Отдых


Путешествовать самостоятельно становится все более популярным. Прекрасно, когда отдых планируешь в свое удовольствие. Тысячи белорусов предпочитают ездить в Европу на собственной машине. Сейчас организовать поездку несложно: составить подробный маршрут, забронировать отели и получить визы помогут в турфирме. Остается сесть за руль и поехать... Но не все так просто: на границе с Евросоюзом и Украиной у водителя обязательно уточнят, есть ли "Зеленая карта". Без этого страхового сертификата за шлагбаум просто не выпустят (это предусмотрено Указом № 530), развернуть машину имеют полное право и таможенники, и пограничники. Что делать в такой ситуации?

Далеко ехать не придется. Возле каждого погранперехода обязательно будет дежурить страховой агент, который поможет заключить договор, хотя лучше все это сделать заранее, еще до выезда (заодно в спокойной обстановке подробно изучить условия, расспросить о нюансах). Для легкового автомобиля, если вы собрались в Европу, "Зеленая карта" на 15 дней обойдется в 35 евро. Придется потратиться. Многие, знаю, ворчат, мол, зачем все это нужно? Скептики почему-то не задумываются о том, что произойдет, если отдых, тьфу-тьфу, будет омрачен аварией. На незнакомых дорогах ведь всякое может случиться. Например, после оформления ДТП виновнику — гражданину нашей страны — выставят иск за причиненный им ущерб. А эта сумма теоретически может составить до нескольких миллионов евро — выплачивать в этом случае придется не одному поколению виновника. Тяжкий груз ляжет на плечи детей, внуков...

— И это отнюдь не преувеличение, — предупреждает генеральный директор Белорусского бюро по транспортному страхованию Антон Авсейко. — Вот небольшой пример. Одна из белорусских страховых организаций за вред, причиненный нашим гражданином в результате ДТП в Словении, до сих пор выплачивает огромные деньги. Уже переведено более 150 тысяч евро! Если бы у водителя не было "Зеленой карты", ущерб ему пришлось бы возмещать из своего кармана. Такой случай, увы, не единичен.

Допустим, через нашу границу без "Зеленой карты" не проскочишь. Зато может случиться конфуз, например, на российско-финляндской границе. Ведь при въезде на территорию РФ спрашивать страховой сертификат для Евросоюза не будут, а вот финляндские пограничники его непременно потребуют (хотя есть "Зеленая карта" и для всех 45 стран — участниц этой системы). Вся закавыка в том, что купить "Зеленую карту" для автомобиля, зарегистрированного в Беларуси, можно только на территории нашей страны. Как поступить? Такой же вопрос иногда возникает у туристов, решивших продлить отпуск за границей: визы еще не закончились, а срок страхового сертификата истек. Неужели придется возвращаться?

— Вариант может быть один, — считает Антон Авсейко. — Вам предложат так называемое пограничное страхование (российский аналог — ОСАГО для нерезидентов). Но имейте в виду, что оно будет действовать только на территории той страны, где вы приобрели данный полис. Немецкий — только в Германии, польский — только в Польше... Соответствующая белорусская "Зеленая карта" действует во всех странах системы, в том числе в Евросоюзе.

А выручает страховка нередко. Например, в прошлом году в Польше около 400 белорусских водителей попали по своей вине в аварии. Ущерб за них оплатили страховые компании... Позаботиться о приобретении полиса важно, но необходимо еще и знать правильный алгоритм действий во время ДТП. Он описан на одной из страниц сертификата "Зеленая карта".

Итак, сразу необходимо обозначить место ДТП. Затем позвонить в полицию. Не факт, правда, что она приедет. Например, во Франции на мелкие аварии, в которых не пострадали люди, полицейские вообще не прибывают. Но сделать звонок все-таки нужно — для подстраховки. Был показательный случай в Германии. В задний бампер автомобиля белоруса въехали немцы. Наш водитель посмотрел, что повреждения минимальные, а у второй машины их нет вообще, показал знаками, мол, претензий не имеет, и уехал. Но через некоторое время, уже в Беларуси, получил счет на 3 тысячи евро. Как теперь доказывать правоту?

Но вернемся к схеме действий. Они во многом зависят от статуса участника ДТП. Если наш водитель признан виновным, он должен продемонстрировать, что у него есть страховой полис, — отдать потерпевшему отрывной талон (копию полиса). Но, внимание, только не оригинал (его нужно сохранить даже после возвращения домой)! Запросто может случиться такое, что регрессный иск предъявят через несколько лет после поездки, — придется представить доказательства, что полис все-таки был приобретен.

А вот в случае, когда белоруса признают потерпевшим, действия должны быть несколько иными. Предстоит выяснить, застрахована ли ответственность второго участника и где. Записать номер его полиса и машины. Потом позвонить в указанную страховую компанию, причем чем раньше, тем лучше. И не слушайте советы посторонних! Только специалисты страховой компании виновника корректно проконсультируют, что делать дальше (все зависит от законов страны). Могут, например, потребовать представить машину для экспертизы. Или попросят прислать заключение наших оценщиков. А бывает вообще достаточно документов об оплате произведенного ремонта. Деньги потом перечислят на банковский счет.

Но вдруг у виновника нет страховки или у него тоже "Зеленая карта"? Что делать? Звонить в бюро, которое есть в каждой стране — участнице системы "Зеленая карта". Допустим, авария произошла в Германии. Потерпевшему в этом случае надо обращаться в немецкое бюро "Зеленая карта", в Польше — польское бюро моторных страховщиков, у нас — в Белорусское бюро по транспортному страхованию. Номера телефонов и адреса найдете на оборотной стороне своего сертификата.

Справка "СБ"

"Зеленая карта" есть трех видов: одна только для территории России, другая — только для Молдовы и Украины и третья — для всех 45 стран — участниц системы.

Это важно!

При заключении договора "Зеленая карта" не забудьте проверить правильность написания фамилии латинскими буквами (лучше по паспорту), номерной знак автомобиля и срок действия полиса. Кроме того, обратите внимание на буквенный код стран, в которые собираетесь, — он не должен быть перечеркнут. Например, едете в Германию и Польшу, значит, клетки с PL и D должны быть нетронутыми.

Фото: РЕЙТЕР