179 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Врач — об опасности домашней пыли и том, как часто нужно делать уборку
  2. Сколько белорусы возмещают за коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте
  3. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  4. В Беларуси сокращается количество банкоматов, инфокиосков и платежных терминалов
  5. В полвторого ночи написал явку с повинной. О какой «взятке» 12-летней давности говорят в суде над Бабарико
  6. Зуд и гнойные корочки. Врач называет симптомы чесотки и рассказывает о лечении
  7. Белорусские каналы не будут показывать «Евровидение». Белтелерадиокомпания объяснила причину
  8. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  9. Инженер-программист и профессиональная модель. Вот какая девушка стала «Мисс Вселенная»
  10. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  11. Вот какие права и льготы Лукашенко дал арабам для застройки 10 квадратных километров Минска
  12. «Не представляет, как будет жить дальше». Поговорили с супругой военного, которому дали 18 лет колонии за госизмену
  13. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  14. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  15. «Дорогое удовольствие для государства». Минтруда — о сокращении декрета и пересмотре размера пособий
  16. Крупные компании России в мае не поставляют нефть на «Нафтан». Сырье из Азербайджана также не ждут
  17. Свидетель слышал все происходящее в зале, но суд это не смутило. Журналистке TUT.BY Касперович дали 15 суток
  18. «Открыл нам неограниченный кредит и разрешил тратить, сколько хотим». Меценат Юрий Зиссер
  19. Помните пса с пробитой головой и оторванным носом? Узнали, что сейчас с ним и ищут ли живодера
  20. Смена внешности и запрет на съемку. Лукашенко подписал законы о госзащите и нацбезопасности
  21. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  22. Погода на неделю: дожди и грозы, но тепло
  23. Журналистку TUT.BY Катерину Борисевич перевели в гомельскую женскую колонию
  24. Врач рассказывает про анализ, который помогает проверить, все ли у вас в порядке с запасом железа
  25. «Он работает с онкобольными, а потом приходит на сеанс и плачет». Кто и как помогает психологу
  26. Тренер по бегу объясняет, какую ошибку допускают новички и получится ли похудеть с бегом
  27. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  28. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  29. Курс доллара упал почти до пятимесячного минимума. Что произошло и что будет дальше
  30. В Минске заработает еще один пункт вакцинации от ковида для всех желающих. Рассказываем, где и когда


/ /

Татьяна Крапиневич получила диплом учителя математики, но по специальности почти не работала. Сначала ушла в декрет, а потом в бизнес — занималась логистикой. В прошлом году случайно наткнулась на объявление, что проект «Учитель для Беларуси» набирает преподавателей, которых приглашают в глубинку. Так семья Крапиневичей оказалась в Ляховичах, родные поддержали Татьяну. «Самое приятное — видеть, как дети схватывают тему, — говорит наша героиня. — Я не даю готовых решений, они сами должны все понять. И когда слышу от них: „Да это же изи!“ — вот это настоящее волшебство!»

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Татьяна Крапиневич

Восьмой месяц Татьяна Крапиневич работает в гимназии в городе Ляховичи, это небольшой город в Брестской области. Здесь же в пятом и девятом классе учатся ее дочери, Татьяна преподает математику и у них, а у младшей она еще и классный руководитель. И это, по ее словам, один из плюсов новой работы.

Как пандемия кардинально изменила жизнь Татьяны

— У меня было педагогическое образование, но по специальности я почти не работала, всего год после окончания университета, потом ушла в декрет, — начинает свой рассказ наша героиня. — Мы жили в Пинске, но мужу предложили работу в Минске, так семья переехала. И я уже после выхода из декрета искала работу с доходом повыше, это было не про учительство.

Так Татьяна попала в крупную дистрибьюторскую компанию, занималась логистикой. Начинала как координатор, а уже через год стала заместителем начальника управления, уходила с работы в должности начальника.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Первое время Татьяна после школы еще три-четыре часа сидела над учебниками, прорабатывала каждую тему, чтобы интересно ее преподнести детям

— Возвращаться в школу, честно говоря, я не планировала, — говорит она. — Более того, видела, как учатся четверо моих детей, и многое в системе образования меня не устраивало. Но правильно говорят: критиковать просто, а пойди поработай. Сейчас я это почувствовала на себе.

О проекте «Учитель для Беларуси» Татьяна узнала случайно. Это в самый разгар пандемии, в 2020 году. Семья Крапиневич ушла на самоизоляцию, но, просидев месяц в квартире, и дети, и родители поняли, что «это катастрофа».

— Представьте, шесть человек в небольшой квартире, я выбегала только в магазин, а впереди было лето, — продолжает собеседница. — И мы решили снять дачу, на все лето уехали под Молодечно. И вот одним вечером я просматривала соцсети, увидела ссылку на проект «Учитель для Беларуси». Я на тот момент уже не работала, и муж мне постоянно говорил: «Тебе нужно себя реализовывать». Ведь что у меня было? Супы, уроки с детьми, одного в школу завези, другого привези — вот такая однообразная жизнь. В общем, супруг уговорил отправить заявку, и к 12 часам ночи я ее заполнила.

Координаторы проекта связались с Татьяной, и уже через неделю начался онлайн-курс. Пандемия внесла коррективы и в процесс подготовки участников проекта. Если раньше все было очно, то в прошлом году все перенесли в онлайн.

Татьяна говорит, что приходилось сразу же вспоминать учебный предмет. Благо, с детьми проходила математику — с первого по одиннадцатый класс. Наставники по проекту рассказывали о новых подходах в образовании, а иногда и испытывали на прочность кандидатов — дети в школе все-таки разные, нужно быть готовым и к нештатным ситуациям.

Родные поддержали: «Это точно твое!»

Муж Татьяну поддержал, но нужно было сказать о решении и детям, и родителям. Татьяна переживала, поймут ли они, поддержат ли такой поворот жизни.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Участок у дома, который снимает семья Татьяны, и правда большой. Пока супруги рассуждают, стоит ли браться за огород

— Первое, что мне предложили, была гимназия в Ляховичах. Я сначала скептически была настроена: какой город, я же хотела в глухую деревню, на хутор, в малокомплектную школу! Но мы решили все-таки поехать и посмотреть. Нам показали дом, в котором давно никто не жил, его сдавали в аренду. Мы увидели здешнюю природу, раздолье, сам дом очень большой по сравнению с нашей квартирой в Минске, и сошлись, что ничего другого мы уже не хотим. Теперь я вижу за окошком смену каждого сезона — ресурс, который дает природа, бесценен.

Супруг Татьяны работает дистанционно, поэтому смог переехать в Ляховичи. Вместе с родителями приехали и двое младших детей.

— Старшие дети остались в Минске, они у нас уже студенты, — говорит собеседница. — В последнее время я сетовала, что они у меня недостаточно самостоятельные, что приходится все время за них что-то делать по дому. Ну вот сейчас они остались одни в квартире. И ничего, справляются. Конечно, мы время от времени приезжаем их навестить и я могу придраться, что вот здесь не убрано, но тем не менее ребята научились и готовить себе, и убирать за собой, и за котом смотрят. Мы забрали с собой собаку, а младшие подобрали котенка, так что у нас теперь два кота — один в Минске, другой в Ляховичах.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Младшие дети, говорит Татьяна, на удивление хорошо восприняли идею о переезде, им тоже очень понравился свой дом и большой участок, где можно проводить свободное время.

— У меня был день рождения, который мы из-за пандемии провели по Zoom. Я собралась с мыслями и объявила родным, что буду принимать участие в проекте, что планирую переехать в глубинку. И меня все поддержали! Сказали, что это точно мое, что это отличная возможность сменить обстановку, тем более с учетом коронавируса, что буду сама учить своих детей. «Вот это да», — подумала я. Так что все удачно сложилось.

«Жаловались, что алгебра вам не пригодится? Докажу обратное»

Мы приезжаем в гимназию в пятницу на последний урок, 9-й класс проходит новую тему — геометрическая прогрессия. Накануне учитель попросила ребят посмотреть короткий сюжет по теме и сделать конспект, так что многие уже с легкостью решают примеры. Обращает на себя внимание, что парты в классе стоят необычно — ребята работают в группах по четыре человека, у каждого члена команды своя задача, но результат нужно показать всем вместе.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Некоторые считают, что Татьяна слишком добрый учитель. Она сама говорит, что главное — быть требовательной, и обращает внимание, что на ее уроках стоит только рабочий шум

— Это очень хорошая техника обучения, которую нам показали на интенсиве курса «Учитель для Беларуси», — объяснит потом Татьяна. — Это сингапурская групповая методика работы. У меня есть очень шумный класс, но когда их рассаживаешь в такие группы, работать куда проще, методика позволяет каждому участвовать в процессе, и работа всей группы зависит от каждого участника.

В классе стоит рабочий шум. Во второй части урока дети воодушевляются еще больше, учитель говорит: «А сейчас берем телефоны». И ребята начинают выполнять задания (квизы) на онлайн-платформе.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Первый раз было сложно даже с 9-м классом применять такие методики, но вместе с тем, им это очень интересно, я даже домашку задаю им на таких платформах, — говорит учитель. — Для них это очень увлекательно, они жадно хватают информацию, для них это все в новинку. Кроме того, даю задание самим придумать задачи. Сначала они противились, но потом увидели, какие я им приношу задачи, что можно вплести туда жизненные обстоятельства, и воодушевились. Есть такая страшная тема по алгебре «Моделирование реальных процессов дробными рациональными уравнениями и неравенством». Решали мы задачи из учебника, и я думаю: надо же что-то им придумать. И я прихожу в класс, говорю: «Вы жаловались, что алгебра вам в жизни не пригодится? Я докажу вам обратное. Представьте, что вы работники дистрибьюторской компании, а я собственник бизнеса. Есть три департамента — маркетинговый, финансовый и логистический. Сейчас будет собрание, я поставлю вам задачи, а вы обсудите в своих департаментах, потом мы соберемся на совет директоров, и вы презентуете результат». Накануне подготовила реальные задачи из бизнеса, но, конечно, в упрощенном варианте. Класс поделился на три группы: логистика решала проблему с задержкой доставки товара в Брест, маркетинг анализировал акцию в магазине, когда поставили товара больше, чем продали, финансам нужно было рассчитать увеличение штата водителей: как стажер будет справляться с задачами по сравнению с опытным работником. И в финале каждый департамент выступил с презентацией. Девочка, которая «возглавляла» финансы, в конце сказала мне: «А знаете, я хочу поступать на экономический факультет». Я очень рада, что дети наглядно увидели, что им может пригодиться в жизни то, чему их учат в школе. Эмоции после урока были потрясающие, дети писали в форме обратной связи: «Вы всех сделали», «Вы крутая».

В пятом классе, говорит Татьяна, изучали дроби на бумажных тарелках. Дети складывали тарелки, щупали их, чтобы понять, почему ⅛ меньше, чем ¼, а не просто «запомните, что написано на доске».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Одна из самых ярких учениц в 9-м классе — дочь Татьяны. На эксперименты с внешностью родители реагируют спокойно, дают дочке право выбора и говорят, что главное — хорошо учиться, а с этим проблем нет

— Говорю им: «Разделите на четверых три яблока». Какие только не были идеи! Сварить компот, изгнать одного человека из команды, но потом кто-то сказал: «Разрезать каждое яблоко на четыре части и дать по одной дольке. И получим ¾». И потом, конечно, проверили: резали яблоки.

Недавно учеников гимназии анкетировали: понятно ли им то, что на уроке объясняет учитель, и не хотят ли они, чтобы учителя поменяли. Татьяна говорит, была приятно удивлена, когда узнала, что уровень понимания у ее учеников выше 90%, ни один не сказал, что хочет другого преподавателя.

Первое время Татьяна возвращалась из школы и еще три часа прорабатывала каждую тему, думала, как лучше это преподнести детям.

— Я не даю готовых знаний, вот когда они сами нащупают тему, сами найдут правильное решение, своей головой до этого дойдут, тогда и будет толк, — считает она. — «Так это же изи!», — говорят мне дети. Вот это настоящее волшебство! А написать на доске примеры и просто сидеть и решать их? Это очень быстро забудется.

«Сегодня учитель конкурирует с Google»

Спрашиваем, а к чему была не готова Татьяна, что ее огорчает в работе, ведь не бывает все идеально. И подумав, учитель говорит, что не ожидала, что у детей может быть такой разный уровень знаний. Причина, вероятно, в том, что несколько лет назад в гимназии перестали отбирать по результатам экзаменов, теперь гимназия мало чем отличается от простой школы, сюда также ходят дети из ближайших домов. По 9-у классу, ученики которого еще проходили через экзамен, база повыше, говорит Татьяна.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Как классный руководитель Татьяна старается придумать для 5-классников задания на каждую неделю. В кабинете с ее приходом появились интерактивные игры, дети стали охотнее рисовать

— В 5-м классе я столкнулась с тем, что некоторые дети могут решать задачи уровня олимпиады, а у некоторых проблема с таблицей умножения, и это в одном классе, — говорит она. — И хотелось бы, чтобы родители были более вовлечены в процесс обучения детей. Я убеждена, что успех держится на партнерстве — учителя, ребенка и родителей. Особенно в переходном возрасте дети не особо хотят учиться, часто летают в облаках с другими мыслями, и если только учитель будет бороться за знания, к сожалению, результат будет не таким желаемым. Особенно обидно за способных ребят, которые с лету решают задачи, но надо поработать над усердием, и один учитель здесь не справится. Хотя в нашей гимназии шикарные педагоги! У моей дочери не было способностей к физике, а сейчас у нее девятка, говорит, впервые в жизни ее поняла. А учитель истории! Если они изучают Египет, у него урок, как в египетской школе. И он все время говорит детям: «Я хочу, чтобы вы подумали, чтобы вы развивали мышление». А в ответ от ребенка можно услышать: «Для отметок мышление не нужно». К сожалению, некоторые родители настраивают детей исключительно на отметки, а нужно приходить в школу за знаниями.

Татьяна на примере своих детей объясняет, как отличаются дети, у которых даже небольшая разница в возрасте. Все это нужно учитывать, преподавать всем по одной методике неэффективно, считает учитель.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Если взять поколение моих старших детей, 20-летние, то они не будут ничего делать, если не поймут, зачем им это надо. Я нанимала на работу таких ребят. Даже элементарные рабочие задачи они не будут делать, если не понимают выгоду. Поколение моей старшей дочери, 15−16 лет, больше интересует социальная жизнь, с ними можно говорить о глобальных процессах, они более чуткие к проблемам других. Поколение моей младшей дочери, 10 лет, — снова включается прагматизм, но добавляется клиповое мышление, информацию они воспринимают мемами и образами, все должно быть четко. Ну и как одинаково преподавать разным поколениям? Это невозможно. Мне, например, пришлось изучить TikTok, чтобы хотя бы понимать, как говорить с детьми на одном языке. Вообще сегодня учитель конкурирует с Google. Надо признать, что школьники и без нас узнают, что такое синус и косинус. Наша задача — научить их анализировать, сопоставлять информацию, проверять ее и делать выводы.

Проект «Учитель для Беларуси» объявил новый набор, вот ссылка на заявку. Суть программы — талантливые учителя два года работают в региональных школах — там, где они больше всего нужны. Кстати, в регионах особый спрос на учителей по математике (оно и понятно — многие уходят в IT). Стать участником проекта может как недавний выпускник, так и учитель с опытом. В прошлом году впервые набрали участников, у которых не было педагогического образования, но все они поступили в магистратуру на педагогическую специальность. Кроме основной зарплаты участники получают каждый месяц стипендию, проект поддерживает БПС-Сбербанк. Подробнее о программе можно узнать на сайте teach4.by.

-25%
-20%
-20%
-25%
-30%
-50%
-50%
-15%
-10%
-30%