Алена Андреева, / Алена Андреева

Совсем скоро в Минске пройдет профессиональный конкурс "Красная морковь", призванный определить лучшее праздничное агентство в Беларуси. О том, как развивается рынок праздничных услуг в Беларуси и какой праздник считается праздничным, в студии TUT.BY рассуждали Лариса Грибалева, певица, совладелец и директор праздничного агентства, и Светлана Солонович, руководитель проекта POVOD.TUT.BY.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Насколько активно развивается в Беларуси рынок услуг по организации мероприятий и праздников?


Лариса Грибалева (Л.Г.): Мне кажется, что рынок развивается. На мой взгляд, нужно определять, что такое рынок услуг по организации мероприятий, входят ли сюда профессиональные агентства или имеются в виду все те люди, которые организовывают праздник своими силами.

Я думаю, праздничные агентства за последнее время достаточно неплохо выросли. Лет пять назад, когда наше агентство только пришло на этот рынок, профессионалов можно было по пальцам пересчитать. Сейчас их очень много, и о качестве их работы говорить сложно.

До недавнего времени заказывать праздник домой или в офис было не принято. Насколько часты подобные обращения сейчас?

Л.Г.: Благосостояние наших людей растет, поэтому если говорить о празднике дома, то в основном родители организуют проведение дня рождения для своих детей, если позволяют площади. В этом году компании, которые хотели сэкономить на новогоднем корпоративе, могли воспользоваться нашей услугой "Праздник – в офис". Развивается рынок, развиваются предложения, рождается и спрос. Просто не все знают об этом, поэтому такие услуги нужно рекламировать.

Только ли благосостояние повлияло на то, что услуги ивент-агентств становятся востребованными? Можно ли говорить о том, что меняется менталитет белорусов?

Л.Г.: Все развивается, развивается и эта услуга. Люди, которые побывали на качественно организованных, хорошо проработанных мероприятиях, подготовленных агентствами, начинают хотеть не просто праздника в традиционном понимании, а мероприятия более высокого уровня. Люди поверили профессионалам и обращаются к ним.

Светлана Солонович (С.С.): Вся праздничная жизнь имеет свой цикл, и сейчас он как раз набирает обороты. Людям хочется нового, хочется менять традиции в праздновании. Нужны перемены, поэтому существуют праздничные агентства, которые могут предлагать что-то новое, более изысканное, чтобы человек, уставший от бытовых проблем и задач, которые ему ставит руководство, мог отдохнуть и классно отметить праздник.

Есть мнение, что большинство белорусских праздничных агентств работает по западным клише, без оглядки на национальные традиции белорусов. Можете ли вы согласиться с этим?

Л.Г.: Я считаю, что мы не можем работать по западным клише, потому что у нашей нации совершенно другой менталитет, совершенно другое видение праздника. Например, фуршетная система у нас совершенно не работает: она предусматривает два часа мероприятия, и не больше. Люди все равно ищут, куда присесть, поэтому часть фуршета нужно как-то пристраивать.

Те, кто работает на рынке давно, приходят к народным традициям. Нужно пробовать разные стили: нельзя сказать, что все наши праздники должны проходить в фольк-стиле, с белорусскими народными традициями. Но как раз в этом году мы себя позиционировали как первое в Беларуси фольк-агентство. У нас есть замечательная фольклорная программа, наше агентство вместе с "Белагропромбанком" участвует в награждении лучшей усадьбы года. Мы отсматриваем усадьбы, разрабатываем программы специально для иностранных гостей. Я знаю, что по таким программам работают многие агентства, начиная от встреч в аэропорту с хлебом-солью и заканчивая проводами.

Какие национальные нотки наиболее востребованы и находят отклик в душах клиентов? Что больше всего нравится вашим клиентам?

Л.Г.: Конечно, нравится прежде всего место проведения мероприятия, его оформление. Даже если праздник отмечается не в усадьбе, а в минском ресторанчике, то оформление должно быть на должном уровне, в соответствии с народными традициями. Угощение тоже должно быть в соответствующем стиле: картошка в чугунках, селедка, огурчик малосольный, напитки. У нас есть замечательные народные коллективы, бабушки, которые поют частушки. Я считаю, что нельзя что-то откуда-то вырвать и привнести в какое-то мероприятие – все от начала до конца должно быть выполнено в едином стиле, тогда оно будет соответствовать этому мероприятию и будет правильно воспринято.

Кто чаще заказывает белорусские праздники – сами белорусы или иностранцы?

Л.Г.: Фольк чаще заказывают иностранцы либо белорусы для своих иностранных друзей.

С.С.: Заказывают такие праздники и белорусы родом из Украины. Например, в агентство Ларисы обращался человек родом из Львова, который живет сейчас в Беларуси. Он заказал серебряную свадьбу в украинском стиле. Было продумано все от начала до конца: украинские национальные костюмы, традиционная еда, песни, и это было очень здорово.

Л.Г.: На это мероприятие даже сувениры привозили из Киева. Все были очень довольны, потому что мероприятие прошло полностью в этом стиле. Самое интересное, что это был еще и сюрприз для жены заказчика.

Какие, на ваш взгляд, праздники наиболее популярны у белорусов, наиболее прибыльны с точки зрения профильных агентств?

Л.Г.: Конечно, это корпоративы, тимбилдинг в любом проявлении. Новогодние корпоративы бьют все рекорды. Кроме того, очень популярны свадьбы – это те мероприятия, в помощь на которые стали приглашать специалистов.

Я считаю, что лучше не праздновать вовсе, чем праздновать плохо. Пусть такие мероприятия будут точечными, тогда они будут настоящими праздниками. Наши люди всегда найдут повод устроить себе праздник каждый день, а когда отмечают событие, которое хочется запомнить на всю жизнь, его нужно хорошо подготовить. Это только кажется, что ведущие на праздниках импровизируют: любой ведущий, даже с большим стажем, готовится заранее. Любая хорошая импровизация на самом деле хорошо подготовлена. Поэтому и праздник должен быть настолько подготовлен, чтобы все прошло как по маслу.

Вы сказали, что повода белорусам хватает. Получается, что белорусским праздникам не хватает размаха?

Л.Г.: Наверное, размаха не хватает.

С.С.: Более того, согласно нашим исследованиям, увеличивать бюджет на проведение праздников планирует только 17% компаний. Сейчас в экономике наблюдается стадия рецессии, поэтому об уменьшении бюджета никто не говорил.

Где предпочитают отмечать праздники наши соотечественники?

Л.Г.: Празднуют чаще всего в ресторане или клубе. Летом празднуют на природе. Мы сейчас предлагаем проводить конференции на природе, и мне кажется, это тоже неплохо – разнообразить свою жизнь и провести конференцию в белорусской глубинке, в лесу, со спортивными мероприятиями. Но рестораны все равно бьют все рекорды.

С.С.: На самом деле все рекорды бьет празднование в офисе, но агентства чаще всего работают в ресторанах.

Что, на ваш взгляд, будет способно вытащить белорусов из ресторанов, чтобы перенести праздники на природу или в развлекательные центры, достать из-за традиционного стола?

Л.Г.: Мне кажется, это может сделать агентство, если оно предлагает что-то креативное, интересное, если оно может создать движение. Во многом это зависит от руководителя: я думаю, в компаниях только руководитель может сказать, что отмечать будут на природе. У нас был клиент, который сказал своим сотрудникам: "Едем туда-то, будем праздновать, зарплату отдам на мероприятии". Был стопроцентный сбор, и всем так понравилось, что теперь все мероприятия проводятся на выезде.

Я думаю, выбор места празднования зависит от личного примера, от лидера в компании, ответственного за это. Самое главное, чтобы этот человек пользовался услугами агентства. Когда над мероприятием думает много людей, происходит мозговой штурм, появляются новые, интересные идеи. Когда же человек думает сам с собой, редко получается что-то креативное.

С.С.: Мне кажется, проблемы, что белорусы не празднуют на природе, нет. По статистике, 20% белорусов предпочитают праздновать на природе. Есть агроусадьбы, которые могут принять отдыхающих. Раньше невозможно было праздновать на природе, потому что было негде, кроме как в лесу на полянке. Не было даже элементарных бытовых условий.

Л.Г.: Мне нравится, что в последнее время компании сами определились, какие праздники они отмечают. Кто-то обязательно празднует Восьмое марта, непременно отмечают день рождения компании. Так и агентствам работать легче: ты уже знаешь, какие праздники компания отмечает, и знаешь, что можешь им предложить. А на природу, действительно, много выезжают, проводят спортландии и спартакиады – сейчас моден здоровый образ жизни.

Тем не менее, по российским данным, за время празднования Нового года и Рождества все население этой большой страны выпило четверть годовой нормы алкоголя. Можно ли говорить о том, что в 100% случаев праздники у нас сопряжены с потреблением алкоголя?

С.С.: Статистики по употреблению алкоголя у нас нет, но, мне кажется, алкоголь априори является уместным на любом празднике.

Л.Г.: Свою свадьбу я хотела отпраздновать без алкоголя, но получилось, как у всех. Если брать сто процентов случаев, наверное, 99% праздников проходит с употреблением алкоголя. Если праздник спортивный, то употребляют после него, вечером. Но один процент безалкогольных мероприятий все-таки остается: в этих случаях руководители категорично заявляют об этом.

Можно ли назвать какой-то праздник самым лучшим?

С.С.: Самый ожидаемый праздник – это Новый год: его празднуют 87% опрошенных компаний. Если все остальные праздники отмечает гораздо меньше людей, то Новый год празднуют как в компании, так и дома. Есть шанс отметить его минимум два раза, причем дружно, всем вместе, с определенной атмосферой. На мой взгляд, самый лучший праздник у наших соотечественников – это Новый год.

Л.Г.: Я полностью согласна. Добавлю только, что самый хороший праздник – это хорошо подготовленный праздник.

Для того, чтобы хорошо подготовить праздник, необходимо привлечь специалистов. А насколько профессиональны существующие у нас праздничные агентства?

Л.Г.: Риски есть, поэтому этот вопрос надо изучать: нельзя просто прийти в первое попавшееся агентство. Сейчас и в интернете можно почитать отзывы о компании, но, на мой взгляд, важен личный контакт. Если тебе понравился менеджер агентства, ты доверился ему, тогда может получиться хорошее мероприятие. Я очень не люблю тендеры, потому что компании хотят получить праздник за самую низкую стоимость. У меня складывается ощущение, что если объявляют тендер, то компания работает на откаты. Очень часто непорядочно поступают: берут твой сценарий и работают по нему. Но когда ты предлагаешь максимальные услуги за минимальную стоимость просто потому, что хочешь проверить эту компанию, проверку мало кто проходит.

С.С.: Изучая форумы, можно прийти к такому выводу, что даже если человеку понравился менеджер агентства, праздник в итоге может оказаться не таким, как хотелось бы. В данной ситуации лучше полагаться на предыдущий опыт компаний-партнеров или тех людей, которым вы доверяете.

Л.Г.: У нас была клиентка, которая попросила список тех, кому мы делали праздники. Она всех обзвонила, провела свой мониторинг и осталась очень довольна отзывами. Мне кажется, это тоже правильно. Иногда человек видит свой праздник совершенно по-другому, чем его делает агентство, поэтому необходим личный контакт, чтобы менеджер понял ожидания клиента. Мы часто отправляем бриф, который нужно заполнить, чтобы иметь представление, с кем разговариваешь, о чем нужно говорить и что предлагать.

Мы всегда делаем обязательную встречу с ведущими, чтобы они понравились заказчику. 90% успеха праздника – это контакт клиента с ведущим, и мы всегда предоставляем нашим заказчикам возможность встретиться.

Где агентство может или должно стажировать сотрудников?

Л.Г.: Первоначальная базовая подготовка у сотрудника должна быть – это даже не обсуждается. У некоторых наших сотрудников есть еще специальность психолога, и это тоже немаловажно для общения с клиентом. Кроме того, нужна постоянная практика и опыт работы. Чем больше человек практикуется, тем больше его профессиональный рост. Я боюсь брать новых сотрудников, потому что у меня работают менеджеры с пятилетним стажем, которые бывали в разных ситуациях. Этому не научишь ни на каких курсах.

Кроме того, мы периодически посещаем тренинги и курсы. Если на тренинги приезжает какой-то интересный человек и рассказывает свое видение праздника, у тебя в голове рождаются какие-то интересные идеи.

С.С.: Мы три года практически никого не приглашали из России, Украины на тренинги, пытались выехать на своем опыте и собственных знаниях. Но в связи с тем, что ребята из ближнего зарубежья подумали, что ивент-бизнес в Беларуси уже умер, так как мы никого не приглашаем и сами никуда не ездим, мы совместно с Институтом PR пригласили Сергея Князева 22 марта дать хороший тренинг нашим соотечественникам. И москвичи увидят, что у нас рынок растет, что мы живы, причем, мы находимся не в зачаточном состоянии, а выходим на определенный уровень. Чтобы развиваться, нужен опыт.

Известно, что учреждена специальная ивент-награда, которая будет вручаться лучшим агентствам. Насколько профессиональные конкурсы могут способствовать карьере в той или иной отрасли?

Л.Г.: Участие в конкурсах стимулирует развитие, и я считаю, что выбрано правильное время для объявления конкурса. Он сможет немного подпитать агентства, стимулировать их рост, обменяться интересными идеями. У нас есть профессионалы, которые могут участвовать в этом конкурсе.

Кому будет вручаться эта награда и за что?

С.С.: Это ивент-премия "Красная морковь", которая будет вручаться по двум номинациям: "Профессиональное мнение" и "Взгляд потребителя". Официально "Красная морковь" будет презентована для журналистов 18 февраля, и думаю, что с понедельника в официальных СМИ можно будет прочитать, что это за премия, по каким критериям она будет выдаваться, как можно принять в ней участие и отдать голос за понравившегося фотографа, свадебный салон или праздничную компанию.

Как можно стимулировать дальнейшее развитие рынка ивент-агентств?

С.С.: Я думаю, такие профессиональные конкурсы и будут стимулировать это развитие. Когда заказчик, придя в агентство или салон, увидит премию "Красная морковь", он поймет, что этот салон или агентство – лучшее. Появится определенный поток клиентов, которые пойдут в эту компанию. Естественно, компании-конкуренты тоже захотят иметь такую премию и будут стремиться сделать что-то лучше, чтобы привлечь потребителей к себе.

Л.Г.: "Красная морковь" - это профессиональный конкурс, где можно будет посмотреть не просто компанию, а присмотреться к подрядчикам: к лучшему фотографу по мнению потребителя, лучшему ведущему, артисту, танцевальному коллективу. Это поможет и самим подрядчикам развиваться и стремиться к чему-то большему.

Может ли стимулировать развитие ивент-бизнеса приход на наш рынок иностранных игроков?

Л.Г.: Я думаю, может. Все, кто приходит на рынок, увеличивают спрос. Чем больше будет компаний, тем лучше будет развиваться наш рынок.

С.С.: Я думаю, что иностранные ивент-агентства к нам не придут. Согласно исследованиям, средний бюджет праздника составляет две-три тысячи долларов. Для московских и украинских ивент-агентств это просто не интересно, они не работают с такими бюджетами.

Л.Г.: В этом нет смысла. Кроме того, у них другое направление, они пользуются услугами белорусских праздничных агентств. Я сама ездила в Москву и предлагала праздничные услуги с участием наших белорусских артистов. Причем мы постоянно меняем артистов, а россияне работают с определенным набором музыкантов и исполнителей; грубо говоря, они у них числятся в штате. Мы себе такого позволить не можем: наш клиент требовательный, одного артиста он хочет, другого – нет.

Иностранные компании не знают нашу специфику, поэтому им нет смысла к нам идти.

Какой смысл предприятиям вкладывать деньги в корпоративные развлечения? Не проще ли повысить зарплату работникам?

С.С.: Тут срабатывает психологический момент. Любое корпоративное мероприятие сплачивает коллектив. Сплоченный коллектив лучше работает. Даже когда назревает небольшая стрессовая ситуация в коллективе, первый шаг, который должен сделать грамотный руководитель, – вывезти всех коллег на природу или сделать банкет в ресторане. После такого мероприятия люди будут приходить на работу, им будет что обсудить, они по-другому будут относиться к своей команде и начальству.

Л.Г.: При этом нужно смотреть на компанию. Если в ней все хорошо с финансовой точки зрения, это работает. Но если ситуация с финансами нестабильна, то куда бы ты ни вывозил сотрудников, они все равно скажут: "Лучше бы нам дали премию". Но в любом случае, с такими корпоративами повышаются ценности компании. У компании, как и у семьи, должны быть какие-то традиции, для того чтобы сотрудник любил и ценил коллектив, хотел работать с этими людьми.

Кризис и голод могут испортить белорусам праздничное настроение? Насколько макроэкономическая ситуация влияет на ивент-рынок?

Л.Г.: Об этом можно только догадываться. От профессионалов зависит, какой будет праздник. От хлеба и зрелищ никуда не уйдешь: человеку все равно каким-то образом нужно снимать стресс. Праздник все равно должен быть.

Нужна ли ивент-рынку помощь государства?

Л.Г.: Ивент-агентство – это такая же компания, как и любая другая на рынке, с тем же налогообложением. Государство уже много сделало для частного бизнеса. Если бы бюджет на праздники высчитывался не с прибыли компании, а за счет себестоимости, тогда можно было бы говорить о росте. Если у компании не будет прибыли, то не будет и праздников.

Может ли государство заказать белорусам самый лучший праздник у какого-нибудь ивент-агентства?

Л.Г.: Я думаю, это было бы очень интересным и правильным решением. Понятно, что это очень большой риск – обратиться не к государственной структуре, а в частное агентство. Но, мне кажется, частные развиваются быстрее, приносят интересные задумки. Может быть, этот праздник не был бы похож ни на один другой, который проводится ежегодно.