Лилия Кобзик, / Лилия Кобзик

О причинах, которые мешают принимать и обслуживать туристов в Беларуси, рассказывает Галина Потаева, директор фирмы "Виаполь", лидирующей в приеме российских путешественников. Какими бы мелкими ни казались некоторые причины, практик называет их "гвоздями, забитыми в гроб белорусского туризма". Узнать об этих "гвоздях", наверное, интересно будет всем. Пойдем от мелких причин к более крупным.

- Первая причина - это настоящая мафия, которая орудует на привокзальной площади в Минске. Я имею в виду таксистов. Наши туристы, большинство из которых - россияне, в основном приезжают в столицу на поезде. Они видят прекрасный вокзал, ну а потом сразу же попадают в лапы людей, которые пытаются обмануть, содрать за поездку втридорога, возят кругами. Да, подобная "мафия", говорят, существует в Москве и в других городах. Но от Беларуси этого никто не ждет, впечатление портится сразу. Бывает, что и навсегда. Когда наша фирма начала из-за этого терять туристов, мы стали встречать каждого гостя на вокзале и индивидуально отвозить в гостиницу. Обеспечить нормальный цивилизованный трансфер туристов от вокзала до гостиницы наш столичный общественный транспорт пока не может.
 
Вторая причина - сувениры. В Беларуси их нет в привычном понимании этого слова. Сегодня в мире никто не делает бесполезных сувениров. Главная задача сувенирной продукции - она должна быть утилитарной. Нечто, что можно надеть, съесть, выпить, игрушки, наклейки, аксессуары для повседневной жизни. В стране - немалое количество музеев, многие из них жалуются на безденежье, но они сидят на деньгах и не замечают этого. Выход из любого белорусского музея должен быть только через сувенирную лавку. Причем лавка эта не обязательно должна принадлежать государству. Частник гибче и скорее удовлетворит спрос, обеспечив доход и себе, и музею.
 
Причина третья - туалеты. О ней говорят постоянно, но легче не становится. Нормальных туалетов нет ни в городах, ни на трассах. В самых популярных экскурсионных местах - таких, как Несвиж, Мир и другие - единственный общественный туалет находится, как правило, в единственном же ресторане, и там всего несколько кабинок. А что делать, когда в туристической группе 40 человек? Мы по-прежнему можем предложить туристам только лес у дороги.

Причина четвертая - автобусы
. В нашей стране туристов обслуживает старый и неприспособленный транспорт. Самым шикарным и суперсовременным считается автобус какого-нибудь 2002-го "года рождения". Хотя, по сути, нам роскошных автобусов и не надо. В автобусе должно быть чисто, там должны быть кофеварка, мониторы, вежливые и аккуратные водители. Это все! Я лично - сторонник того, чтобы на экскурсионных маршрутах по Беларуси работали отечественные МАЗы. Но государство говорит фирмам: покупайте! Хотя приобретение одного-двух автобусов фирме ничего не даст. Нам в один день нужно одновременно 10 автобусов, чтобы обслужить все маршруты. Надо дать возможность автопаркам и перевозчикам закупить, взять в лизинг необходимое количество МАЗов, а фирмы будут арендовать. И обязательно заняться подготовкой водителей для обслуживания туристов. Везде в мире водители на экскурсионных маршрутах одеты в белую рубашку и галстук, они вежливы и любезны. Наши - часто прямая противоположность всему этому.
 
Причина пятая - гостиницы. В столице только одна достойная гостиница целиком туристического класса - это гостиница "Беларусь". Индивидуальных туристов, которые могут заплатить за 5-звездочный сервис, в Минске уже, слава богу, есть где принять. Для групповых туристов, которым нужна гостиница среднего уровня, размещения не хватает. Если бы завтра в Минске появились еще четыре фирмы, которые занялись бы, как мы, приемом российских гостей, то директора застрелились бы в один день! В центре города туристов негде селить. А для Беларуси очень важно, где жить. 90% туристического продукта в Париже - это сам Париж с его достопримечательностями и атмосферой. Значительная часть успешного знакомства с Минском, где все можно осмотреть за один день, - это гостиница. Она должна находиться в центре, в красивом месте, и цена за номер должна быть подъемной для простого экскурсанта - откуда бы он ни приехал - с запада или востока.
 
P. S. Мы надеемся, что все эти "гвозди", о которых рассказал наш компетентный собеседник, наконец-то заметят те, от кого зависит решение больших и малых проблем белорусского туризма. И дело, наконец, сдвинется с мертвой точки.