Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Министерство промышленности является одним из крупнейших экспортеров среди отраслевых ведомств Республики Беларусь. На его долю за 2000 год пришлось 17% внешнеторгового оборота Беларуси, в том числе 21,5% экспорта и 13,5% импорта без учета потребленных энергоресурсов. Об этом журналисты узнали на заседании круглого стола 26 сентября в Общественном пресс-центре, посвященном проблемам освоения внешнего рынка отечественным машиностроением.

За 2000 год экспорт увеличился по сравнению с предыдущим годом на 18%, а за последние 7 месяцев еще на 15% к аналогичному периоду прошлого года. За 2000 год положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 476,4 млн. долл. США, а только за 7 месяцев 2001 года – 445,6 млн. долл.

Такие высокие показатели, по мнению начальника управления машиностроения и металлургии Министерства промышленности Республики Беларусь Владимира Володько, связаны с ростом поставок в страны СНГ за счет снижения доли стран дальнего зарубежья. Если в 2000 году удалось на 10% нарастить экспорт в страны дальнего зарубежья, то за 7 месяцев этого года происходит отставание почти на 7%. Например, финансовый кризис в Турции привел к срыву поставок продукции Минского завода колесных тягачей, который обеспечил 96,4% всего экспорта в эту страну в 2000 году. Введение правительством США антидемпинговых защитных мер против ввоза металлопродукции вынудило Белорусский металлургический завод сократить объемы поставок с 18,2 млн. долл. за 7 месяцев 2000 года до 5,7 млн. долл. в 2001 году. При этом доля БМЗ в экспорте в США в 2000 году составила почти 94%. Не отгружал БМЗ продукции в этом году и в Таиланд, который обеспечивал практически весь экспорт 2000 года. В результате экспорт в эту страну составил лишь 10% от прошлогоднего. Аналогичная ситуация с поставками в Тайвань, экспорт куда сократился на 86%.

В.В. Володько отметил, что это негативная тенденция, поскольку ниши, освобождаемые белорусскими предприятиями, немедленно занимаются иностранными компаниями. Следовательно, мы можем потерять уже наработанные рынки сбыта. Кроме того, расчеты с партнерами дальнего зарубежья осуществляются, как правило, на денежной основе и сразу, в то время как при расчетах с отечественными или российскими покупателями возникают различные проблемы.

ИА "ЭКОПРЕСС"
0058648