
В деревне Прудок обычный с виду котел, в котором горят обычные дрова. Но вот растопщики подгоняют тележку с кукурузными кочерыжками, лопатами закидывают стержни в печь. Температура сразу повышается.
— Проверенный факт: теплотворность кукурузной кочерыжки почти в два раза выше, чем у дров, и примерно равна торфобрикету, — говорит директор КЖУП "Мозырский райжилкомхоз" Андрей Клюковкин. — Стержни мгновенно дают дополнительный жар, что компенсирует влажность дров, поддерживает устойчивое горение.
Для эффективной отдачи тепла влажность дров должна быть не выше 38 процентов. Это по нормам. Но нередко в котельных лесное сырье не успевает отлежаться и как надо просохнуть. При влажности дров более чем 50 процентов жильцы отапливаемых домов начинают ежиться от холода. Проблема повсеместна. И вот в Мозыре нашли ее решение — кукурузный катализатор. Его используют на всех 12 котельных района.
О том, что котлы можно топить растительными отходами, мозырские коммунальщики знали давно. Слышали, читали: в Швеции, Финляндии и других странах для отопления небольших городков и деревень используют брикетированные растительные отходы зерновых, рапса, кукурузы, подсолнуха. Решили провести опыт у себя. В 2005 году купили на местной экспериментальной базе "Криничная" небольшую партию кукурузных стержней (по профилю кукурузы это крупнейшее в Беларуси сельхозпредприятие). Не пожалели. Спустя год заказали уже 300 тонн растительного сырья (это 148 тонн условного топлива), распределили по котельным. Кочерыжки свое дело сделали — выработали в прошлом отопительном сезоне 254 гигакалории (это около 3 процентов от всей отпущенной тепловой энергии котельных).
— Кочерыжки оказались даже дешевле дров, — подсчитывает с калькулятором Андрей Клюковкин. — Тонна стержней — 20 тысяч рублей, кубометр дров — 30 тысяч (за три года его цена подскочила в три раза). Экономия за счет замещения топлива — 37 тысяч рублей на каждую тонну стержней. За сезон почти 11 миллионов рублей.
Сумма, может, пока невелика, но это только начало. На зиму Мозырский райжилкомхоз закупит уже 3 тысячи тонн кукурузных кочерыжек. Их доля в топливном балансе предприятия увеличится до 15 процентов.
Есть у кукурузного "огрызка" и минусы. Во-первых, быстро выгорает. Поэтому его можно только сочетать с другими видами топлива. А во-вторых, экологический нюанс: по сравнению с дровами выбросы окиси углерода у кукурузы выше в 8 раз, окиси азота — в 2 раза, зольность больше в 10 раз. Зато растительный стержень гораздо более чистый по сравнению, например, с углем.
Кукурузными гигакалориями мозырян заинтересовались в соседних районах. Приезжали энергетики из Наровли. Правда, перенять необычный опыт вряд ли удастся — до экспериментальной базы (источника сырья) далеко, а большого грузовика нет. Перевозка окажется дорогой.
В поселке Криничный есть единственный в Беларуси кукурузокалибровочный завод. Ежегодно здесь обрабатывают около 8 тысяч тонн семян царицы полей. При этом получается 3—4 тысячи тонны отходов.
— Пару лет назад подумали и решили: чего зря кочерыжке пропадать. И начали искать покупателей, — рассказывает Михаил Борисенко, директор экспериментальной базы "Криничная" Мозырского района. — Отозвались около десяти организаций в Гомельской области, в том числе и частники. Сегодня лишь половина отходов идет на подстил коровам, остальное продаем. Не всем кукуруза нужна для отопления. Например, Речицкий гидролизный завод использует кочерыжку для производства фурфурола.
В следующем году на экспериментальной базе планируют собрать рекордный урожай семян кукурузы — 12,5 тысячи тонн. Местные энергетики уже просчитывают гигакалории и экономический эффект.
Николай ГРАДЮШКО
На снимке: кукуруза как топливо.