Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345

Общество


Автомобили и сохранность окружающей среды - вот две составляющие одной из глобальных экологических проблем крупных белорусских городов. Не первое десятилетие "экологическая напасть" в виде многочисленной армии транспортных средств преследует населенные пункты. С ней пытались и пытаются бороться.

Однако одними запретительными мерами вопрос не решить. Приходится искать компромисс. Например, многочисленные зеленые насаждения вдоль дорог. Они, конечно, отчасти решают проблему. Но лишь отчасти. И все-таки белорусские ученые стараются использовать все известные и слабо известные резервы наших "зеленых братьев" чтобы в максимально возможной степени сохранить экологию городов на фоне надвигающейся автомобильной "армады".

Так, например, сотрудниками лаборатории экологической физиологии растений Центрального ботанического сада Национальной академии наук РБ в рамках государственной научно-технической программы "Экология" начаты фундаментальные исследования выбросов автомобильного транспорта. Для этого на всех основных транспортных артериях столицы установлены экологические посты. Специалисты лаборатории постоянно берут здесь образцы растений и проверяют их на предмет содержания вредных веществ. Ведь, как известно, деревья, кусты и травяные культуры обладают способностью поглащать газообразные выделения.

В качестве опытной базы не случайно выбран Минск: за последние годы количество автотранспорта здесь увеличилось в пять раз. По сведениям Госавтоинспекции, на каждую 1000 жителей города в настоящее время приходится 170 автомобилей, большая часть которых - подержанные иномарки. Да и парк общественного транспорта порядком изношен.

По словам заведующего лабораторий Евгения СИДОРОВИЧА, результаты исследований станут основанием для принятия мер по перераспределению транспортных потоков и наведению порядка в автомобильном парке, вплоть до запрещения ввоза старых машин из-за рубежа.

Это, как говорится, одна сторона медали. А если попытаться решить проблему без жестоких карательно-запретительных мер? Что ж, и в этом направлении ведутся работы.

Сотрудники одной из лабораторий Центрального ботанического сада НАН РБ в нынешнем году работали с организацией, проектирующей шоссейные дороги. По словам начальника лаборатории древесных растений Игоря ГАРАНОВИЧА, "необходимо было подобрать растения, пригодные в качестве зеленых насаждений вдоль автомобильных трасс. Нет, к сожалению, такого универсального растения, которое способно противостоять всем отрицательным последствиям урбанизации. Традиционно в ассортименте по озеленению городских площадей останутся липы, быстрорастущие тополя и многие хвойные породы деревьев. Для озеленения улиц, перегруженных транспортом, пожно предложить однорядную посадку липы, березы или красиво цветущих каштанов. Но не лишними станут и многорядные защитные зеленые полосы, включающие кустарниковые и хвойные породы. В таком случае озеленение не только будет служить украшением улиц, но и станет выполнять защитную функцию, поглощая шум и пыль...

Но на скоростной автостраде ничто не должно отвлекать от движения. Отобранный нами ассортимент растений, рекомендованный специально для озеленения городов Беларуси, время от времени обновляется. На сегодня он включает в себя более 500 видов и сортов древесных растений. При формировании городской среды также необходимо опираться на разработки, подтвержденные наукой. В 2000 году мы завершили еще одну крупномасштабную работу. Сотрудниками ЦБС изучалась устойчивость растений в декоративных и городских посадках Новополоцка. Теперь этот город будет украшаться деревьями и кустарниками научно обоснованного ассортимента. К примеру, выяснено, что туя аккумулирует большое количество тяжелых металлов. А вот ель обыкновенная оказывается менее устойчивой в городских условиях. Здесь хорошо себя чувствует ель колючая и можжевельник казацкий."

Мы привели столь обширную цитату не случайно. Важно, чтобы все "пользователи" городской территории поняли, насколько серьезны и монументальны работы ученых, старающихся оградить жителей от вредоносных выхлопов автомобилей, отходов производства крупных предприятий и т.д.

По мнению старшего научного сотрудника Центрального ботанического сада Михаила РУДЕВИЧА, белорусам стоит обратить пристальное внимание на опыт зарубежных коллег. В частности, немцев, у которых много полезных наработок в "дорожно-экологической" области. Так, например, в Германии, подстригая деревья, стараются найти компромисс между их быстрорастущестью и увеличением шумопоглощающей и газопоглотительной способностью. Создаются высокие живые изгороди из вяза, граба, илекса. Даже между двумя трамвайными путями появляются такие зеленые ограждения. И красиво, и, без сомнения, полезно для экологии. Когда что-нибудь подобное придет и в Беларусь?..

По мнению председателя Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Михаила КОЗЛОВА, в настоящее время экологическая ситуация в белорусской столице нормальная. Во всяком случае, лучше, чем в недалеком прошлом. Подобное высказывание обнадеживает. Как обнадеживает и то, что заинтересованные структуры стремятся сделать город еще чище. Как благодаря переводу автомобилей на газ, усилению деятельности "экологической милиции", так и с помощью "зеленых друзей".

Аккумулятор Новостей