Отдых


Валентина КОЗЛОВИЧ,

В Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси входят 725 недвижимых объектов Брестской области, однако многие из них в таком состоянии, что туристам их лучше не показывать. Немало усадеб приходит в упадок за разговорами о необходимости привлечения иностранцев. Проведу импровизированную экскурсию...

Ивановский район. Молодово. От дворцово–паркового ансамбля знатного рода Войнов, принадлежавшего позже Огиньским и Скирмунтам, сохранилась лишь фамильная каплица Скирмунтов. Внутрь заходить страшно: это просто общественный туалет. Верующие просили строение передать им - райисполком отказал...

Каменецкий район. Гремяча. Усадьба, которой владели Сапеги, Чарторыйские и Пузыны, рушится, пока чиновники спорят, кому ее продать. Частнику не отдали, а ОАО "Восход–Каменец", некоторое время назад получившее "довесок" в виде дворца, со своими планами не справилось. Объект даже не законсервировали. И - обидно! - кто-то уже по частям вынес кованую лестницу...

Высокое.
Дворец Сапегов–Потоцких. До него тоже не доходят руки. Ляховичский район. Флерьяново. На дубе, посаженном Элизой Ожешко, есть мемориальная табличка. А под деревом - снова туалет...

Доживает свое в Пинском районе уникальная деревня Кудричи, расположенная на 7 островах среди болот. Доезжают сюда только наши журналисты. Иностранцев здесь не встретишь. Спросила почему. Получила странный ответ: некоторые местные начальники, оказывается, стесняются деревянных домов с камышовыми крышами. Мол, это чуть ли не дискредитация образа района...

В минувшем году Брестчину посетили 15,5 тыс. туристов. Это почти в полтора раза больше, чем в 2007 году. Большинство (80%) россияне, которые отдыхают в санаториях. Наши достопримечательности их особо не интересуют. А что предлагают санатории? Брестская крепость, Беловежская пуща, трикотажный рынок в Бресте... Вот, пожалуй, и весь набор экскурсий.

Сухая статистика: иностранцы на Брестчине проводят в среднем... два дня. Почему? Их пугает наш сервис. Гостиницы в некоторых райцентрах - это не просто "одна звезда", да и та в небе.

Увы, мы не умеем подать даже то, что имеем. Первый раз в музее народной медицины в деревне Стрельно Ивановского района я была несколько лет назад. Вместе с директором, помнится, сожалели, что здесь ничего нельзя купить туристу. Время идет, но турист здесь даже чаю с травками попить не может. Не сомневаюсь, что многие с удовольствием купили бы керамику из деревни Городная, бондарские изделия из Ивановской школы бондарства, рушники из Бездежа. В Пинске, например, магазин "Павлинка" торгует сувенирами местных предприятий, но рядом - конфискованный товар. Зачем? А попробуйте купить гербы городов и населенных пунктов в керамическом исполнении! Лично мне, коллекционеру геральдики, пополнить свою коллекцию удается весьма редко.

На этом мрачноватом фоне есть, конечно, много светлого и положительного. На Брестчине восстановили усадьбу Костюшко в Меречевщине, создали музей Наполеона Орды, поставили памятный знак на дуге Струве, восстанавливаются Коссовский замок и Ружанский дворец, на очереди - брама монастыря картузианцев в Березе... Еще один обнадеживающий момент: развитие сельского туризма. В области зарегистрировано более 90 усадеб. Ночлег, питание, баня, рыбалка - это почти все, что здесь получит турист. Но спрос есть. И в Белагропромбанке, осуществляющем кредитование владельцев усадеб, приводят хорошие цифры: если в 2006 году их клиентами было заключено 2 договора на оказание услуг, то в 2008–м - 574. Значит, можем. Но почему со скрипом, без желания, почему ищем "объективные причины"?

Недавно в КГК Брестской области прошла коллегия, посвященная проблемам развития туризма и состоянию туристических объектов. Один из выводов интересен: турфирмы не там ищут туристов. Нужно завлекать жителей тех государств, где совершенно другой климат, другая природа и другие ценности, - уверены в КГК. Конечно, и в этом есть резон. Но чтобы привлечь туристов из дальних стран, нужно предложить им достойный сервис. А с этим, увы, у нас по-прежнему большие проблемы. И разговорам об этом уже не один год.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-11%
-50%
-20%
-10%
-50%
-30%
-20%
-30%