/

Новый учебный год, вторая волна COVID-19, а вопросы все те же: будут ли переводить классы на дистанционное обучение, кого изолируют в случае заражения школьника, а кого — нет и нужны ли маски в школе?

Фото: burst.shopify.com
Фото: burst.shopify.com

Как сейчас изолируют контакты по COVID-19 в школе?

По новым правилам Минздрава, которые опубликовали на этой неделе, 7 октября, контактами первого уровня считаются те, кто имел тесный контакт с заболевшим коронавирусной инфекцией в течение 4 дней до и 10 дней после появления у него симптомов заболевания. Также к таким контактам относятся те, кто контактировал с человеком с бессимптомной коронавирусной инфекцией в течение 4 дней до и 10 дней после даты забора у него материала для исследования на инфекцию COVID-19.

Важно, что тесным контактом считается контакт на протяжении не менее 15 минут на расстоянии менее 1 метра без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания.

К контактам второго уровня относятся дети в возрасте до 10 лет, которые ходят в сады и школы и у которых был контакт:

  • с человеком, имеющим инфекцию COVID-19, в течение 4 дней до и 10 дней после появления у него симптомов заболевания;
  • с человеком, имеющим инфекцию COVID-19 в бессимптомной форме, в течение 4 дней до и 10 дней после даты забора материала для исследования на инфекцию COVID-19 по месту воспитания (учебы).

Возможным считается контакт на расстоянии от 1 до 2 метров без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Фото: Александр Чугуев
Фото: Александр Чугуев

Два педиатра из двух разных детских поликлиник Минска сказали, что разъяснения по этому постановлению им еще не приходили. «Самим интересно, как это все будет», — говорит один из врачей. TUT.BY направил запрос по поводу того, как сейчас изолируют контакты в школе, в Минский городской центр гигиены и эпидемиологии.

Сейчас, говорят медики, работают, как и раньше: ждут списки санитарно-эпидемиологических служб, по ним к контактным детям, а это, как правило, весь класс, в котором заболел один ребенок, выезжают на 3−5 день со дня последнего контакта с заболевшим и берут мазки на коронавирус. Врач говорит: если мазок отрицательный, то на 13-й день берут кровь на антитела, а в целом карантин длится до 14 дня со дня контакта. Так система налажена в их поликлинике.

Однако родители школьников из разных школ прислали в редакцию не одно письмо, где говорят, что в их случае схема работала не так идеально. Например, мы получили сообщение от родителей учеников школы № 90 в Минске. Там, по словам мамы семиклассницы, заболела учитель, а 11 сентября детям сообщили, что они уходят на изоляцию как контакты 1-го уровня.

— Ни в пятницу 11 сентября, ни в понедельник-вторник 14−15 сентября ни санстанция, ни врачи детьми не интересовались. В среду родители повели самостоятельно детей делать тесты — и только тогда нам сказали всем сидеть дома и ждать медиков. Медики пришли 16 сентября, в среду, взяли тест. Мы подписали документ о 14-дневной изоляции. 21 сентября нам позвонили из поликлиники и сказали приходить в регистратуру, забирать справку на ребенка, что он здоров, и вести в школу, — пишет мама.

Она отмечает: так как в классе все-таки у некоторых детей коронавирус выявили, часть детей с отрицательными тестами по заявлению родителей решили побыть дома и вернулись в школу чуть позже.

Еще одна педиатр уже другой минской поликлиники говорит, что пока что, если в классе заболел один ребенок, изолируют всех, анализы берут у всего класса. Однако по факту коронавирус находят у одного-двух человек, причем чаще всего это бессимптомные носители, и нельзя сказать, что это именно те дети, которые большего всего контактировали с первым инфицированным.

— На данный момент мы просто задыхаемся от количества работы, — объясняет медик, как много сейчас берут тестов.

Учитель одной из школ Гомеля рассказывает, что в их учебном заведении в этом году уже был один случай коронавируса среди школьников. И изолировали весь класс.

— Когда приходили отрицательные результаты теста — дети возвращались в школу, не отсиживали 14 дней.

Учитель из Гродно тоже говорит, что в случае инфицирования школьника изолируют весь класс, но мазки брали только у детей, у учителей, которые преподавали в этом классе, — нет.

Носят ли маски?

Маски школьники и учителя в целом носят по желанию. При этом педиатр одной из детских поликлиник столицы считает, что дети не умеют правильно их носить и могут себе даже навредить.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

— Нам нужно принять эту ситуацию, этот вирус никуда не денется, и хорошо, что он сейчас протекает в более легкой форме, — говорит педиатр. — Школьникам от масок будет больше вреда, они ее будут постоянно трогать и, наоборот, увеличивать риск заражения. Попробуй объясни ребенку, что нельзя трогать. Учителя маски могли бы носить.

Мы нашли школу в Гродно, где ввели обязательный масочный режим для сотрудников, до этого маски носили примерно 10% учителей, рассказывает педагог.

— Весной и дети, и учителя ходили в масках. Учитель их меняла, и вместе с ней маски меняли и дети. Но детям тяжело весь день в маске. Сейчас мало кто их носит, — говорит учитель.

Весной Александр Лукашенко назвал эту инициативу ношения масок в школе «глупостью несусветной»:

— Глупость несусветная. Нельзя детям эти маски надевать, особенно в школе. Такого требования не было. И если где-то это есть, те, кто это ввел, ответят, — цитирует президента его пресс-служба. — Вы лучше окно откройте, проветрите, чтобы было свежо. Если там кто-то «упражняется», скорее всего, это самодеятельность. А за то, что министерство и губернаторы не проконтролировали этот вопрос, они ответят.

Будет ли «дистанционка»?

Многие родители интересуются, будут ли переводить школы на дистанционное обучение. Ответ: нет, Минобразования не планирует переводить школы на дистанционное обучение.

При этом еще в августе опубликовали рекомендации по организации учебного процесса в условиях COVID-19. Среди них, например, ограничения по проведению массовых мероприятий, увеличение продолжительности перемен, закрепление за каждым классом конкретного помещения, ограничение (запрет) на проведение родительских собраний, бесконтактные приветствия.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Ранее мы уже писали, что сегодня возможность дистанционного школьного обучения в Кодексе об образовании лишь обозначена, но не уточнена. Кто имеет возможность ею пользоваться, в каких условиях, как долго — всего этого в законе нет. А это очень важные моменты.

Также надо учитывать, что уровень компьютерной грамотности учителей, уровень компьютерной оснащенности школ очень разный.

-12%
-20%
-40%
-10%
-17%
-10%
-50%
-80%
-40%
0071674