. Прокричала "подъем!" - и сразу же к вам.

Значит, вы сейчас поделитесь с нами последними новостями лагерной жизни.

Е.Д.: Мы из лагеря "Спутник", работаем в составе педагогического отряда "Ветразь". Я считаю, что это лучший педагогический отряд Республики Беларусь. У нас большое внимание уделяется творческому развитию детей. Вчера состоялось чудесное мероприятие - "Подиум-Арт", на котором вожатые вместе со своими детьми-пионерами придумывают какую-нибудь коллекцию одежды. Важно, чтобы это был не просто набор костюмов, а присутствовала идея. Это у меня уже шестая смена в лагере, и каждый раз поражаешься тому, что придумывают вожатые, какие они гении.

Д.Ш.: Получается небольшое шоу.

Е.Д.: Я бы не сказала, что это шоу небольшое - это большое шоу!

То есть идея в работе - это главное, верно?

Д.Ш.: Обязательно! Как танец без идеи - набор движений, так коллекция без идеи - это кусочки ткани на подиуме. Нашему педотряду исполнилось в этом году десять лет. И с первых лет нашей работы мы приняли решение, что идея должна быть во всем - в творчестве, в работе вожатого, в поощрениях и наказаниях детей.

Существуют очень спорные мнения по поводу работы вожатого: кто-то говорит, что это отдых, а кто-то сетует на то, что отдыхать не получается. Так что это в первую очередь - работа или отдых?

Д.Ш.: Это образ жизни. Потому что для нормально развивающегося человека понятие "отдых" - это смена вида деятельности. Сейчас для большинства людей отдых - это валяться на пляже или читать безыдейную книжку. Негласный девиз нашего отряда: "Хорошо работаем - хорошо отдыхаем!" Отдохнуть можно везде, но настоящее ощущение отдыха рождается, когда ты хорошо поработал.

Когда есть с чем сравнить, да?

Д.Ш.: Конечно.

А что для вас работа? Вы, Дима, начинали работать вожатым еще в девяностые…

Д.Ш.: В девяносто четвертом.

Все время в этом лагере?

Д.Ш.: Нет, я работал в белорусских лагерях, в "Артеке", в Анапе, потом в "Спутнике" педагогом-организатором, а затем администрация лагеря предложила стать уже заместителем директора. В последние десять лет я возглавлял педотряд "Ветразь", был старшим педагогом.

К нам пришел вопрос: "Вы на протяжении многих лет работали старшим педагогом, а в этом году решили отдать бразды правления в другие руки. Это было трудное решение?"

Д.Ш.: Это было осознанное решение. Мне многие этот вопрос задают: "Вы столько лет работали, столько вложили, столько создали… Как передать?" Во-первых, я не вечен. Во-вторых, если после себя человек не оставляет учеников, какого-то дела, то грош цена тому, что он делал. Получается: я ушел - все развалилось. Это неправильно. Все-таки работа вожатого, педагога в первую очередь основана на доверии. Я считаю, что воспитал достойное поколение учеников, мне есть чем гордиться. Я радуюсь их успехам. Я опасался, что у меня будет чувство привязанности к своей должности - но нет, нисколько. Я уже сам проанализировал, и решил, что это был осознанный выбор, а не прихоть.

У вас была возможность понаблюдать с середины девяностых до сегодняшнего дня: сама работа вожатого за это время эволюционировала, изменялась? Или, может, изменялись подходы к этой работе? Может быть, чего-то стало больше, чего-то меньше? Меняются дети…

Д.Ш.: Я тоже думал, что дети меняются, но нет - меняется окружение, куда попадают дети. На данном этапе дети не получают из своего окружения каких-то нравственных принципов, информации для воспитания. Дети по-прежнему открыты, наивны и искренни, но меняется система, в которую они попадают. Сейчас дети менее склонны к эмпатии, сочувствию, менее послушны.

А почему? Жесткие условия жизни?

Д.Ш.: Во-первых, изменяются технологии: сейчас дети меньше общаются. Они привыкли постоянно "общаться" с мобильным, с компьютером, с телевизором. Иногда пытаешься пообщаться с ребенком, а ему сложно подобрать слова. Лена как психолог по образованию дополнила бы, наверное…

Е.Д.: Я бы сказала, что детская психология не поменялась - поменялось воспитание детей. Родители сейчас совсем по-другому подходят к воспитанию и даже иногда привозят их в лагерь не для того, чтобы дети отдохнули, а для того, чтобы…

Избавиться от них?

Е.Д.: Да.

Д.Ш.: Ребенок не просто тонко чувствует, но и прекрасно анализирует, что от него "избавляются". И когда прекращается контроль родителей над личностью ребенка - это происходит после 13 лет, - он будет так же относиться к родителям. Сразу же считывается поведение ребенка: если он непослушный, это вина родителей, это значит, что они друг друга не слушают в семье.

То есть вы наблюдаете за детьми и для себя делаете какие-то заметки?

Е.Д.: Сейчас в воспитании есть тенденция - с детьми нужно больше разговаривать.

Им не хватает общения?

Е.Д.: Я бы сказала, правильного общения. Что мы сегодня видим? Даже в младшем отряде нет детей без телефонов – все дети с мобильниками приезжают, а иногда и с ноутбуками.

А ограничений нет - на те же ноутбуки?

Е.Д.: Мы сразу говорим, чтобы родители всё забирали, потому что для нас это еще и дополнительная ответственность - материальная. Мы замечаем, что не хватает у детей сочувствия и какой-то целостности - сразу проводим мероприятие, нацеленное на это. Мне проще, потому что у меня психологическое образование.

Вы знаете уже эти ниточки…

Е.Д.: Да, но за эти ниточки надо правильно дергать. Хотелось бы, конечно, чтобы правильно откликалось, потому что иногда дергаешь…

… и не достучишься.

Е.Д.: Да.

Д.Ш.: Особенность любого пионерского лагеря заключается также в том, что большие отряды менее управляемы: чем больше голов - тем меньше мозгов. Проведешь беседу - всё вроде нормально: все запомнил, извинился, глядя в глаза и держа за руки. Но когда ребенок попадает в толпу, соображалка у него тут же отключается - и опять все они превращаются в стадо.

Е.Д.: Не все так плохо, как кажется, но нужно уделять больше времени духовному воспитанию детей: у них миллион дополнительных курсов, но духовного стержня нет.

На что следует обратить внимание? Что делать? Есть какие-то конкретные пункты?

Е.Д.: Развивайте у детей способность сочувствовать, говорите с ними о высоких материях – просто для того, чтобы развиваться. Не нужно концентрировать внимание человека с самого детства на каких-то материальных вещах. Мы на этой смене столкнулись с такой вещью: какому-то отряду помогли с реквизитом, а дети спросили, зачем мы это сделали и что мы с этого будем иметь. Это очень сильно насторожило: дети не хотят делиться даже какими-то вещами!

То есть нужно создать атмосферу любви в семье?

Е.Д.: Да.

Д.Ш.: Мы считаем, что 90% уровня воспитания закладывает семья: там ребенок учится послушанию, бескорыстному служению, долгу по отношению к родителям. А у нас получается две крайности: либо родители запрещают ребенку иметь собственное мнение - и тогда он безвольный, безынициативный и боится даже что-то сказать; либо ему слишком много разрешают, полностью самоустраняясь.

А почему такая пассивная позиция со стороны родителей?

Е.Д.: Не то чтобы она была очень пассивной, но проблема есть. Однако не все родители такие. Очень многие заботятся о своих детях, занимаются их воспитанием. В школах тоже обстановка улучшилась: судя по нашему вузу, можно сказать, что обратили внимание на психологию, эстетическое развитие детей. Мы - люди и не можем жить вне общества. Пусть ребенок будет иметь четыре балла по математике, но он будет развит в художественных науках.

Но наверняка не все родители хорошие психологи. Они действуют по наитию - так, как  в свое время общались с ними.

Д.Ш.: Но никто не запрещает тем же родителям искать специальную литературу. К тому же сейчас у нас достаточно социальных служб, в случае чего есть куда обратиться. Если родители заботятся о своем ребенке, они обязательно найдут информацию. В том же интернете много качественной информации, советов, которым можно следовать. Я не знаю, почему ею не пользуются - либо лень, либо недосмотр.

Или гордыня: ну как это меня будут учить, как мне с моими собственными детьми общаться! Придут к вам: "У вас дети есть?" - "Нет". - "И вы еще мне будете рассказывать, как мне воспитывать ребенка!"

Е.Д.: Есть такая проблема. На Западе консультанты по психологии зарабатывают очень большие деньги. У нас психологов просто боятся. Поэтому я хочу обратиться к родителям: если вы видите какие-то проблемы у ребенка, то не стесняйтесь идти к школьному психологу, к частному психологу: вам самим потом будет легче жить.

А бывает такое, что дети в лагере жалуются на родителей?

Е.Д.: Да.

Д.Ш.: Говорят: мне это запрещают, меня за это ругают.

Е.Д.: Бывает, что идешь с ребенком, общаешься, и он сам говорит, что ему не хватает внимания, что дома такие-то проблемы. Это к вопросу о том, что дети всё чувствуют и видят. Если родители думают, что он маленький, шестилетка, ничего не поймет, то они ошибаются. Я работала с разными детьми - от 6 до 17 лет - и убедилась: они всё понимают. Дети не жалуются, но косвенно проблема вылезает - и становится очень печально.

А бывали случаи, когда после общения на смене с детьми приходилось общаться с родителями?

Е.Д.: Специфика нашего педотряда в том, что работают в нем практически одни студенты. Большинству из них нет 25 лет, и детей у них пока нет. Часто так и говорят: ты такой молодой, а советуешь мне, как мне воспитывать своего ребенка. Поэтому нужно говорить об этом очень аккуратно.

В чем отличия лагеря середины девяностых и сегодняшнего?

Д.Ш: Разница в технологиях. Благодаря мультимедиа, ноутбукам, телефонам сейчас проще организовать более качественные, более зрелищные мероприятия - больше возможностей для качественного творчества. Мы ведь тоже ориентируемся на то, что в мире происходит. Большое внимание уделяется спорту. Если раньше в южных лагерях дети передвигались только по маршруту "море - домой", то сейчас мы выдумываем новые виды спорта, стараемся организовать подвижные игры на воздухе, варианты секций, творческие лаборатории.

Белорусские дети активны? Насколько они легки на подъем? Хотят участвовать в спортивных соревнованиях и конкурсах?

Д.Ш: Сейчас дети стали очень ослабленные. Я занимаюсь йогой, и дети попросили научить их дышать так, чтобы не волноваться. Я с ними провел занятие по дыхательной гимнастике - и они сказали, что у них голова закружилась! Это уже маячок, что не все в порядке. У нас здоровых детей процентов пятнадцать. А в девяностые этой проблемы не было! Дети были более сильные, выносливые: бегали, прыгали.

Е.Д.: Я бы сказала, что есть и такая проблема, как гиперопека. Люди стали очень заботиться о своем здоровье и многие "болезни", которым раньше уделяли меньше внимания, сейчас выносятся на первый план. Ой, у меня на пальце что-то - и бегом в медкорпус. Я не говорю, что этому не стоит уделять внимания, но это чрезмерно серьезное восприятие показывает, что им навязывают мысль о болезнях. Сами родители внушают ребенку, что он болеет.

А зачем сегодня едут в лагерь?

Д.Ш.: Наш лагерь предпочитают Турции, Греции, Египту, к нам едут за впечатлениями, знаниями. Основной упор мы делаем на творчество, потому что каждый человек предрасположен к тому, чтобы создавать. Это один из первейших процессов в обществе. Мы предлагаем разнообразную программу: у нас есть конкурсы по дизайну, по фото, по хореографии, по актерскому мастерству, по режиссуре, по рисунку, разные необычные виды спорта - тайский волейбол, кольцеброс, триобол. Каждый ребенок выбирает то, что ему ближе.

А если более масштабно рассмотреть, зачем сегодня едут? Родители хотят, чтобы их ребенок отдохнул в этот месяц, или хотят "избавиться" от него? Или ребенок знает, что будет в лагере, и едет именно за тем, о чем вы говорите.

Е.Д.: Это и есть три основные причины.

Д.Ш.: Старшие едут более осознанно. Есть, конечно, категория детей - 14-15-летние, - которые едут не слушаться, не спать по ночам.

Оторваться?

Д.Ш.: Да. Те, которых слишком сильно опекают дома.

Е.Д.: Умные родители отправляют маленьких детей, чтобы они учились быть вне дома. Показатель этого - проблема нашего самого младшего отряда: постоянные слезы в первые три дня: "Я хочу домой!"

Сколько лет этим детям?

Е.Д.: Шесть-семь лет. В конце смены они последними уезжают: "Я не хочу, мне тут понравилось". Это очень хорошо, что дети учатся самостоятельно существовать. Потому что когда ребенок впервые приезжает в лагерь в 12 лет и не может одеяло заправить…

Д.Ш.: … сразу видно, как ребенок воспитан, чему научен.

Если он дома не заправлял, а вокруг все заправляют…

Е.Д.: … он учится это делать! Это же отлично! Дети приобретают самостоятельность, идет развитие личности.

Д.Ш.: Есть категория грамотных родителей, которые как раз за этим отправляют детей в лагерь. Мы не проводили соцопросов, но по ребенку сразу видно, для чего он здесь: приехал "отбывать срок", оздоравливаться, развлекаться и так далее.

Е.Д.: В большинстве случаев, конечно, пребывание в лагере воспринимается как отдых.

Д.Ш.: Тем более что количество лагерей уменьшается. По нормам многие старые советские лагеря для эксплуатации уже не подходят, а на то, чтобы построить модернизированные лагеря, нет средств. Есть тенденция уменьшения их числа, но хорошие лагеря остаются. Путевку достать все труднее.

Кто приезжает в лагеря?

Е.Д.: Вы имеете в виду социальные слои? От детей простого рабочего до детей банковских служащих. Были времена, когда к нам приезжали дети из детдома. Но в последние два года мы их что-то не наблюдаем.

Почему выбирают лагерь, а не отдых в Турции?

Е.Д.: А некоторые выбирают и лагерь, и отдых в Турции. Лагерь, конечно, обходится дешевле.

Д.Ш.: В Турцию ребенок едет не с друзьями, а с родителями. У них свой уровень отдыха - и ему неинтересно. А в лагере он получает заряд эмоций, есть друзья, вожатые.

Что сегодня детям интересно в лагере? Высказываются какие-то пожелания?

Е.Д.: У меня сейчас сборный отряд от 9 до 13 лет - и интересы, конечно, разные. Но главное - и это интересно всем - будет ли дискотека сегодня. Это апогей каждого дня. Мне очень приятно, что детей увлекают спортивные игры. Дети особенно любят, если вожатые не просто смотрят, а вместе с ними играют.

А мажут друг друга зубной пастой, как раньше делали?

Д.Ш.: Мажут.

Е.Д.: У меня - нет. Меня радует, что детям интересна творческая жизнь. Те, кто едет не первый раз, читают план-сетку, говорят, в каких мероприятиях хотят участвовать. В большинстве отрядов, где дети постарше, проходит система кастингов. Допустим, будет музыкальный конкурс и нужно петь: все желающие отряда поют, и мы вместе решаем, кто был лучше всех.

А как в современном лагере обстоят дела с любовью? Дети-то нынче более ранние, сами говорим, что сейчас вся взрослая жизнь на виду.

Е.Д.: Действительно, даже у меня в отряде дети идут на дискотеку уже не просто так: девочки ждут, чтобы кто-то пригласил на медленный танец, а парни хотят сами кого-то пригласить.

Д.Ш.: Это и в девяностые было.

Е.Д.: Это нормально. Многие в лагерь едут именно за этими отношениями.

Д.Ш.: Правда, в девяностые, я считаю, было больше романтики.

А какой максимальный возраст у детей в лагере?

Е.Д.: До 17 лет.

Презервативы у них из чемоданов не вынимаете?

Е.Д.: Нет.

Д.Ш.: Этого точно нет.

Есть что-то, что ушло из лагеря по сравнению с девяностыми, о чем вы вспоминаете с сожалением? Может быть, что-то в обществе изменилось? Какие-то вещи были актуальны, а теперь этого нет: может быть, в отношениях, в поведении…

Д.Ш.: Ушло умение детей общаться. Потребность, что удивительнее всего, осталась - ребенок хочет общаться, но способностей к этому меньше, намного скуднее стал лексикон. Если в девяностые дети сами шли на контакт, то сейчас приходится проявлять инициативу. А когда начинают говорить - их не остановить!

По сути, вы даете им возможность выговориться?

Д.Ш.: Но для этого сначала надо дать им импульс. А своей потребности у них в этом нет, они живут в своем мирке: компьютер, телевизор, телефон.

Книжки в лагере сейчас читают?

Е.Д.: Да. Очень приятно, что во время тихого часа иногда заходишь и видишь, что те, кто не спит, читают.

Есть ли стереотипы, связанные с лагерем, оставшиеся с советских времен? И если они есть, мне бы хотелось, чтобы вы их развенчали.

Д.Ш.: Пасту мы отрицать не будем: это есть. Линейка тоже осталась - это одно из основных мероприятий современной системы организации летнего отдыха детей. По-прежнему детей называют пионерами.

Е.Д.: Очень многие вожатого воспринимают как "математичку" из школы, которой за пятьдесят и она приехала, чтобы отдохнуть или наладить свою личную жизнь. Но сейчас в лагеря в основном едут студенты, которые не так далеко ушли от детей по возрасту, которые их понимают. Так что можно спокойно отправлять детей в лагерь.

Д.Ш.: Только подчеркну, что это нужно делать с правильными мотивами: чтобы ребенок научился чему-то, приобрел какие-то навыки, развил способность общаться, быть в коллективе.

После того как ребенок приедет домой, увидят ли родители в нем изменения?

Д.Ш.: Да, изменения будут заметны. Мы можем говорить только за себя, но в нашем лагере плохому точно не учат, у нас дети всегда под присмотром. Единственная просьба к родителям: если они увидят что-то новое, пускай это не давят, пусть это новое ощущение у ребенка приживется. Нужно просто уделить внимание ребенку, выслушать его рассказ о том, как он провел время, чему научился, и продолжать в нем это культивировать.

Хотелось бы, чтобы вы сказали несколько слов о личности вожатого. Вы сказали, что сегодня вожатые недалеко ушли от детей, но ведь общаться с детьми не все умеют. Ведь есть вожатые, которые приезжают на одну смену и уезжают, потому что они вам не подходят. Кто сегодня работает вожатыми?

Е.Д.: Тому, кто поедет работать с детьми, в нашем педотряде "Ветразь" уделяется огромное внимание. Просто так к нам попасть невозможно. Вначале идет конкурсное собеседование, потом трехнедельная учеба в университете - семинары, тренинги, разбор педситуаций, выездная учеба в лагере. В этом году была возможность поработать с детьми до лета: в этом лагере располагается профилакторий. После всего этого обязательно сдается зачет и экзамен. Случайных людей у нас нет. Существует педпрактика, которую проходят у нас после третьего курса университета - на нее все должны съездить обязательно. По педпрактике проходится специальный курс, и в лагерь едут уже с материалами. Это многим идет на пользу: люди начинают понимать, что значит живое общение с детьми - его не заменить ничем.

Что вы можете посоветовать детям, отправляющимся в лагерь, и вожатым, отправляющимся на работу?

Д.Ш.: Детям я желаю послушания. Когда дети слушаются, а вожатый не тратит времени на их успокоение, он гораздо большему может научить, рассказать, дать. В наше время у детей есть такая особенность, как потеря концентрации: им очень тяжело быть внимательными. А вожатым хочу посоветовать стремления. Моя любимая пословица: можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить. Если у человека нет желания, стремления, - с ним ничего нельзя сделать.

Е.Д.: Я бы вожатым посоветовала не бояться показаться детьми. Когда ты ведешь себя открыто и искренне, дети это чувствуют. Если нормальная дисциплина в отряде, то можно и подурить, потанцевать на дискотеке, побеситься вместе. Тогда и дети к тебе тянутся, потому что они чувствуют, что ты такой же, как и они.

TUT.BY - смотри, слушай, читай…

Опрос

Вы отдыхали в детских лагерях летом?

3 166 голосов
-15%
-10%
-10%
-10%
-40%
-20%
-10%
-10%
-21%
-10%