Протесты в Беларуси не прекращаются уже 50 дней. В Гродно, как и во многих других городах, они начались вечером 9 августа. За прошедшие дни в областном центре было многое: и жесткие задержания, и мирные многотысячные митинги, и песенные флешмобы, и выступления на площади Ленина, и женские акции, и забастовки на предприятиях, и разговоры с депутатами, и снова жесткие задержания. TUT.BY вспомнил, как жил город эти 50 дней, и выбрал самые запоминающиеся моменты.

Вечером 9 августа после закрытия избирательных участков на площадь Советскую вышли люди. К 21.30 в центре города появился ОМОН и автозаки. Через несколько минут начались задержания. К этому моменту на площади находилось около 500 человек. Задерживали тогда людей и на площади, и на центральных улицах, и на Старом мосту, и около здания областной филармонии. Все это продолжалось до ночи. Только в РОВД Октябрьского района тогда было доставлено около 200 человек.

10 и 11 августа вечером в Гродно весь старый центр перекрывался. В эти дни на улицы города выходило немного протестующих. Акции протеста были похожи на тренировку силовиков и брутальную зачистку города, так как протестующих было мало, а сотрудников ОМОНа и милиции — много. Не обошлось и без жестких задержаний — как малочисленных участников, так и просто прохожих. Именно в эти дни гродненцы впервые увидели военную технику на городских улицах.
Вечером 11 августа в Гродно произошел инцидент с семьей Череухо. Родители и их пятилетняя дочка ехали из одного конца города в другой, и они попали в поток сигналящих автомобилей. В какой-то момент, рассказывала мама девочки Инна, впереди них и еще двух стоящих машин появилась военная техника и сотрудники ОМОНа. Через несколько минут в их машине посыпались стекла.
— Впереди нас были Skoda и микроавтобус. Мы растерялись, когда увидели, как военная техника впереди начинает подрезать бус — и тот разворачивается боком. Муж выехал на встречную полосу, чтобы объехать. Но навстречу нам выбежали омоновцы, начали бить машину дубинками — лобовое и боковые стекла, зеркала. После этого сзади в нас въехала военная техника, был сильный удар.
Когда Инна обернулась, ее дочка была в крови.


12 августа в Гродно начались женские акции: девушки вышли на проспект Космонавтов с цветами. Так они выступали против насилия в отношении мирно протестующих. К этому моменту стало известно об избиениях задержанных. Вечером этого же дня в городе силовики опять жестко забирали людей.

13 августа на предприятиях Гродно рабочие стали объявлять о забастовках, Гродненский драмтеатр выступил с открытым письмом, где актеры и сотрудники учреждения осудили насилие и потребовали провести новые, честные выборы.
В этот же день на встречу с сотрудниками «Химволокна» приехали мэр Гродно Мечислав Гой и начальник УВД Гродненщины Вадим Синявский, который пообещал разобраться с фактами насилия. Вот что он тогда говорил:
— Мне стыдно за действия некоторых наших сотрудников. Но у нас не было другого выбора. Мы разберемся, я вам обещаю. Мы такие же люди, как все остальные, мы такие же белорусы, как и вы, по крови. Я вас не бью. Простите моих сотрудников, если они сделали вам больно.

В этот же день в городе прошли акции медиков, которые также выступали против насилия. Вечером по улицам города маршем прошло несколько тысяч человек.

Пятница, 14 августа, в Гродно оказалась долгой и насыщенной событиями: в день вместились и встречи рабочих с властями, и мирные цепочки солидарности, и общение с председателем горисполкома, большой, многотысячный митинг на площади Ленина, а еще шествие с 70-метровым бело-красно-белым флагом. Большие встречи рабочих проходили на «Гродно Азоте» и гродненском мясокомбинате.

16 августа в Гродно прошли митинг и шествие. И это была, пожалуй, самая большая массовая акция в областном центре за всю историю современной Беларуси. Столько людей на улицы города не выходило никогда. По разным данным, в центре Гродно собралось около 40 тысяч человек. Гродненцы прошли от площади Советской до площади Ленина, где провели митинг и разошлись — чтобы в понедельник вечером собраться снова.

В понедельник, 17 августа, в областном центре на площади Ленина собралось от 15 до 20 тысяч человек. К митингующим выходили депутаты, однако конструктивного диалога, как и на встрече актива с ними днем, не получилось. И одну, и вторую сторону захлестнули эмоции. Днем в Гродно продолжились женские акции протеста: гродненки стояли напротив горисполкома, приходили к зданию тюрьмы на улицу Кирова, десятки человек хаотично выходили в разных микрорайонах Гродно.
На «Гродно Азоте» прошла встреча коллектива с руководством, такое же собрание прошло в «Гродножилстрое», а вот рабочие «Гроднопромстроя» стали массово жаловаться на давление со стороны руководства, которое, по их словам, пообещало увольнять бастующих. Со своими проблемами строители этой организации пришли и на площадь Ленина.

На одной из встреч на площади гродненцы сформировали свои требования: помимо основных, были и те, которые касались местной власти. Все, что просили люди, власть тогда выполнила — в рамках своих компетенций, конечно: предоставили электричество, разрешили собираться на двух главных площадях города, начали диалог с гродненцами.
Но 18 августа оказалось, что обещанного для аппаратуры электричества из горисполкома для протестующих уже не будет — и пришлось ставить электрогенераторы.
Не получилось и с общим советом, который так и не сформировался. Но в последующие дни на площади Ленина также собирались люди.
Но уже 20 августа местные власти объявили площадь «вне закона» — и митинги здесь начали считать несанкционированными мероприятиями.


22 августа на площади Ленина прошел провластный митинг, на который приехал Александр Лукашенко. Также в этот день Гродненщина узнала, что у нее новый губернатор — Владимир Караник. О том, что Лукашенко говорил на митинге, можно почитать здесь и здесь. Люди провожали его криками «молодец!» и аплодисментами.
В этот же день на площади собрались люди под бело-красно-белыми флагами.

23 августа в Гродно прошел последний митинг, который было возможно проводить на главных площадях — в последующие дни их перегородили. Огражденными они остаются до сих пор.
Воскресный митинг был многолюдным и шумным.


В последующие дни митинги в Гродно неизменно заканчивались задержаниями, на улицах курсировал спецтранспорт силовиков, а шествия становились (кроме 30 августа, когда на улице вышло около 10 тысяч человек) все более скромными.
Забастовок на предприятиях не получилось.

В Гродно задерживали рабочих «Гродно Азота», председатель стачкома предприятия Юрий Рововой уехал в Польшу За границу уехал и бывший директор гродненского центрального спортивного комплекса «Неман» Виктор Шумель, который написал открытое письмо председателю Федерации профсоюзов Беларуси и руководителю инициативной группы Александра Лукашенко Михаилу Орде, а потом активно выступал на гродненских митингах.

В последний день лета стало известно, что митрополита Минско-Могилевского архиепископа Тадеуша Кондрусевича — гражданина Беларуси — белорусские пограничники не пустили в Беларусь без всяких объяснений.
Вечером в этот же день в Гродно собрались около ста человек у входа в Фарный костел Гродно, чтобы совместно прочитать молитву в поддержку митрополита.

Гродненцы снова собрались на улицах города 6 сентября. Мирная акция протеста закончилась брутальным разгоном и задержанием участников шествия, в котором приняло участие несколько тысяч человек. За воскресенье в областном центре были задержаны несколько десятков человек. Некоторые из задержанных после оформления протоколов были отпущены.
По всей Беларуси же на протестах тогда были задержаны более 160 человек.

Гродненцы снова вышли на улицы 13 сентября. И опять были жесткие задержания. Люди прошли от улицы Советской до Горького, где встретились с силовиками. По данным гродненских правозащитников, за то воскресенье в областном центре были задержаны около 100 человек.

В воскресенье, 20 сентября, в Гродно прошла очередная мирная акция. В ней участвовали около тысячи человек. Полноценного марша не получилось: силовики с двух сторон заблокировали улицу Советскую, где в обед начали собираться люди. Также были закрыты практически все выходы на близлежащие улицы. Колонна двинулась на Большую Троицкую, которую тоже заблокировали. Здесь, на перекрестке с Виленской, начались жесткие задержания.
В этот день были задержаны актеры Гродненского драмтеатра — заслуженный артист Беларуси 64-летний Сергей Куриленко и его жена Валентина Харитонова. Узнав о задержании своих коллег, актеры, которые вечером были задействованы в спектакле, объявили после антракта зрителям (посмотреть постановку пришло 12 человек), что они прерывают свое выступление в знак солидарности с задержанными актерами.

Скандал в драмтеатре. В Гродно задержали актеров, их коллеги, узнав об этом, отказались доигрывать спектакль
Позже у артистов произошел разговор с директором театра, в театр приезжал губернатор области Владимир Караник. Были уволены два актера, а спектакли в театре отменили. Тогда 26 сентября артисты выступили перед зрителями бесплатно в одном из двориков в центре города.


В 50-й день послевыборных протестов, 27 сентября, в Гродно на улицы также вышли люди, но эта акция собрала всего около 150 человек. Также были жесткие задержания.
TUT.BY продолжает следить за развитием событий.
