Затерявшиеся в африканских джунглях белорусские специалисты по авиационному ремеслу могут представлять "существенную угрозу миру и безопасности". Таков вывод группы международных экспертов Совета Безопасности ООН. Кроме того, обслуживание и испытание ими боевого вертолета Ми-24 и самолета Ан-12 ВВС Кот-д’Ивуара является нарушением режима эмбарго, введенного в 2004 году.

На этой неделе "Ежедневник" писал о том, что наша страна, по сведениям ООН, является 11-й в списке крупнейших поставщиков вооружений в мире, продавая старое советское оружие в горячие или тлеющие точки наподобие Кот-д’Ивуара. "Е" располагает копией доклада экспертов ООН о ситуации в упомянутом государстве. Работа над документом велась на основании резолюции Совбеза ООН от 2004 года о введении эмбарго на торговлю оружием и другими военными товарами с этой страной. В докладе приводятся доказательства того, что наша страна продолжает сотрудничество в военной сфере с правительством Кот-д’Ивуара, не смотря на запрет Совбеза ООН.

На боевой вертолет Ми-24, зарегистрированный под номером TU-VHO, группа экспертов обратила внимание еще при подготовке прошлогоднего доклада. Как отмечали эксперты, правительство Кот-д’Ивуара готовилось использовать вертолет с полным комплектом вооружения 25 июля 2005 года. После вмешательства командования французской операции "Единорог" планы сорвались. Но обеспокоенность авторов доклада вызывает то, что вертолет и сейчас находится в отличном техническом состоянии и в любой момент может быть использован для наступательных действий.

Наблюдение за вертолетом участники группы вели с мая по июнь 2006 года. Ивуарийские власти утверждают, что "иностранные граждане оказывают ВВС КД помощь и предоставляют консультации, однако с вертолетом Ми-24 они не работают". Подвергая сомнению данное заявление, члены группы 11 августа обратились за комментариями к заместителю командира авиабазы ВВС КД, где находится указанный вертолет. В ответ на вопрос относительно техников с белым цветом кожи некий полковник Аду ответил, что "у некоторых ивуарийских техников светлый цвет кожи объясняется тем, что они являются мулатами или лицами смешанного происхождения". Но, как и ожидалось, собеседник не смог представить удостоверения личности техников, обслуживавших Ми-24.

В докладе отмечается, что "группа экспертов провела на этой базе довольно продолжительный период времени и ни разу не сталкивалась с так называемыми мулатами из числа технического персонала. Техники ВВС Кот-д’Ивуара сообщили группе о том, что в ряде случаев, когда они не знали, как провести какие-то работы по обслуживанию Ми-24, эти работы выполнялись иностранцами".

Инкогнито этих товарищей сохранить не удалось. На прилагаемых к докладу фотографиях, датированных 25 января и 30 мая 2006 года, запечатлены граждане славянской внешности, занимающиеся починкой Ми-24. Сама группа была свидетелем того, как 30 мая и 2 августа 2006 года эти техники работали в кабине и с двигателями вертолета. 27 апреля 2005 года персонал миротворческой миссии ООН, присутствовавший при проведении работ по проверке двигателей и систем вертолета Ми-24, встретил двух лиц, которые представились белорусами — Иваном Бохачем и Олегом Бойко. Последний назвался пилотом. Эти двое утверждали, что были направлены сюда для оказания помощи ВВС КД.

Еще одним воздушным судном, в связях с которым были уличены наши земляки, является самолет Ан-12 под номером TU-VMA, который был поставлен белорусской компанией "Белспецвнештехника". Как и в первом случае, группе получить официальное подтверждение использования самолета в военных целях не удалось.

Техническое обслуживание данного самолета осуществлялось белорусскими военными специалистами и официально должно было прекратиться в ноябре 2004 года, однако, по мнению докладчиков, белорусы продолжают работу.

Группа установила, что нынешний экипаж самолета Ан-12 приступил к работе в июне 2006 года, заменив предыдущий экипаж, покинувший страну в мае. Как правило, эти экипажи ротируются каждые шесть месяцев.

Обслуживающий персонал живет в здании, официально являющемся собственностью советника нынешнего президента Кот-д’Ивуар. Источники информации группы ООН отметили, что жителей этого дома курирует некто Михаил Капылов, который занимается "определенными финансовыми вопросами и выступает в качестве посредника в контактах с домовладельцем". Подтверждением того, что в этом доме проживал белорусский обслуживающий персонал, являются висящие в гостиной портреты президентов Беларуси и Кот-д’Ивуара.

В своем докладе группа особо подробно остановилась на этом самом Михаиле Капылове (Мишель Капылоу — так его называют в Кот-д’Ивуаре). По сведениям, предоставленным правительством этой страны, он "являлся должностным лицом министерства обороны Беларуси и занимался военными контрактами с Кот-д’Ивуаром, однако покинул страну в 2005 году. Гражданин Франции Робер Монтойя, постоянно проживающий в Ломе, Того, и выполнявший функции представителя Белорусской государственной компании по экспорту вооружений "Белспецвнештехника" (БСВТ) в Западной Африке, ранее сообщил группе о том, что Капылов был представителем БСВТ в Кот-д’Ивуаре.

До введения эмбарго на поставки оружия Монтойя, действуя через свою компанию "Дарквуд Лоджистик", поставил ВВС КД существенную часть их военных самолетов и вертолетов. В настоящее время он находится под следствием в Того в связи с обвинениями в незаконной брокерской деятельности, связанной с оружием и обслуживанием воздушных судов".

Группа отметила, что "компания "Дарквуд Лоджистик" является частью принадлежащей Робберу Монтойе группы компаний, таких как "RM Holdings Riga" и "Gypaële", при этом "Дарквуд" и "RM Holdings Riga" имеют тот же номер факса в Ломе". Группе также удалось получить сведения о двух банковских счетах компаний "RM Holdings" в Абиджане, по которым право подписи имеют два человека: Робер Монтойя и Михаил Капылов. В документации, представленной для открытия этих счетов, Монтойя назван председателем компании "RM Holdings", а Капылов — ее "директором по вопросам развития". Один из этих счетов был открыт 28 января 2005 года и имеет активный статус; другой счет был закрыт 9 марта 2006 года. С того счета, который остается открытым, в мае, июне, сентябре и октябре 2005 года "Белспецвнештехнике" было переведено в общей сложности почти 730 000 долларов США. Платежи, поступившие на этот счет компании "RM Holdings", включают несколько переводов за контракт, касающийся воздушных судов, на общую сумму 4 млн. долларов.

Эти переводы осуществлялись семь раз в 2005-2006 годах. Семь других платежей, произведенных в те же даты, были проведены как расходы, связанные с проживанием персонала, граждан Беларуси, на общую сумму 1,4 млн. долларов. Выплата, произведенная с этого счета, предназначена для пяти членов экипажа самолета Ан-12. Их билеты на самолет были оплачены 22 сентября 2005 года чеком № 5341771. В билетах был указан маршрут Москва — Абиджан через Брюссель с вылетом 17 октября 2005 года и два полета из Минска в Брюссель через Варшаву, туда и обратно.

На основании приведенных фактов группа предполагает, что Беларусь "продолжает предоставлять непосредственную помощь, консультации и обучение персонала военно-воздушных сил Кот-д’Ивуара (ВВС КД)", что, вероятно, является нарушением резолюции СБ ООН.

Информация по делу

Белорусы не в первый раз "засветились" в длительном межэтническом конфликте в Кот-д’Ивуаре. Так, в 2004 году, когда повстанцы с севера пытались захватить контроль над всей территорией страны, белорусские наемники, состоящие на службе президента Гбагбо, по ошибке (так было заявлено) разбомбили французскую военную миротворческую базу, после чего президент Жак Ширак лично дал указание ввести дополнительные силы из Франции и Габона, а также уничтожить использовавшиеся самолеты Ан-12 и вертолеты Ми-24.

Антон АНИН, Екатерина ХАРИНА

______

Бесплатная подписка на первую в Беларуси ежедневную деловую цифровую газету "Ежедневник" тут.

-20%
-10%
-30%
-45%
-80%
-21%
-30%
-10%
-40%
-10%
0066814