Отдых


Алена Андреева,

Туристический сезон 2009 года закончился, и можно подводить некоторые итоги. О том, повлиял ли кризис на предпочтения белорусов и что нужно сделать для развития туризма в нашей стране, в эфире Радио TUT.BY рассказал Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Как оценивают белорусские операторы закончившийся туристический сезон? Были ли какие-то особенности в связи с кризисом?

Белорусский туристический сезон в условиях антикризисных мероприятий, намеченных правительством, не очень отличался от европейских.

Исследования европейских туроператоров показывают, что объем спроса упал в среднем на 20-40%. У нас выводы по итогам сезона будут сделаны немного позже, но уже сейчас понятно, что общее падение объемов услуг наблюдалось и в нашем туризме. 

Однако даже в условиях кризиса туристические компании довольно успешно вышли из этой ситуации. Для этого многим пришлось снизить показатели на определенных направлениях, приложить усилия и диверсифицировать направления своей деятельности. Тем не менее показатели по традиционным направлениям – Египет, Турция, Болгария, Черногория - были выполнены.

Какого рода перепланировки и перенаправления произошли в работе туроператоров?

Большой диверсификации не произошло. Всем туроператорам в этом сезоне пришлось провести экономический анализ целесообразности работы и сконцентрироваться на определенных направлениях. Большинство наших туристических организаций, работая в статусе агентов, ориентировались на Турцию и Египет.

Вначале предполагалось, что в условиях кризиса большой популярностью у отечественного туриста будет пользоваться дешевый Крым. Но, как оказалось, он не был востребованным, поскольку  у отдыхающих по-прежнему превалирует требование к качеству оказания услуг. И туристическим компаниям пришлось перестраиваться прямо во время сезона. Потребитель пришел к пониманию, что за свои деньги он должен получить качественный сервис.

В Минспорта бытует мнение, что наши соотечественники отказались в этом сезоне от зарубежных поездок и сосредоточились на внутреннем туризме. Действительно ли это так? Обратили ли туроператоры внимание на внутренний рынок?

Министерству спорта впервые за многие годы удалось достичь положительных показателей в сальдо, и это всегда приветствуется: любая страна заинтересована в экспорте туризма. Другое дело, какими способами и средствами мы достигаем этих целей.

Необходимо открывать границы и отойти от узковедомственных привилегий в отношении установления весьма дорогих, на мой взгляд, виз для иностранных посетителей, потому что мы заинтересованы в их приезде. Возможно, мы должны в какой-то степени пожертвовать принципом взаимности, традиционно исповедуемых министерствами иностранных дел различных стран, и это позволит нам еще больше увеличить масштабы въездного туризма. Туристические организации, перед которыми регулярно ставятся постоянно повышающиеся планы обслуживания туристов и объемов предоставляемых услуг, будут готовы выполнить их.

Как ваша организация оценивает уровень въездного туризма в Беларуси?


Въездной туризм остается основным направлением и основной фишкой в любой стране. Говоря о въездном туризме, мы говорим об экспорте туризма. Мы очень благодарны Министерству спорта и туризма: в новую редакцию закона о туризме внесены поправки, и думаю, новый состав депутатского корпуса на осенней сессии с пониманием отнесется к существующим проблемным точкам. В новой редакции прямыми нормами прописаны обозначения экспорта и импорта туризма, и получение такого документа в распоряжение практиков позволит применять нулевую ставку НДС к экспорту туризма, тем самым сделать более конкурентоспособным отечественный турпродукт и увеличить объем оказания туристических услуг иностранному посетителю.

Болевой точкой отечественного туризма по-прежнему остается качество сервиса. Минспорта разработало примерно 677 туристических маршрутов в нашей стране, но назвать какие-то из них образцовыми и выделить их как национальный туристический продукт весьма затруднительно.

Недавно в Киеве проходил туристический форум, на котором приводились следующие цифры: в ведущей в туристическом отношении Греции есть всего 33 национальных маршрута, в Турции для иностранцев открыто всего семь национальных маршрутов. Но эти маршруты действительно качественно подготовлены.

Я не понимаю, как можно подготовить такое огромное количество маршрутов в нашей стране, создать в них современные условия для посетителей с качественным предоставлением услуг. Не нужно гнаться за количеством, а следует обратить внимание на качество предлагаемых услуг и маршрутов.

А качество сервиса у нас далеко не европейское. По-прежнему на каждой санитарной остановке в лесу мы говорим: "Мальчики – налево, девочки – направо", - и на этом знакомство иностранцев с нашей природой завершается. Экологический туризм, о развитии которого в нашей стране мы постоянно говорим, подразумевает подход по принципу "не навредить природе". Любая санитарная остановка должна отвечать элементарным требованиям комфорта - чтобы человек мог с удобством удовлетворить  свои физиологические потребности, чтобы он мог перекусить, принять душ, приобрести сувениры. То есть должно быть широкое наполнение сервисного обеспечения.

В этом отношении мне понравилась позиция украинских туроператоров, предложивших помощь государству в принятии иностранных делегаций, которые приедут в 2012 году на чемпионат мира по футболу, и в предоставлении максимально качественного сервиса для удовлетворения всех потребностей туристов. Туристические организации обязались отчислять в специально создаваемый фонд по две гривны с каждого туриста. Такая, на первый взгляд, мелочь позволит принести в государственный бюджет более 200 тысяч долларов в год . Но при этом туроператоры оставляют за собой право контролировать расход этих средств и направлять их на подготовку волонтеров, переводчиков, программу промоушена страны и разработку туристических маршрутов с тем качеством и требованиями, которые определят сами туристические организации. Ведь государственный механизм воспринимает туризм несколько иначе, чем практики, которые смотрят на него глазами потребителя.

В европейских странах туроператоры прислушиваются к пожеланиям потенциальных туристов, и перед началом сезона они даже собирают иностранных туроператоров и узнают предпочтения клиентов.

Нарекания на отечественный сервис справедливы, но тем не менее российские туроператоры еще зимой выкупают все места в санаториях на летне-осенний период. Значит, сервис их  все-таки устраивает? Может, иностранцы тоже поехали бы к нам за дешевым лечением?

Российских операторов наш сервис действительно пока устраивает. Однако, я думаю, это не значит, что так будет всегда. И тогда сервис потребуется развивать. А любое развитие требует соответствующих инвестиций.

У нас на государственном уровне пока не созданы условия, чтобы развивать туризм в должной мере. Если мы не сертифицировали оказание туристических услуг (деятельность отелей, перевозчиков, питание) на соответствующем уровне, то как можно требовать от туристических организаций улучшить качество их работы?

Например, у нас есть Августовский канал, в очищение и реновацию которого были вложены большие деньги. Но, к сожалению, на берегах этого канала нет никакой инфраструктуры. Министерство спорта активно лоббирует вопрос о вхождении канала в состав свободной экономической зоны, чтобы развивать инфраструктуру могла администрация СЭЗ, а не гор- и райисполкомов.

На Кубу туристы едут за экзотикой. Может, и нам стоит сделать своей фишкой советский налет, который все еще присутствует в санаториях, курортных зонах?

У нас действительно сохранились памятники советского периода, на которые обращают внимание многие иностранцы.

Но нужно помнить, что на Кубу едут единицы, туда нет массовых поездок ни российских, ни белорусских туристов. Мы же говорим о Европе, о тесном сотрудничестве с Евросоюзом, который, кстати, активно заинтересовался не самым лучшим положением Беларуси на мировом туристическом рынке. Экономика требует, чтобы политики отступили от некоторых своих принципов и начали консолидировать свои усилия с Европой для создания условий развития отечественного туризма.

Что касается белорусской экзотики, то иностранным туристам мы можем предложить не только памятники старины и культуры. Минспорта и туризма постоянно обновляет кадастр туристических возможностей нашей страны, с которым может ознакомиться в интернете любой желающий. В первую очередь, нам необходимо обеспечить максимально привлекательные возможности для въезда в нашу страну. Даже для получения лечения платить 140 долларов за визу готов не каждый иностранец. Кроме того, прежде чем отправиться на лечение, нужно сначала приехать и увидеть саму страну: человек увидит все своими глазами и сможет сделать самую лучшую рекламу.

Если частный бизнес сможет консолидироваться с государственными структурами, мы сможем достичь положительных результатов в решении многих вопросов.

Как бы вы прокомментировали инициативу Министерства спорта и туризма, которое несколько месяцев назад предложило сделать безвизовым режим въезда в Беларусь для туристов из стран ЕС? Насколько это вообще реализуемо?

Такое предложение озвучивалось на протяжении нескольких лет Республиканским союзом туристических организаций. Мы писали соответствующие письма в правительство, в Минспорта, в МИД, где излагали свою позицию по отношению к отходу от принципов взаимности. Но наши предложения, по-видимому, пока не услышаны, или же мы пока еще не готовы к принятию такого решения. На мой взгляд, безвизовый режим можно ввести на какой-то короткий срок - в качестве эксперимента.

Я думаю, эта инициатива заслуживает всякой поддержки. Если на первых порах она будет трудно реализоваться, то на ближайшем Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при правительстве Беларуси планируется уделить особое внимание этому вопросу. Мы надеемся на положительный сдвиг. В любом случае нужно использовать метод проб и ошибок и решаться на проведение эксперимента. Именно жизнь и практика показывают целесообразность и востребованность тех или иных шагов.

Министерство спорта и туризма внесло на рассмотрение парламента новый закон о туризме, который предусматривает отмену туристического ваучера и туристической путевки. Какие еще принципиальные моменты есть в этом законопроекте?

Республиканский союз инициировал ряд предложений о внесении изменений в законопроект и работал в составе комиссии, утвержденной правительством и патронируемой Минспорта. Работая в составе этой комиссии, мы нашли взаимопонимание с МСиТ, и, думаю, эти общие усилия по развитию туризма в стране увенчаются успехом.

Пути, по которым мы движемся (надеемся, что они будут поняты и приняты депутатами нашей страны на ближайшем заседании парламента), направлены на то, чтобы снять бюрократические препоны, которые мешают туристическим организациям в работе с потребителем, в том числе, и в оказании качественных услуг.

В течение десяти лет мы говорим о проблеме ваучеризации в сфере туризма. Министерство иностранных дел Литвы отменило ваучер, по этому же пути пошла и Украина, и Польша, что сняло преграды для развития туризма. Сейчас для обеспечения качественной услуги туроператоры заключают договор с туристом и получают от него кассовый чек, подтверждающий оплату. Нет необходимости заполнять никому не нужные лишние документы.

Если у нас будет законодательно прописано понятие экспорта и импорта туризма, если будет отменен ваучер в том виде, в котором он существует сейчас, то это значительно упростит развитие нашего туристического бизнеса и позволит улучшить качество и ассортимент предлагаемых услуг.

В любой стране и в любом виде бизнеса решающую роль определяет среднее звено и средний класс. Если он мощный, то и развитие общества и организации находится на должном уровне. Учитывая то, что наш туристический бизнес находится не на должном уровне и подвержен сезонным колебаниям, а за аренду помещения для турфирмы и налоги нужно выложить немало денег, необходимо максимально облегчить работу турфирм.

У нас есть курортные зоны типа Логойска, Силич, которые пользуются большим спросом у российских посетителей, потому что иностранным клиентам достаточно проблематично приехать к нам. На сегодняшний день мы предпринимаем некоторые шаги по сотрудничеству с Литвой, надеемся, что такие же подвижки в ближайшем будущем мы осуществим с Польшей. Для начала нужно активизировать приграничный туризм, а с его помощью пойдет реклама страны в целом. Мы надеемся, что с помощью этих шагов будет развиваться въездной туризм.