Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Летчики белорусской авиакомпании "Трансавиаэкспорт" летят в Анголу. В течении октября два белорусских экипажа транспортных самолетов Ил-76 от имени российской компании "Ростанг" должны отлететь в Луанду. Однако это решение противоречит международному Лусакскому соглашению, которое квалифицирует техническую помощь этой стране как военную. Напомним, что в Анголе почти 30 лет продолжается вооруженное противостояние между правительственными войсками и подразделениями повстанцев УНИТА. В "Трансавиакспорте" желающих выехать на заработки в Анголу называют смертниками. В течение 30-летнего конфликта между правительственными войсками и повстанцами УНИТА, в небе этой страны ежегодно уничтожается 10-12 грузовых самолетов.

Теперешнее приглашение от Министерства обороны Анголы также не скрывает, какую роль отвели белорусским авиаторам. Накануне предстоящих в Анголе президентских выборов правительственные войска нуждаются в дополнительном укреплении столицы государства. Кроме как воздухом, быстро перебросить военные подразделения невозможно. Риск очевиден, но летчики, которые в большинстве сидят без работы, в конце концов, соглашаются.

Примечательно, что все 18 человек летного состава и авиатехников должны вначале уволиться из компании "Ростанг" и заключить индивидуальные трудовые контракты. Как сообщил Радые Свабода анонимный источник в "Трансавиаэкспорте", до сих пор подобных прецедентов не было. Все контракты проводили соответствующую экспертизу в белорусском МИДе. Соответственно, в случае чрезвычайного происшествия государство брало на себя хлопоты возвращения экипажа на родину или поиска его заграницей. Если же контракт частный, компания снимает с себя ответственность за происшествие экстремальных ситуаций. Человеческий фактор, как это уже было со случаем с гомельским экипажем, который сбила цейлонская экстремистская группировка "Тигры освобождения Тамил Илама", явно не учитывается.

В отделе Африки МИД Беларуси отвечают, что данный случай за пределами компетенции внешнеполитического ведомства. В "Трансавиаэкспорте" считают, что не интересоваться судьбой своих граждан МИД может только в том случае, если ему так порекомендовали.

Между тем, на днях штаб УНИТА распространил заявление о том, что накануне президентских выборов в Анголе будут обстреливаться военные истребители "СУ" и грузовой транспорт "Ил". Других самолет там просто нет.

В соответствии с Лусакскими соглашениями, подписанными в конце 1980-х в столице Замбии, всяческая техническая помощь Анголе считается незаконной. Из страны давно вывели основные "доноры" враждующих сторон — дислоцировавшиеся там раньше части воздушных сил США и России. В 1994-м году Анголу покинул последний экипаж из Беларуси. До сих пор в Анголе по частным контрактам работали исключительно инструкторы – эти договора оформлялись также через Москву.

Интерес к африканскому рынку специалисты объясняют прежде всего тем, что фирмы – отправители получают неплохие комиссионные согласно статье "риск".
,