Отдых


Татьяна КОЗЛОВА,

В нашей стране гостиниц еще настолько мало, что о серьезной конкуренциС горячей водой и другими удобствами…и между ними речи не идет. Скорее, основная борьба разворачивается между клиентами: найти достаточно комфортное место для ночлега порой бывает нелегко. И эта проблема существует практически в каждом городе: и в районных, и в областных центрах. Даже гостям столицы, желающим разместиться в 2 - или 3-звездочном отеле, стоит заранее забронировать номер - за несколько недель, а то и за месяц. Впрочем, менеджеры гостиниц более высоких категорий на незаполняемость тоже особенно не жалуются.

Сегодня так называемый деловой туризм развивается в Беларуси настолько интенсивно, что за его динамикой с трудом поспевает инфраструктура. Соответственно, страну посещает все большее количество бизнесменов, но чаще всего это не те клиенты, которые готовы выложить кругленькую сумму за номер люкс в отеле высшей категории. Однако довольствоваться "удобствами" в конце коридора и горячей водой по графику они тоже вряд ли согласятся. Причем наличие звезд у гостиницы важно не только для иностранцев, но и для своих, белорусов, утверждают эксперты.

Совершенно очевидно, что такая классификация помогает клиенту сориентироваться среди многочисленных предложений, определить минимально гарантированный набор услуг, составить представление об уровне сервиса. Проще говоря, если он выбирает 3 звезды, то вправе ожидать, что в номере будет телевизор, санузел с ванной или душем, а горничная каждый день поменяет полотенца и раз в три дня - постель. Но если гость рассчитывает, например, на чистое постельное белье ежедневно, то ему лучше поискать 4 звезды. С этой классификацией в Беларуси, может быть, и не очень хорошо знакомы, но иностранцы знают ее практически как таблицу умножения. Многие страны, кстати, имеют и собственные символы - ключи, короны, елочки, верблюды, но именно система звезд получила широкое распространение во всем мире. Критерии "звездности" предложила Всемирная туристская организация в 1989 году, и на основе этих рекомендаций для стран СНГ был разработан межгосударственный стандарт "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц". В 2000 году он вступил в действие и в Беларуси.
 
На сегодняшний день в стране прошли через процедуру сертификации и классификации на соответствие этим требованиям 17 гостиниц. Из них три - 4-звездочные: "Минск" и "Виктория" в столице и "Лучеса" в г. Витебске. Примечательно, что 3-звездочными отелями располагают не все крупные города. Так, в Минске такому уровню сервиса соответствуют гостиница Международного образовательного центра "IBB", "Планета", "Юбилейная", "Орбита", в Витебске - отель "Эридан", в Гомеле - "Турист". Зато очень активно развивается гостиничный бизнес в небольших городах. Так, получила сертификат на 3 звезды недавно отстроенная гостиница "Континент" в г. Лиде - промышленном центре, который часто посещают деловые люди из Беларуси и других стран. Говорят, что раньше иностранцам приходилось ездить ночевать в расположенный в 60 км Вильнюс, теперь проблема размещения вроде решена. Сразу три отеля категории 3 звезды есть в Национальном парке "Беловежская пуща", отметились также Новополоцк, Жлобин, Бобруйск. Не исключено, что совсем скоро заявленные 5 звезд получит минская "Европа". А вот новый отель, появившийся на месте столичной "Свислочи" (пока на вывеске указан бренд всемирной сети Crowne Plaza), до 5-звездочного уровня пока достраивается: не сданы в эксплуатацию ряд необходимых объектов.
 
Процесс постепенно идет, но около 90% гостиниц в республике все еще не прошли сертификацию и классификацию. С одной стороны, на это необходимы средства, и порой немалые. И дело даже не в стоимости услуг аккредитованных аудиторов, а в необходимости исправлять выявленные недостатки. Если речь идет о старом гостиничном фонде, то выход в большинстве случаев один - закрываться на реконструкцию. Как правило, проблем с получением звезд практически не возникает, только если гостиница новая, поясняет ведущий инженер отдела сертификации продукции и услуг БелГИСС Людмила Бокуть. Тем более что разработчики проекта стараются заранее учесть все нюансы, изучить требования к заявленной категории. С другой стороны, каких-то серьезных стимулов для получения звезд руководители гостиничных организаций не имеют: в Беларуси пока не существует методики, позволяющей формировать цены на услуги в зависимости от категории. Специалисты считают, что оздоровить ситуацию и заинтересовать отельеров могла бы разработка документа "О формировании цен в зависимости от категории гостиницы и наличия сертификата соответствия на услуги гостиниц". Сегодня порой имеют место парадоксальные случаи, когда гостиницы, находящиеся в весьма плачевном состоянии, устанавливают такие же тарифы, как и новые комфортабельные отели. А клиент, попав в безвыходное положение, вынужден соглашаться на любые условия, лишь бы найти ночлег.
 
Надо отметить, что с 1 апреля этого года критерии установления категории гостиницы несколько дополнены. Если раньше учитывались лишь функциональные характеристики - площади номеров, наличие горячего и холодного водоснабжения, комплект мебели, то сейчас немаловажным стало и качество оборудования. К выставлению оценок или баллов эксперты приступают после того, как проверят безопасность проживания и предоставляемых услуг, сохранность имущества, а также оценят соответствие требованиям по заявленной категории. Система баллов позволяет владельцам гостиниц понять, например, необходимо в номерах просто переклеить обои либо придется делать капитальный ремонт. Процесс упорядочения гостиничного бизнеса на этом не закончился. С 15 июля этого года организации отрасли уже не смогут сами "рисовать" себе звезды - только после получения соответствующего сертификата. Получение звезд - дело сугубо добровольное. Но при обострении конкуренции без них не обойтись. Эксперты предупреждают, что ни в одном крупном международном мероприятии не смогут участвовать гостиницы, не прошедшие государственную сертификацию. Ведь даже внутренние туристы, или командировочные, все чаще интересуются наличием звезд на вывеске отеля.
{banner_819}{banner_825}
-60%
-60%
-10%
-45%