168 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  2. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  3. Знак госслужащего, планы на День Победы, «мясной король» и 10 необычных экскурсий — все за вчера
  4. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  5. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  6. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  7. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  8. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  9. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  10. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  11. Рынок новых авто в апреле. Как дела без Skoda Rapid?
  12. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  13. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  14. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  15. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  16. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  17. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  18. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  19. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  20. «Среди покупателей есть и обычные пенсионеры». В Минске переоткрылась ремесленная пекарня Lёn
  21. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  22. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  23. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  24. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  25. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  26. «Новые отношения меня не пугают». Одно утро с Юлией Курьян
  27. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  28. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  29. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  30. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?


16 апреля Палата представителей приняла во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму». Гражданская инициатива LeхUp изучила этот законопроект и нашла в нем ряд ошибок, допущенных с точки зрения нормотворческой техники. Кроме этого, считают в инициативе, белорусов лишили возможности внести свои предложения на этапе публичного обсуждения законопроекта, что является серьезным нарушением. В своем обращении в адрес Совета Республики и Александра Лукашенко более тысячи граждан просят отложить принятие этого закона и направить его на доработку.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

16 апреля во втором — окончательном — чтении были приняты законопроекты «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» и «О недопущении реабилитации нацизма». Следующий шаг — в течение пяти дней эти законы должны быть направлены в Совет Республики, который в 20-дневный срок должен одобрить их (либо отклонить). При этом секретариат Совета Республики обязан провести юридическую экспертизу проектов законов на их соответствие принципам нормотворчества и нормотворческой технике.

В тот же день, 16 апреля, гражданская инициатива LeхUp направила в Совет Республики и Администрацию Александра Лукашенко обращение, под которым подписались более тысячи граждан. В нем они просят отложить принятие закона и направить его на доработку.

— Мы не обсуждаем содержание законопроектов, что в нем позитивно или негативно для общества. Проекты новых законов не выдерживают критики с точки зрения нормотворческой техники. По нашему мнению, прописанные в нем нормы можно толковать двояко, а это недопустимо для закона, — считают в инициативе. — Их приняли слишком поспешно, что может привести к такому же гражданскому недовольству, как это некогда произошло после так называемого закона о тунеядцах.

В LeхUp рассказывают, что в законопроекте «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» они обнаружили десять ошибок, допущенных с точки зрения нормотворчества. В частности, в будущем законе не прописана процедура, каким образом материалы могут быть признаны экстремистскими.

— По сути, это происходит на закрытых судах, и заинтересованные лица не могут участвовать в рассмотрении. Соответственно, такое решение невозможно оспорить. Закон не устанавливает определенную судебную процедуру рассмотрения данной категории дел и не содержит указаний на какой-либо из видов судебного производства, установленных гражданско-процессуальным законодательством. Кроме этого, в законопроекте не указана процедура исключения из списка экстремистских материалов.

Согласно указанному законопроекту, в Беларуси также расширяется перечень государственных органов, которые могут направлять материалы в суд для признания их экстремистскими.

— У каждого из этих органов должна быть комиссия по экстремизму. Но при этом нет законодательных актов, которые бы регулировали работу этих комиссий.

Серьезным нарушением нормотворчества в LeхUp называют и то, что многие термины в законопроекте имеют двоякое значение.

— С 2002 года в Беларуси действует закон о противодействии терроризму. Формулировки из этого закона и законопроекта «об экстремизме» чаще всего похожи, термины идентичны. И неясно, как интерпретировать: это терроризм или экстремизм? То есть у правоприменительных органов появляется возможность действовать на свое усмотрение, а не опираясь на нормы закона.

В LeхUp обращают внимание еще на одно существенное нарушение принципов нормотворчества: гражданам не дали возможности внести свои предложения в орган, который отвечал за разработку этого законопроекта.

— 10 февраля 2021 года Генеральная прокуратура ответила, что законопроект направлен в Палату представителей. В Палате представителей при этом говорили, что такой законопроект к ним не поступал. В итоге спустя полтора месяца, 18 марта 2021 года, Генеральная прокуратура размещает на сайте информацию о том, что работа по этому законопроекту окончена. Фактически нормотворческий орган ввел в заблуждение лиц, которые хотели внести мотивированные предложения по этому законопроекту.

Сейчас 1048 граждан, которые оставили свои подписи под обращением, просят отложить принятие этого законопроекта и доработать его. Такая возможность есть и у Совета Республики, и у Александра Лукашенко.

— При несоблюдении принципов нормотворчества либо по причинам несоответствия проекта закона законодательству Республики Беларусь постоянная комиссия, ответственная за подготовку проекта закона к рассмотрению Советом Республики, вправе рекомендовать отклонить принятый Палатой представителей проект закона. Кроме этого, на этом этапе в процесс принятия закона может вмешаться президент. При этом постоянная комиссия имеет полномочия принять решение о целесообразности его предварительного обсуждения на парламентских слушаниях, круглых столах и диалоговых площадках. Постоянной комиссией также могут запрашиваться мнения по проекту закона от государственных органов, организаций, экспертов и представителей гражданского общества для качественной подготовки вопроса к рассмотрению Советом Республики. И такие случаи в истории страны были, — говорят в инициативе.

-10%
-5%
-21%
-20%
-80%
-7%
-99%
-10%
-30%
-10%
-20%
-20%