Жизнь в приграничье подчинена своим неписаным законам. Для того чтобы это понять, достаточно хотя бы один раз постоять в многокилометровой автомобильной очереди возле пунктов пропуска на границе с Польшей или Литвой. Для абсолютного большинства тех, кто готов полдня потратить в ожидании мимолетной проверки на пути в зарубежье и делает это ежедневно, спокойное отношение к такому времяпрепровождению — навык профессиональный. Для них не столько время — деньги, сколько место — кордон. Вроде бы ничего нового. Как и год, и несколько лет назад, среди тех, кто и сейчас ждет своей очереди "на прием" к таможеннику, чуть ли не каждый везет в своих баках солярку или бензин на продажу. Но в последнее время "торговый путь" "топливных челноков" стал намного более ярким, многотрудным и… выгодным.

Короли бензоколонок

Самая ходовая и дорогая машина на гродненском автомобильном рынке — "Фольксваген-Пассат" (универсал). Цена на эту модель как минимум на тысячу долларов выше, чем стоимость машины той же марки, того же года выпуска, причем независимо от технического состояния и внутренней "начинки". Деньги просят не за них. У этой машины есть одно неоспоримое достоинство: размер топливного бака. Он на 30 — 40 литров объемнее, чем у остальных моделей, что и диктует цену. Обычный обыватель такой "Фольксваген" не купит: его стоимость нисколько не соответствует качеству, зато среди специалистов по бензиновому извозу — самый ходовой товар. "Челноки" знают, что вложенные деньги окупятся с лихвой: в 30 километрах западнее Гродно — на территории Польши дизельное топливо стоит в полтора-два раза дороже. Грех не воспользоваться разницей.

…Тысячи вояжеров с наполненными до отказа топливными баками с самого раннего утра выходят "на работу". Это их основной вид заработка, а нередко и семейный бизнес. Но те времена, когда "бензиновые туристы" ограничивались только продажей в Польше белорусской солярки, уже прошли.

Полна коробушка!

"Челноки" знают, что сигареты и алкоголь, приобретенные в магазине беспошлинной торговли, можно без проблем перепродать польским скупщикам, которые не задумываясь дают двойную цену. А если не полениться и заехать в приграничную Кузницу, то доход от одной поездки увеличится еще на десяток-другой долларов. Многие дома в этом польском городке уже давно приспособлены под складирование товаров. Белорусу достаточно объехать некоторые из коттеджей, для того чтобы (под строгую отчетность) принять для перевоза в нашу страну целый ассортимент различных вещей якобы для личного пользования: колесо, сотовый телефон, сумку, пару рубашек, детскую коляску, коробку с обувью, 5 килограммов мяса… О том, что именно таким образом к нам попадает львиная доля польских товаров, "СБ" уже неоднократно писала, поэтому не буду вдаваться в подробности. Напомню только, что нечистые на руку торговцы, не желающие декларировать ввозимые товары и платить таможенные пошлины, предпочитают иметь дело с десятками таких "таксистов", нежели с государством. Алгоритм действий приграничных извозчиков прекрасно известен Владимиру Назаруку — начальнику отдела по борьбе с контрабандой и административными таможенными нарушениями Гродненской региональной таможни: "За каждую удачно въехавшую в Беларусь единицу товара "таксист" получает от 2 до 5 долларов. В итоге одна поездка приносит "челноку" более 100 тысяч рублей. А если посадить рядом в машину всех неработающих родственников — отца-пенсионера, жену-"декретницу", — выгода от этого только увеличится: с ними и в магазине "Duty free" можно основательнее отовариться, и побольше вещей перевезти в Беларусь из домов-складов в Кузнице".

Месячный доход "туристов" позволяет им и их семьям безбедно жить и занимать свое место среди представителей среднего класса. Можно бы было и на более высокий уровень жизни замахнуться, но… мешают очереди на границах. Из-за них мало кому удается совершить больше одной поездки за кордон в течение одного дня. Только это и ограничивает возможности "челноков" на пути к высоким доходам. Но кое-кто эту проблему для себя уже решил.

Прикордонные мадонны

Вояжеры открыли для себя способ, при помощи которого можно не только сократить время нахождения в очереди к КПП, но даже и вовсе ее игнорировать. Достаточно лишь посадить в свою машину грудного младенца, инвалида, онкологического больного. Таких пассажиров пограничники, само собой, пропускают без очереди. "Зеленые фуражки" и законы, которыми они руководствуются, гуманны. "Нормативная база предусматривает, что лица, пересекающие границу с детьми в возрасте до 3 лет, имеют право проходить пограничный контроль без очереди. Инвалиды же могут получить бесплатный пропуск и вместе с ним — право на льготный проезд", — объясняет заместитель начальника отдела управления погранконтроля Государственного комитета пограничных войск Анатолий Каштанов.

Вот и увеличивается с каждой неделей приток к границе машин с "льготными" пассажирами, дающими коммерсанту возможность сделать несколько выгодных рейсов в день. А спрос всегда рождает предложение…

"Таможенники и пограничники уже успели привыкнуть к лицам некоторых "профессиональных" мамаш (их уже несколько десятков), которые на договорных условиях готовы предоставить себя и своего ребенка во временное пользование в качестве своеобразного пропуска на внеочередное прохождение контроля. Успел даже примелькаться двухмесячный малыш, за свою короткую жизнь прокатившийся в соседнюю страну… 40 раз", — рассказал мне заместитель начальника Гродненской региональной таможни по правоохранительной работе Александр Высоцкий. К слову, в "должностные обязанности" привилегированных пассажиров входит истеричное взывание к совести в том случае, если таможенник вдруг решит внимательнее осмотреть автомобиль. Но сейчас подобная хитрость скорее притягивает внимание контролеров на границе, нежели отвлекает его.

Неравный бой

И провоз бензина в Польшу, и вывоз оттуда мелких партий товара, который скапливается на белорусской стороне в жилых домах и квартирах, — суть контрабанда. Но доказать, что некий конкретный гражданин каждый день ввозит в страну по одному новому мобильному телефону, паре обуви и километру ткани отнюдь не для своего личного пользования, ох как нелегко!

Доходит до курьезов. Недавно житель Гродно пытался заверить таможню и даже суд, что он ввез выхлопную трубу для фуры в качестве… дымохода в баню на даче! Обойдите хоть все летние домики в окрестностях областного центра — вряд ли вам встретится дымовая труба, сооруженная из 500-долларовой детали от большегрузного автомобиля. Еще один водитель, который ввез 8 километров ткани, убеждал, что собирался декорировать ею свою квартиру. Таможенники грустно шутят: "Бесполезно составлять протокол о нарушении на человека, который беспошлинно ввозит 50 пар туфель, если он укладывается в положенную для провоза стоимость товара — 1.000 евро. Он все равно будет доказывать, что гоняет ими ворон у себя в саду".

Для того чтобы выявить скрытых контрабандистов, таможенникам приходится не только заниматься проверкой непосредственно на границе, но и отслеживать конечный пункт следования груженных добром "туристов", а потом неделями днем и ночью дожидаться возможности уличить хозяина склада. Привлечь к ответственности таких дельцов — задача сложная, и "на поток" ее решение не поставишь. Однако в последние месяцы стал намечаться хоть какой-то прорыв: за незаконный провоз и хранение польских товаров только за август — октябрь сотрудниками Гродненской региональной таможни было составлено 16 административных протоколов на сумму почти 72 миллиона рублей.

Катерина ЧАРОВСКАЯ

{banner_819}{banner_825}
-10%
-25%
-50%
-30%
-25%
-50%
-30%
-11%
-10%