Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


В отличие от МВД, фискальное ведомство, коим является Госкомитет финансовых расследований, ждут существенные изменения. Оно выходит из непосредственного подчинения правительству и присоединяется к Комитету госконтроля, который, в свою очередь, находится в прямом подчинении главе государства.



Борьба Главного управления налоговых расследований (ГУНР) при Государственном налоговом комитете за самостоятельность началась еще в 1995г. Именно тогда был подготовлен и представлен в Совет безопасности проект указа президента о создании на базе ГУНР самостоятельного департамента налоговой полиции. Проект был одобрен аппаратом Совбеза, однако приданию ГУНР самостоятельного статуса воспротивился не только налоговый комитет, но и МВД. По мнению последнего, предполагалось, что с функциями управления налоговых расследований успешно справится служба по борьбе с экономической преступностью МВД.



Лишь 17 февраля 1998г. вступил в силу указ президента N71 "Об образовании Государственного комитета финансовых расследований", который возглавил и продолжает возглавлять Евгений Дворницкий, ранее занимавший должность начальника Шкловского РОВД. ГКФР получил статус правоохранительного органа с расширенными функциями и полномочиями. Например, кроме дознания ГКФР стал осуществлять предварительное следствие. Вместе с тем за комитетом финансовых расследований остались прежние функции ГУНР: обеспечение защиты сотрудников государственных налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, пресечение проявлений коррупции среди налоговых инспекторов. При этом речь идет не только о выявлении преступлений. Органы финансовых расследований также обязаны обеспечить возмещение ущерба, причиненного преступными действиями. Служба достаточно быстро накапливала опыт в выявлении экономических и финансовых правонарушений. Как сообщил заместитель председателя ГКФР Олег Колосовский, за 8 месяцев нынешнего года выявлено 5.800 правонарушений в сфере налогообложения и предпринимательства, в том числе 1.004 преступления. К административной ответственности привлечено более 3.460 правонарушителей. В госбюджет дополнительно поступило около 6,4 млрд. рублей.



Сегодня указ президента о слиянии ГКФР с Комитетом госконтроля воспринимается первыми как свершившийся факт, а потому делать какие-то прогнозы "на стадии переходного периода" Колосовский считает делом преждевременным.



Рядовые сотрудники ГКФР на акт соединения смотрят с надеждой, что работать станет значительно легче. Во-первых, реорганизация коснется прежде всего руководящего состава ГКФР, во-вторых, в своей повседневной деятельности они все равно работали "в теснейшем контакте" с КГК, функции и полномочия которого значительно выше, нежели у сотрудников органов финансовых расследований. Борьба с криминалом в сфере экономики, налогообложения и предпринимательства требует консолидации усилий общества и государства. Осилить это одному ГКФР со штатом сотрудников в 700 человек - задача архисложная, и если появится "хороший компактный контролирующий орган с полным набором должностных полномочий", дело от этого только выиграет.



Создание организационной структуры по финансовым расследованиям, согласно указу N516, поручено Комитету госконтроля, он же в течение месяца обязан представить главе государства предложения по внесению изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.



Бывший заместитель госсекретаря Совбеза Анатолий Тозик возглавил КГК 24 июля 2000г. Представляя нового руководителя комитета, Лукашенко в качестве традиционного напутствия назвал главное контрольное ведомство страны "принципиальнейшим органом, глазами и ушами президента". Что свидетельствовало о попытке еще более ужесточить контроль на основных направлениях государственной деятельности. Бытует мнение, что присоединение ГКФР к КГК при сохранении на посту генпрокурора Шеймана, осуществляющего надзор за соблюдением законности, можно также рассматривать как очередную кампанию по "завинчиванию гаек" и созданию в лице нового фискально-карательного контролирующего органа-монстра, который по своим функциям и задачам будет стоять выше КГБ, прокуратуры и Комитета госконтроля вместе взятых.
,