Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


МАЗ не остановил и в ближайшее время не остановит производство, как прогнозировал ряд экспертов. На этот раз гендиректор автозавода Валентин ГУРИНОВИЧ отстоял принципиальную позицию по ценам на ярославские двигатели. С 15 октября они повысились на 1,5-3% - в пределах инфляционного падения российского рубля. Все пока благополучно.

Телеграмма руководства ОАО "Автодизель" из Ярославля уведомила белорусских автомобилестроителей о повышении цен на двигатели на 12-30% с 1 октября. Подобная форма взаимоотношений, по словам представителя Центра деловых связей Валентина Лопана, вполне традиционна для монополистов: с угрозы повысить цены на треть каждый раз начинаются переговоры "Автодизеля" с МАЗом. Октябрьский рост цен - это уже пятое подорожание в нынешнем году. Всякий раз удавалось отбить атаки смежников одним-двумя серьезными аргументами. В условиях, когда 85% всей выпускаемой на МАЗе продукции реализуется в России, повышение цен приведет к расторжению контрактов. Этого, при соблюдении интересов отдельно взятого предприятия, в Ярославле не желают. Поэтому, выпустив пар, вот уже второй год цены поднимают понемногу.

В случае более значительного увеличения цен автомобили МАЗ станут неконкурентоспособными на российском рынке. Прекращение поставок двигателей в Минск негативно отразится и на деятельности "Автодизеля", и предприятие будет вынуждено либо также приостановить работу, либо сократить объем производства в размерах, сопоставимых с поставками на МАЗ, что составляет 25-30% от общего объема выпуска.

Сегодня основная номенклатура дизелей в Ярославле соответствует нормам "Евро-0" и "Евро-1". Повышение цен на них на 1,5% будет переварено минскими автомобилестроителями. Однако "Автодизель" постоянно проводит реконструкцию и вполне обоснованно заявляет о резком повышении качества своей продукции. Поэтому, когда предприятие перейдет на производство двигателей категории "Евро-2" и "Евро-3", минчанам придется очень туго. С 15 октября цена на эти элитные модели повышена на 3%. При незначительной их доле в общем объеме поставок в Минск это не нарушит финансового равновесия МАЗа. Однако в ближайшем будущем, когда современные европейские нормы станут основной номенклатурой для "Автодизеля", у белорусских смежников возникнут серьезные проблемы, в первую очередь - с продажей серьезно подорожавшей техники.

В первой декаде октября гендиректор провел преговоры с руководством "Автодизеля" и навязал россиянам свои условия бизнеса. Гуринович ушел в отпуск до конца ноября. А когда он вернется, завод будет готовить контракты на следующий год. По прогнозу Лоана, телеграмма с аналогичным текстом может повториться, поскольку в конце года производители подводят баланс прибыли и составляют новые контракты. При сохранении темпов сборки - 60 машин в день - складские запасы двигателей, приобретенных МАЗом по старым ценам, будут израсходованы за 10 рабочих дней. Так что опасность остановки производства на МАЗе не миновала.

В СМИ появилась информация, что угрозой резкого повышения цен на двигатели глава "Сибала" Олег Дерипаска шантажирует МАЗ с целью скорейшего приобретения контрольного пакета акций белорусского предприятия. В центре деловых связей МАЗа и в пресс-службе "РусПромАвто" официально заявили, что такая версия неправдоподобна, поскольку акционеры не требовали таких резких шагов от ярослав-ских дизельщиков. Скорее всего, это было решением менеджеров "Автодизеля".

Как сообщили в минувшую пятницу в правительстве Беларуси, подготовленный российской стороной меморандум "О намерениях холдинга "РусПромАвто" относительно МАЗа так и не поступил в аппарат Совмина. Помимо того что документ носит "строго конфиденциальный характер", в целом никому ничего нового, кроме того, что мы сообщали ранее, не известно. По сведениям "Интерфакса", в указанном документе российская сторона изложила механизм сотрудничества МАЗа с "РусПромАвто". Гуринович был ознакомлен с меморандумом во время визита в Москву 5 октября.

На конец ноября намечено посещение МАЗа президентом Беларуси. "С момента получения правительством меморандума до визита белорусского президента на МАЗ никаких "шевелений" со стороны "РусПромАвто" относительно активизации сотрудничества не будет, они начнутся сразу после визита, - предположил информатор "Интерфакса". - Даже если что-то и будет происходить, то настолько аккуратно и закулисно, что в зрительном зале этого никто не заметит".

Вхождение завода в "РусПромАвто" позволяет рассчитывать на инвестиции в Минский автозавод. Для реконструкции производства необходимо $250 млн. Холдинг рассматривает возможность предоставления данных средств в рамках целевых программ по модернизации предприятия при условии, что в дальнейшем при акционировании завода эти инвестиции будут учтены как доля российской стороны в уставном фонде. В перспективе "РусПромАвто" рассчитывает получить пакет не менее чем из 50% акций МАЗа.

СПРАВКА "БГ". Доля экспортных поставок завода в общем объеме производства занимает около 90%. В России предприятие напрямую и через посреднические структуры продает около 85% автомобилей от общего объема производства. В стоимостном выражении более 60% материалов и комплектующих МАЗ приобретает в России, в незначительных объемах - на Украине и в странах дальнего зарубежья.
,