Алена Андреева, / Алена Андреева

В кризисное время предпочтения белорусов в выборе мест для отдыха несколько изменились. Почувствовали ли это на своей работе авиакомпании? Почему из Беларуси делается мало чартерных рейсов и каково сейчас живется авиаперевозчикам? Об этом, и не только, в эфире Радио TUT.BY рассказала Татьяна Белоусова, глава регионального представительства авиакомпании AirBaltic в Беларуси.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Куда летали и куда летают сегодня белорусы?


Белорусы в этом году не изменили своим предпочтениям. По-прежнему очень много пассажиров на скандинавское направление, на южное направление Западной Европы. Падения спроса не наблюдается - наоборот, можно говорить о росте пассажиропотока и по аэропорту "Минск-2", и в целом по авиакомпании. Более того, в этом сезоне мы вышли на рекордные показатели – до 85-90% загрузки самолета.

То есть, рассказы о том, что в кризис белорусы поехали на дачи и в лес с палаткой, - это слухи?

Возможно, многим белорусам и пришлось изменить свои привычные места отдыха, но бизнесменам по-прежнему нужно работать, заключать контракты, навещать партнеров. Успешные в бизнесе люди по-прежнему могут позволить себе и шопинг в Милане, и посещение фестиваля в Венеции, и отдых в Барселоне.

Значит, авиаперевозки у нас выбирают не отдыхающие, а люди, занимающиеся бизнесом и работой?

Можно сказать и так, хотя большую долю в этом потоке занимают пассажиры, навещающие своих родных, а также те, кто позволяет себе уик-энды за рубежом, индивидуальные экскурсионные поездки, корпоративные путешествия.

Появилась ли необходимость открывать какие-то новые направления в связи с кризисом?

AirBaltic как латвийская национальная авиакомпания формирует свою политику, исходя из интересов Латвии, Прибалтики, Скандинавии, где находится наша основная целевая группа. Большинство пассажиров наших рейсов – не белорусы, а иностранцы. Мы привозим сюда и бизнесменов, и туристов.

Все направления формируются в Риге, и они настолько хороши и популярны, что интересны и белорусам.

Почувствовали ли вы в белорусском бюро AirBaltic так называемый потребительский терроризм, к которому все чаще стали прибегать белорусы в период кризиса?

В последний год мы почувствовали рост числа жалоб (иногда обоснованных, иногда - нет), но это абсолютно нормальный процесс роста и развития рынка. В какой-то момент потребители рынка начинают осознавать свои права, но, не зная их достаточно глубоко, они на ощупь пытаются определить, где проходит граница этих прав.

На что жалуются чаще всего?

Иногда пассажиры прибывают на рейс с непригодными для путешествия документами. Например, если виза находится не в действующем паспорте, то через некоторые страны с такими документами лететь нельзя. Такие вопросы нужно заранее уточнять в авиакомпании или в посольстве страны, через которую он собирается лететь.

Почему из Беларуси летает мало чартерных самолетов на самые популярные курорты?

Наверное, этот вопрос надо задать туроператорам, организующим такие туры. AirBaltic производит чартерные рейсы из аэропортов Риги, Вильнюса и некоторых других европейских аэропортов, где действует принцип free sky. Там авиакомпании могут вылетать из любого пункта в любой пункт, просто спросив на это разрешения аэропорта.

В Беларуси организовывать заказы на чартерные рейсы мы  не можем - этим занимается национальная авиакомпания.

Выгодно ли в Беларуси заниматься бюджетными рейсами?

В бюджетной авиакомпании имеет место альтернативная экономическая модель, при которой авиакомпания выстраивает сетку тарифа по аукционному принципу: чем меньше остается мест в самолете, тем они дороже. Эти авиакомпании предлагают билеты по выгодным, максимально низким ценам. Иногда такие компании экономят на кассах и других предоставляемых пассажирам сервисах: например, продажа билетов идет только онлайн. Авиапродукт разбивается на части, продаваемые пассажиру отдельно: перевозка, провоз багажа, питание на борту – это все отдельные услуги.

Аукционные принципы ценообразования применяют практически все авиакомпании, так же, как и выделение провоза багажа в качестве отдельной услуги. Поэтому границы между традиционными лоу-костами, некогда легендарными в Европе и мире, и традиционными авиакомпаниями, наверное, уже стерлись. Каждая авиакомпания применяет в своей работе те или иные принципы, и дешевые билеты появляются даже у тех авиакомпаний, которые традиционно считались дорогими.

Дешевый авиабилет – это какой?

Стоимость дешевого авиабилета зависит от средних цен на данном рынке и от загрузки самолета, она может начинаться от 10 евро в одну сторону.

Как развивается направление лоу-кост в странах Балтии?

В странах Балтии это направление переживает несколько сложные времена, потому что бюджетные авиакомпании  в основном совершают полеты по принципу point-to-point – "из точки в точку": например, из Риги в Дублин, где работали латыши, из Берлина в Барселону, где массово отдыхают европейцы. В период кризиса объем таких поездок снижается, и многие лоу-кост-авиакомпании сокращают свою деятельность, потому что им просто некого возить: чтобы быть экономически выгодными, им необходимо грузиться на 99%.

На сегодняшний день любая транснациональная авиакомпания может сделать предложения и для тех, кто любит лоу-кост, и для тех, кто готов заплатить за полный набор услуг.

Практически так оно и есть. В интернет ушли не только гранды Lufthansa, Austrian, там давно работает AirBaltic, "Белавиа" - это один из приемов лоу-кост, который эффективно взяли на вооружение все авиакомпании.

Востребовано ли ваше лоу-кост-предложение среди белорусов или они предпочитают другие компании?

Наверное, белорусы не выбирают между традиционными авиакомпаниями или более дешевыми. Они мыслят несколько иными категориями: ищут подходящую стыковку - вылет в нужную дату, нужные условия и нужную цену – ту, на которую они согласны.

При каких условиях, на ваш взгляд, это направление могло бы получить большее развитие и более достойное восприятие?

Лоу-кост-авиакомпании могут развиваться в той стране, где существует безвизовый режим для выезда и для въезда. Для лоу-кост важен огромный оборот авиапассажиров. Необходимость получения визы для прибытия в нашу страну или вылета отсекает основную массу пассажиров. Я думаю, на данный момент наличие лоу-кост просто неоправданно.

Насколько больно ударил кризис по авиакомпаниям? Почувствовали ли они какие-то проявления кризиса?

Абсолютно никаких проявлений мы не почувствовали. Более того, объем перевозок нашей компании в этом году вырос на 30%. В нашей сфере кризиса как такового нет, есть просто резко меняющаяся деловая среда, к которой нужно уметь приспособиться.

Почувствовало ли белорусское представительство AirBaltic диверсификацию рынков сбыта? Полетели ли белорусские производители за границу предлагать свои товары?

Наверное, да. Среди наших клиентов - все больше государственных организаций, больше представителей государственного бизнеса, и в период кризиса они начинают принимать очень взвешенные решения в организации своих путешествий. Они не покупают бездумно авиабилеты по любой заоблачной цене, а проводят тендеры, прицениваются, ищут самый дешевый способ улететь – и это правильно.

Куда летают белорусские чиновники и представители предприятий, которые диверсифицируют свои рынки сбыта?

Задача диверсификации касается прежде всего освоения рынков Азии, Латинской Америки. У многих белорусских предприятий налажены прочные связи со скандинавскими и западноевропейскими странами, странами Балтии.

Не боитесь ли вы погружения в кризисную яму? Говорят, грядет вторая волна кризиса…

Поскольку кризис начался не в реальном, а в финансовом секторе, то это будут определять решения банков и финансовых властей. Рынок авиаперевозок не находится в кризисе, он бурно развивается как в Европе, так и в Беларуси.

{banner_819}{banner_825}
-5%
-10%
-60%
-15%
-10%
-35%
-70%
-30%
-35%
-10%
-25%