Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Белорусский Хельсинкский комитет обратился в Верховный Суд, Высший хозяйственный суд и Конституционный Суд с просьбой принять меры к признанию Декрета № 20 неконституционным. БХК возмущен тем фактом, что декрет не предусматривает обнародования Лукашенко, идущего на повторное переизбрание, информации о созданных и контролируемых им внебюджетных фондах Управления делами Президента, что, по мнению БХК, является обязательным. Имущество и денежные средства этих фондов не являются частью государственного бюджета. Они выведены из-под контроля "парламента", Совмина, Комитета госконтроля и подчинены исключительно Лукашенко.

По мнению Белорусского Хельсинкского комитета, принятый декрет противоречит Конституции Беларуси и действующему законодательству. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 101 Конституции не допускается делегирование "палатой представителей" и "советом республики" полномочий президенту на издание декретов, предусматривающих изменение порядка выборов президента.

Кроме того, данный декрет издан в период уже начавшейся кампании по выборам президента Беларуси лицом, которое объявило о своем участии в этой кампании. Данное решение Лукашенко нельзя оценить иначе, как прямое злоупотребление своими полномочиями и превышение власти с целью получения дополнительных преимуществ в ходе выборов.

Положения декрета ограничивают конституционное право граждан на свободу быть избранными (ст. 38), так как на кандидата возлагается дополнительная ответственность за действия других лиц. Таким образом, создаются условия для произвольного применения Центральной комиссией и судом данной нормы с целью устранения кандидатов, нежелательных для Лукашенко.

Декретом нарушается и ст. 58 Конституции, гарантирующая, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами. Субъекты, обязанные представлять декларации о доходах и имуществе, строго определены действующим законодательством. В их число не входят родственники этих субъектов.

Опубликование данных о доходах и имуществе граждан, не выдвигающихся кандидатами на пост Президента, является незаконным вмешательством в их личную жизнь, что грубо нарушает ст. 28 Конституции Республики Беларусь.

Помимо этого, декрет содержит неоднозначные по толкованию формулировки, что затруднит его применение на практике. Так, в частности, возникают вопросы: имеются ли в виду родственники (родители, дети, в том числе усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг, его родители), которые проживают совместно с ним и ведут общее хозяйство, или же имеются в виду и те из них, кто проживает раздельно, в том числе за пределами Республики Беларусь; как быть, если те из них, кто проживает раздельно с семьей кандидата в президенты, отказываются предоставить соответствующие декларации о доходах и имуществе; есть ли у кандидата в Президенты законные способы понудить их сделать это; что понимать под "существенным характером" (п. 1.3 Декрета) несоответствия действительности сведений, представленных указанными лицами в своих декларациях и т.д.?

К тому же толкование норм Декрета не входит в компетенцию Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
,