Лилия Крапивина, / Лилия Крапивина

Из-за недостатка средств многие важные туристические объекты в Беларуси не завершены, либо вообще не началось их строительство. Об этом было заявлено сегодня на коллегии Комитета государственного контроля Беларуси, где рассмотрены результаты контрольно-аналитических мероприятий по оценке эффективности использования государственных средств, выделенных на реализацию Национальной программы развития туризма в Беларуси на 2008-2010 годы, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе КГК.

Проведенный контролерами анализ показал, что госзаказчиками нацпрограммы (Министерство спорта и туризма, облисполкомы и Мингорисполком, Минкультуры, Минторг, Минтранс, Минлесхоз, Минстройархитектуры, Минобразования, Минсельхозпрод и Минприроды) не обеспечено полное выполнение ее мероприятий, а также целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Из-за непродуманных решений Минспорта и предложений местных органов, которые использовались при подготовке национальной программы, за прошедшие три года она серьезно корректировалась. Большое число мероприятий исключено из программы как невыполненные и невозможные для реализации. Так, Брестский облисполком из 72 предусмотренных в подпрограмме "Развитие инфраструктуры туризма" мероприятий предложил исключить 21 мероприятие.

Многие мероприятия программы дублируются в других госпрограммах. Из-за недостатка средств многие важные туристические объекты недостроены. Так, при растущем интересе к творчеству и личности Марка Шагала не завершена запланированная на 2008 год реставрация памятника архитектуры XVIII века - дома-музея живописца (Витебская область) с одновременной организацией пункта общепита.

Нехватка денег повлияла на то, что в 2008 году в Могилевской области не выполнены семь мероприятий программы, в Гомельской области - 11, в Минской - четыре. Гродненский облисполком недостаточно активен в деле развития белорусской части Августовского канала, хотя есть специальная государственная программа на 2009-2011 годы.

КГК также отметил, что финансирование нацпрограммы и мероприятий по развитию туризма в областях и городе Минске в последние два года в предусмотренном объеме не осуществлялось. На выполнение почти пятисот мероприятий в 2008 году направлено менее 4% средств от плана, в первом полугодии 2009 года - менее 2%.

Вместе с тем, как показала проверка, даже те средства, которые выделялись на реализацию Национальной программы развития туризма, зачастую расходовались нерационально. По оценке комитета, более Br840 млн. использовано крайне неэффективно. Например - свыше половины бюджетных ассигнований, направленных на реализацию подпрограммы по кадровой политике, научному и учебно-методическому обеспечению туристической отрасли. Также деньги пошли на пополнение и ведение Государственного кадастра туристических ресурсов Беларуси. Такая информационная система, содержащаяся в кадастре, безусловно, важна, но она сегодня не востребована ни потенциальными туристами, ни турфирмами.

Большая часть средств, выделенных по подпрограмме "Маркетинг туристических услуг", израсходована на подготовку и издание печатных и рекламно-информационных материалов о туристическом потенциале Беларуси. На момент проверки в августе 2009 года значительная часть рекламной продукции на сумму Br687,4 млн. была не востребована и хранилась на складах.

На коллегии также отмечены факты неудовлетворительного состояния придорожного сервиса. Это свидетельствует о недостаточной работе местных органов власти с инвесторами. Более того, порой вместо оказания помощи инвесторам местные исполнительные и распорядительные органы чинят им препятствия. Так, частное предприятие "БелСтрой", которое является владельцем туристско-гостиничного комплекса "Рыньковка" Брестского района, в 2008-2009 годах не раз обращалось в местный райисполком с просьбой выделить еще 5-6 гектаров земли для строительства второй очереди комплекса. Но Брестский райисполком сообщил, что рассмотреть заявление не представляется возможным из-за допущенных при его оформлении недостатков, которые, по сути, имели чисто формальный характер.

Обратили внимание контролеры и на небольшое количество сертифицированных гостиниц. Из общего числа существующих в Беларуси гостиниц только 7% получили сертификаты на услуги, а остальные не могут предоставить необходимый сервис клиенту, поскольку не созданы элементарные условия ни для туриста, ни для делового человека. Здания большинства гостиниц, особенно системы жилкомхоза, не соответствуют современным требованиям. Отсюда и нерентабельная работа, и дефицит средств для реконструкции и развития материально-технической базы, отмечено на коллегии.

Вместе с тем за последние два года несколько активизировалось развитие агроэкотуризма. Однако, как показал анализ, здесь есть и сдерживающие факторы. В частности, необходимость прохождения процедуры регистрации иностранными гражданами, прибывающими в Беларусь на срок свыше трех суток, отсутствие налоговых, имущественных, кредитных льгот у сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, создающих агроэкотуристические комплексы.

Отдельного внимания заслуживает такой перспективный сегмент туристического рынка, как иностранный охотничий туризм, для развития которого также есть несколько серьезных преград. Во-первых, не решен вопрос оформления ввоза и вывоза иностранными гражданами охотничьего оружия и боеприпасов, а это сложная и долгая процедура. Во-вторых, препятствует "раскрутке" иностранного охоттуризма забюрократизированный и длительный процесс выдачи государственной ветеринарной службой трофейного листа и ветеринарного свидетельства для вывоза из Беларуси охотничьих трофеев.

Коллегия внесла предложения по оптимизации использования и развития туристического потенциала Беларуси. Как полагают в Комитете госконтроля, реализация внесенных предложений позволит с наибольшим эффектом выполнить мероприятия Национальной программы развития туризма в Беларуси.
{banner_819}{banner_825}
-14%
-50%
-10%
-30%
-10%
-15%
-10%
-40%