Отдых


Алена Андреева,

Тема въездного туризма не теряет своей актуальности уже несколько лет, с тех пор как Беларусь взяла курс на популяризацию отдыха в нашей стране. Но бурный поток иностранных гостей в нашу страну пока не хлынул. О том, как развивается туризм в Беларуси и что нужно сделать, чтобы привлечь в страну иностранных посетителей, в студии TUT.BY рассказал Виктор Янковенко, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Согласно статистике, Минск в этом году посетили туристы из 102 стран, но при этом количество их, как и прежде, не столь велико. О каких приблизительных итогах года в масштабах страны можно говорить уже сейчас?


Итоги года пока подводить рано. Более того, мало их подвести, их нужно еще и проанализировать.

За девять месяцев этого года у нас наблюдается небольшое снижение посетителей нашей страны. Но это снижение произошло в основном за счет тех людей, которые транзитом следовали через нашу страну. В 2008 году полтора миллиона транзитных пассажиров, которые ехали из Европы в Россию или из северных стран на юг, проехало через Беларусь, но за десять месяцев текущего года их количество уменьшилось на 30%.

Кроме того, в стране наблюдается небольшое снижение деловой активности. Количество выехавших из страны увеличилось, при этом число организованных туристов, которые воспользовались услугами турорганизаций, уменьшилось и составляет 84% от уровня прошлого года. Значит, люди поехали сами, дикарем, не пользуясь услугами туроператоров, увозя деньги в кармане и нигде их не декларируя. Такая ситуация создает не очень хорошие условия для турорганизаций: если раньше человек покупал путевку и был уверен, что организация, которая приняла у него тур, отвечает за качество услуг, то сейчас он выезжает сам на свой страх и риск. Но человек на это идет, потому что не у всякой турорганизации есть возможность предварительно купить валюту в нашем банке и сделать предоплату услуг иностранному партнеру. То решение, которое было принято в апреле этого года, повлияло на систему выездного организованного туризма, зато это дало возможность полностью развернуться индивидуальным туристам.

Также в этом году существенно снизилось количество выездов в Украину, в Крым, в Одессу, из-за снижения числа организованно выезжающих на оздоровление детей.

Если говорить с точки зрения организованного туризма, экспорт туристов у нас увеличился до 104,8%, импорт уменьшился до 84%, доходы от внутреннего туризма за девять месяцев составили 132,7%, что на треть больше по сравнению с прошлым годом. Все вроде соответствует классической схеме развития организованного туризма, но мы видим, что общее количество выехавших людей не уменьшается, а услугами турорганизаций пользуются меньше. Есть над чем задуматься.

В связи с этим какие меры собирается предпринять Министерство спорта и туризма в следующем году?

Мы не просто собираемся, а уже много делаем в этом направлении. Мы очень серьезно прорабатываем вопрос либерализации визового режима, хоть это зависит не только от нас. Мы не говорим о полной отмене, а лишь о либерализации, чтобы человек мог быстро получить визу. Наши зарубежные партнеры утверждают, что стоимость визы для них не главное, главное – то, что они теряют неделю, а то и больше на ее оформление.

Кроме того, наша санаторно-курортная база заполнена на 101%. Это значит, что летом в санаториях ставят дополнительные кровати или люди уменьшают количество дней лечения. Хорошо, что количество людей увеличивается, но такая загруженность говорит о том, что резерва нет. Раз загрузка стопроцентная, количество отдыхающих не увеличишь, а построить современный санаторий с необходимой инфраструктурой и качеством обслуживания – дело не одного дня.

Мы много говорим о развитии услуг придорожного сервиса, но люди в этот сервис не очень-то и идут. Например, в 2006 году вышел Указ президента о развитии агроэкотуризма и предоставлении системы льготного кредитования и условий работы. В 2006 году было 34 усадьбы, на первое июля 2009 года было уже 730, и до конца года добавятся еще минимум сто. Никого не пришлось убеждать, люди поняли, что этим выгодно заниматься. В экотуризм пришли хорошие кадры, люди с высшим образованием, толковые организаторы. А в придорожном сервисе пока не получается. Необходимо совместно с Минтранс принять решение о льготном кредитовании для того, чтобы привлечь людей в эту сферу. Если в одном получилось, получится и в другом.

Виза – болевая точка. Есть предложение сделать по примеру турок – вклеивать марку прямо на границе. Это идеал в наших условиях. Любая белорусская виза должна быть многоразовой на три месяца, например. Человек съездит в Россию, Украину, Прибалтику и вернется. Нам не нужны такие туристы?

Это наша идея, и хорошо, что она становится народной и обсуждается другими людьми. Но не Министерство спорта и туризма принимает решение об облегчении визового режима. Со своей стороны Минспорта везде поднимает вопрос об упрощении доступности страны.

Мы соседствуем с пятью странами. В Польше, Литве, Латвии существует безвизовый шенген со всей Европой и Америкой. Украина безвизова для всей Европы и Америки в одностороннем порядке. В России с прошлого года был сделан безвизовый въезд для пассажиров круизных лайнеров, а с мая этого года безвизовый въезд для тех, кто пользуется паромными переправами. Паромные переправы для России – это вся Скандинавия, Япония, все, что идет с Черного моря. То есть эти страны создали безвизовый режим для тех, кому удобно приехать в их страну, при соблюдении главного условия – наличия билета туда и обратно: если у вас есть билет обратно через трое суток, значит, трое суток вы можете спокойно находиться в стране.

То есть у нас есть три группы соседей: у одних есть все, у других есть все в одностороннем порядке, а у третьих есть завлекалки, которые работают и привлекают туристов.

Какие наши шансы в такой ситуации? Когда мы сможем хоть куда-нибудь выехать без оформления визы?

Мне, как простому пользователю, который хочет ездить без виз, тоже хотелось бы знать, когда это произойдет. Нужно спрашивать у представителей МИД.

Хотелось бы узнать про то положение или нормативно-правовые акты, которые регулируют паспортно-визовый режим между Беларусью и Литвой. Имеется в виду безвизовый режим для граждан Беларуси и Литвы, которые живут в пятидесятикилометровой приграничной зоне.

Еще не принято никаких документов и решений, вопрос находится в стадии проработки. Мы ждем и надеемся.

Но должен вам сказать, что для туризма это не помощь. Со стороны Литвы 800 тысячам жителей, с нашей стороны 750 тысячам будет разрешено ходить и ездить через границу бессчетное количество раз без всяких отметок в паспортах. То есть об организованном туризме даже речи быть не может. Единственное, чему будет способствовать такой безвизовый режим, - это созданию совместных трансграничных маршрутов. Но пользоваться ими смогут только жители приграничных территорий.

Есть мнение, что проблемы туризма не связаны исключительно с нерасторопностью чиновников и их бездеятельностью, но, в том числе, и с безразличным отношением "временщиков", руководящих многими предприятиями туриндустрии: зачем думать на перспективу, если, не ровен час, снимут? Не кажется ли вам, что туристская администрация на сегодняшний день беззубая? Кроме принятия совместных программ, которые реализуются только на бумаге, никакой работы не проводится, каждый работает сам по себе.

Это позиция человека, который плохо представляет себе состояние туриндустрии в стране. Что значит "снять руководителя турагентства"? У нас сейчас 92,5% турорганизаций представляют собой частную форму собственности. Какое безразличие может быть у директора частного предприятия? Если он безразличен к своей работе, хозяин тут же, ни с кем не советуясь, заменит его на более инициативного.

Кроме того, ни в одной стране мира нет такого, чтобы пожелания турагентств неукоснительно выполнялись всеми министерствами и ведомствами. Во всем мире проблемы туризма одинаковы, будь то Бангладеш, Франция или Беларусь.

В мировом туризме существует несколько вопросов, особенно актуальных в условиях кризиса. Первый – это государственная поддержка организаций, независимо от их форм собственности. У нас в этом плане делается немало: это и льготы владельцам сельских усадеб, для тех, кто строит объекты придорожного сервиса, проводит экскурсионную деятельность. Государственная поддержка заключается в невведении новых налогов либо в освобождении от существующих.

Второй вопрос – это сохранение в условиях кризиса количества туристических организаций и количества людей, работающих в них, и особые требования к кадрам: их обучение, повышение квалификации, овладение компьютером, иностранными языками. У нас для сферы туризма специалистов готовят 17 вузов, и за последние 15 лет выросла новая генерация молодых людей, которые получили высшее образование и в большинстве своем владеют одним-двумя иностранными языками.

Мы обсуждали тему въездного туризма с представителями гостиничного бизнеса, и самым больным оказался вопрос о том, что наши сотрудники в гостиницах банально не могут приветливо улыбнуться гостю, правильно обслужить его в ресторане.

Я полностью согласен, что такая проблема, действительно, существует. Но где же мы возьмем других людей? Если у вас на генном уровне заложено неумение улыбаться, а мы вас ставим в гостиницу и ресторан - это, безусловно, проблема, но это не значит, что человек недоучен. Он такой сам по себе. Для того чтобы людям хотелось улыбаться, нужно менять наш менталитет.

Будут ли отменены ваучеры, которые мы используем для заключения договоров с туристами? Если будут, то когда это произойдет? Будет ли введена общая форма договора или каждая фирма будет разрабатывать свой?

В Национальном собрании прошли первые чтения дополнений и изменений в "Закон о туризме", по которым ваучер исключается, остается договор оказания услуг между заказчиком и туроператором. Мы планируем, что типовая форма договора будет разработана нами и утверждена Совмином. Практика показала, что это необходимо для защиты, в первую очередь, заказчика от недобросовестного туроператора. Поэтому будет предложен типовой договор, который предполагает выполнение основных и дополнительных соглашений.

Планируется ли отмена лицензий на туристическую деятельность? Если да, то в какие сроки и чем она будет заменена?

Мы полностью согласовали проект того нормативного акта, который отменяет лицензии в туристической деятельности, но не мы же подписываем указ. Как только будет подписан указ, лицензии будут отменены. Мы сегодня готовы к этому.

Скорее всего, по примеру многих стран, в том числе и России, будет создан единый реестр, куда можно будет войти, просто зарегистрировав свою деятельность, получить разрешение на нее. Но для разрешения заниматься этим видом деятельности будет выдерживаться один основной показатель – это требование к кадрам, которое останется в любом случае. Туризм – это сфера недешевых услуг, которые, как и в других отраслях, должны выполнять подготовленные кадры.

Требуется ли лицензия на осуществление экскурсионной деятельности в чистом виде? Не противоречит ли законодательству оказание экскурсионных услуг менеджером?

Нет, конечно, и в законе это четко прописано. Турдеятельность – это две и более услуги, оказанные одному клиенту. Если вы оказываете только одну услугу по экскурсионной деятельности, то вам лицензия не нужна: осуществляйте ее как экскурсионную деятельность. Но если вы оказываете услуги по размещению, питанию, транспортному обслуживанию, тогда необходима лицензия на туристическую деятельность.

Почему отели в Беларуси пустуют и пустуют ли?

Вопрос немного не по адресу, потому что гостиничное хозяйство не входит в сферу влияния Министерства спорта и туризма. На это есть Минжилкомхоз, облисполкомы, которые осуществляют государственную политику в гостиничном хозяйстве. В больших городах, в Минске загрузка отелей не меньше, чем в крупных городах и столицах стран-соседей, а, может, даже и больше – из-за недостаточного количества отелей.

Конечно, гостиницы в районных центрах и небольших городах представляют собой большую проблему. В нашей программе вложена задача за три года ввести в строй, отремонтировать и реконструировать 48 отелей. Программа эта выполняется: в прошлом году было введено в строй 19 гостиниц, в этом году еще восемь. Если лет пять назад эта проблема была актуальна практически по всем городам, то сейчас ситуация изменилась в Минске, в областных центрах и крупных городах. Но по-прежнему остаются проблемы в небольших городах.

А что касается загрузки, то даже в Минске есть отели с очень серьезной загрузкой, а есть и те, которые стоят полупустые. Основной критерий загруженности гостиницы – это соответствие цены и качества.

Слушатели предлагают свое видение развития туризма: "Хотите туристический рай в Беларуси – легализуйте проституцию. Все равно к нам приезжают за дешевыми коктейлями, шампанским и красивыми девчонками".

Это идея не новая. Несколько лет назад СМИ опубликовали исследование, что каждый русский турист в Праге на проституток оставляет в среднем 36 евро в сутки. Информация сначала позабавила, а потом заставила задуматься.

Насчет легализации проституции – вопрос не ко мне. Всякое есть, мы же тоже не ханжи.

Какие основные направления в работе Министерства спорта и туризма на следующий год? Как будут привлекаться туристы извне и организовываться отдых белорусов?

С момента создания закона до более-менее нормального развития этой деятельности прошло десять лет. Это очень короткий срок в этом деле. Гостиницы строятся, персонал обучается – то есть инфраструктура создается. Другое дело, что проблема – в нас самих, в тех, кто работает в туризме.

Программа по строительству и реконструкции гостиниц есть, она выполняется, даже несмотря на кризис. Создаются нормальные, достаточно льготные условия для инвесторов – как внутренних, так и внешних. Постепенно у нас будут возникать трехзвездочные отели.

Но для того, чтобы эта инфраструктура развивалась и приносила доход, необходимо улучшать доступность страны, чтобы к нам человек летел, зная, что в аэропорту его встретят с распростертыми объятиями, тебе будут улыбаться, а не погонят за визой.

Кроме того, важна транспортная доступность страны, чтобы к нам летали нормальные, хорошие самолеты, строго по графику и из разных стран.

Нужно не забывать и о тех, кто развивает туризм и инфраструктуру внутри страны, создавать им льготные условия и преференции.
{banner_819}{banner_825}
-47%
-32%
-10%
-30%
-50%
-50%
-15%
-40%
-10%
-27%