Отдых


Александр МИНЕЕВ, Брюссель, Виктор ШАНЬКОВ, Варшава, Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин, Алексей АНДРЕЕВ,

Тысячи экономных итальянцев предпочтут провести лето дома. Погода позволяет. Фото AP
Тысячи экономных итальянцев предпочтут провести лето дома. Погода позволяет. Фото AP

Завтра в Европе наступает первый месяц массовых летних отпусков, и на Старом континенте начался большой туристический бум. Со среды по воскресенье только из брюссельского аэропорта вылетело рекордное число пассажиров - 175 тыс. Однако в нынешнем сезоне туристам грозит немало неприятностей, связанных с мировым энергетическим кризисом: небывалые автомобильные пробки, стремительный рост цен одновременно на бензин, авиабилеты, гостиничные номера и т. д. Кризис бьет и по нашим соотечественникам, желающим отдохнуть на Западе.

Бесконечные пробки парализовали магистраль вокруг Брюсселя, а сообщения французского общества автомобилистов Bizon fute ("Ушлый бизон") призывают всех путешествующих на юг подальше держаться от Парижа, если они не хотят провести в заторах драгоценные часы, отведенные для пляжа.

На отдыхе не экономят

"Ушлый бизон" рекомендует объезды по местным шоссе: тише едешь - дальше будешь. Однако автотуристов ничто уже не может остановить. Да, бензин стоит около 1,5 евро за литр. Да, авиакомпании берут дополнительные сборы за подорожавшее горючее - в среднем 32 евро с пассажира на европейских и средиземноморских маршрутах. Да, выросли цены на продукты и покупательная способность упала.

Но если на чем и экономить, то только не на отдыхе. Для европейцев это святое и давно уже не привилегия состоятельного меньшинства. По данным страхового агентства Europ Assistance, которое восьмой год подряд проводит опросы в Бельгии, Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Испании и Италии, каждая семья отложила на нынешний летний отдых в среднем 2228 евро. Семь европейцев из десяти проводят летний отпуск в июле и августе. Хотя в это время на курортах самые высокие цены на гостиницы. Также семь из десяти жителей Западной Европы не покидают ее пределов, а половина и вовсе отдыхают в своей стране. Но тех, кто живет в маленьких странах, больше влечет заграница. Только 13% бельгийцев остаются в Бельгии.

В целом растет спрос на формулу "все включено" в местах массового отдыха, особенно в Турции. Ведь удобнее сразу расплатиться и больше ни о чем не думать. Показательно, что только треть пользуются традиционными услугами агентств, а остальные организуют отпуск сами. Почти половина (47%) ищут, находят и оплачивают все услуги через Интернет. Интересно, что в Бельгии в этом году резко возрос интерес к путешествиям по США, благо доллар уже упал до 65 евроцентов. А вот голландцы, известные экономией и расчетливостью, как правило, избегают "звездных" гостиниц. Голландские номера - на большинстве белых вагончиков-"караванов", которые ползут в эти дни по европейским магистралям, раздражая любителей быстрой езды. Они отдыхают по принципу "все свое вожу с собой, останавливаюсь, где хочу, и ни за что не переплачиваю".

Увидеть же на дороге российский номер - теперь вообще событие. В гости к брюссельскому корреспонденту не раз приезжали на машинах друзья из Москвы и Санкт-Петербурга. Один из них даже умудрился за неделю объехать Европу, включая Швецию и Италию, и потом в Ростоке (Германия) погрузиться на паром до Петербурга. Он радовался скорости и расстояниям, проставляя в путевом журнале "галочки" о городах, в которых успел остановиться, порой на час или два. От Москвы до Брюсселя - 29 часов чистой езды, не считая остановок и прохождения границы (к счастью, только одной: белорусско-польской). Но на бензин теперь уходит в среднем 220 евро. Не случайно любители автотуризма из нашей страны все чаще арендуют машины на месте.Впрочем, отечественный турбизнес настроен в целом оптимистично. Как заявила "НИ" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, дороговизна путевок, доплаты за горючее и прочие неприятности на настроение отпускников, собравшихся в Европу, не сильно влияют: "Внутри страны ведь то же самое, так что пока никаких проблем со спросом на путевки у нас нет".

Гости из России в Западной Европе нередко встречают самый радушный прием, что порой приводит к довольно курьезным историям. Корреспонденту "НИ" в Польше рассказали такую весьма поучительную историю. Один из студентов факультета русской филологии Варшавского университета вместе с подругой отправился автостопом по странам ЕС. Взяли с собой только несколько консервов и 100 евро на двоих. Начали с Германии. Молодые люди заходили в первый приглянувшийся сельский дом и, сообщив хозяевам, что, дескать, они бедные и очень проголодались, просили открывашку для консервов. При этом как бы между делом сообщали, что приехали из России или Беларуси. Сердобольные хозяева приглашали парочку за стол и щедро кормили. Так псевдороссияне добрались аж до Испании. И дешево, и познавательно.

Поляки выбирают велосипеды

В Польше сезон отпусков, как и на западе Европы, начинается с 1 июля. Внутри страны основную массу отдыхающих принимают небольшие частные пансионаты и семейные гостиницы. Разброс цен в них существенный, но при настойчивом желании можно найти вполне приличную и недорогую гостиницу примерно от 30 злотых в день (около 14 долларов), где в цену проживания входит и двухразовое питание. Поскольку в стране все больше сторонников велосипедной езды, да и цены на бензин кусаются, практически на всех курортах - морских и горных - имеются велосипедные дорожки и пункты проката.

Но в последнее время все больше поляков предпочитают отдыхать в экзотических странах. Как рассказали "НИ" в Польской туристической палате, рост числа выезжающих на отдых за рубеж составляет примерно 3,5% в год и остается неизменным с момента вступления Польши в ЕС. В нынешнем году стоимость путевок выросла примерно на 15% - 20%. Это в первую очередь касается времяпровождения в Азии и Африке, причем число желающих отдохнуть в далеких краях за последние годы выросло в разы.

Ездить по Германии могут не все

Автобаны по всей Германии в эти дни парализованы автомобильными заторами. Густой поток туристов, как своих, так и транзитных, устремился к теплым морям и в экзотические страны.

Немцы живо перенимают голландскую моду - на дорогах все чаще и чаще встречаются "дома на колесах". Немалая часть из них принадлежит пожилым людям, которые не первую пятилетку подряд останавливаются на одних и тех же парковках у живописных водоемов. В таких местах, как правило, внутри страны, формируются целые городки со своей временной мэрией, полицией, коммунально-хозяйственными службами, центрами развлечений.

Нашим же соотечественникам, решившим на своих машинах попутешествовать по Германии, следует помнить следующее: здесь появляется все больше зон с жестким транспортным ограничением. Так, в центр Берлина и наиболее многолюдные районы Кельна с Ганновером, к примеру, теперь пропускают лишь авто со специальными талонами зеленого цвета. Это означает, что машина имеет усовершенствованный двигатель внутреннего сгорания, подпадающий под экологический стандарт класса "Евро-4" и "Евро-5". К таким автомобилям относятся, например, последние модели "Ауди", БМВ и "Мерседеса". Транспорт с уже устаревшими здесь стандартами "Евро-3" и "Евро-2" имеет соответственно желтую и красную карточки. В заповедные районы горной Германии на таком транспорте точно не пустят.

Кстати, отправляясь в ФРГ на своем авто, надо внимательно слушать радио. Оно здесь, зачастую по-английски, через каждые 15 минут оповещает о дислокации пробок и том расчетном времени, что придется убить на их преодоление.

Но самое неприятное - это, конечно, рост цен на бензин, литр которого, как и в других странах Западной Европы, теперь стоит 1,5 евро. Немцы возмущаются этим постоянно. А мигранты из нашей страны все громче обвиняют в ценовом "беспределе" отечественных поставщиков.

"Все эти газонефтемонополисты влияют на мою жизнь постоянно, - разговорился на автозаправке с корреспондентом "НИ" программист Максим Шахт, перебравшийся в Дортмунд из Саратовской области. - Я каждый день мотаюсь на работу собственным транспортом. Для моей "ауди" это 78 километров туда и 78 обратно. Еще три года назад компенсации от фирмы вполне хватало. Теперь же из своего кармана приходится добавлять на горючее до 200 евро в месяц. Если же благодаря России стоимость литра бензина вырастет еще центов на 50 за литр, мне выгоднее будет продать свой дом и заняться арендой жилья. Или же сменить работу".

Автомобиль дороже самолета

Самолет и автомобиль - основные виды транспорта европейских отпускников. На машине выгоднее ехать семьей или компанией. Особенно, если конечная цель маршрута расположена на расстоянии не больше тысячи километров. Одинокому же путешественнику даже и думать не надо: поездка на машине гораздо дороже, чем на самолете или скоростном поезде.

Судите сами. Проехать от Брюсселя 1300 километров до пляжей Коста-Браво в Испании в среднем обойдется в один конец 180 евро, если считать только стоимость бензина и платные дороги. А билет на самолет бюджетной авиакомпании Ryanair туда и обратно (по аналогичному маршруту) можно купить за 100 и даже за 50 евро. Вот и получается, что этим летом миллионы европейцев будут мучительно думать над тем, как и на чем отправиться в желанный отпуск.