Вечер среды в Минске на «Площади перемен» не был скучным. Сначала здесь был мастер-класс по фристайлу с мячом, потом приехал Дмитрий Войтюшкевич — спел «Муры» и «Купалінку», а потом прибыли около двух десятков силовиков. TUT.BY посмотрел, как это было, а еще спросил у местных, как их настроение после задержаний и крупных штрафов, которые выписали местным товариществам собственников.
Тусовка на детской площадке
Уже традиционно жители двора на Червякова и Сморговском тракте устраивают соседские вечера. Иногда к ним в гости приходят представители творческой интеллигенции. Недавно здесь были артисты Купаловского театра, правда, тот вечер закончился задержанием двух жителей двора.
Вечером в среду все ждут артиста Змитера Войтюшкевича.
Но сначала — мастер-класс по фристайлу с мячом. Фристайлистов в футбольной форме дети принимают с восторгом, аплодируют.
Мурал с «диджеями перемен», который утром закрасили черным, жители снова отмыли.
— Это седьмая реинкарнация, — смеются.
На этот раз его замазывали не краской, а веществом, которое жители определили как кровельную мастику.
— Интересное дело, — рассуждает Ольга, которая живет в доме № 3 на Сморговском тракте. — Нам, жителям, в своем товариществе нельзя шагу сделать без разрешения, проверяющие приезжают и говорят, что мы ленточки на забор вешаем без согласования. А некоторым можно все — приехать, замазать стену во дворе, считай, «битумом». И никаких не нужно разрешений, никто их не штрафует. Сегодня такая стояла вонь, что одна мама из двора звонила в санстанцию. Но с ней там даже не стали нормально разговаривать. Я, как мама, тоже считаю, что так пахнуть на детской площадке не должно. Наш мурал — наклеен, но его постоянно замазывают.
Артист во дворе
У местных в руках стаканчики кофе, термосы. Фристайлисты с мячами закончили выступление, во двор пришел мужчина с гитарой.
— Добры вечар! Я з Нёмана, — говорит Змитер Войтюшкевич.
Встречают артиста аплодисментами. Он рассказывает TUT. BY, что впервые выступает вот так, просто в минском дворе.
— Каля цэрквы Мікалая Японскага выступаў, а вось так, у двары, — яшчэ не. Я вельмі рады, што ёсць месца ў Менску, дзе жыхары могуць вось так арганізавацца. Спадзяюся, сёння тут ўсё будзе добра.
Импровизированная сцена — прямо возле мурала с «диджеями перемен». Кивает на изображение.
— Аднаго з гэтых хлопцаў я ведаю — некалі і мне на канцэрце ставіў гук.
Я лічу, што хлопцы зрабілі моцны ўчынак, зрабілі свой выбар, і я іх вельмі паважаю за гэта і шаную.
Он желает жителям очень скоро проснуться в новой стране, которая будет называться Республика Беларусь — 2020.
Местные: «Считаем штрафы несправедливыми»
Среди собравшихся — мужчина в кофте с принтом «Я живу на Сморговском тракте». Это Степан — он местный.
Спрашиваем, что жители думают про серьезные штрафы, которые их товариществам собственников выписывают проверяющие органы. Суммы немаленькие, на этот момент насобиралось около 18 900 рублей — за нарушение правил пожарной безопасности и несвоевременное обследование вентиляции в одном из домов.
— Считаем эти штрафы несправедливыми, даже если они законны, — говорит Степан.
В планах жителей — обжаловать протоколы. Но на всякий случай просят опубликовать реквизиты, по которым желающие могут помочь штрафы оплатить.
Председатели трех местных товариществ собственников — Ольга и Александр. Они живут в других районах Минска, но мы с ними пообщались чуть раньше.
— Все мои дни сейчас уходят на общение с районной администрацией, с контролирующими органами. Советуемся с юристами, ищем способы обжаловать штрафы, — говорит Александр. — Я поддерживаю моих жильцов, членов товарищества. Они меня тоже. Все понимают, что происходит, какое давление на нас оказывают.
Ольга Тихонович говорит почти то же. Спрашиваем, не хочется ли уйти с должности в такой ситуации.
— Нет, не хочется, — отвечает Ольга. — Как я могу бросить людей? На кого? Чтобы сюда вместо меня поставили кого-то, присланного от государства? Нет, конечно. Будем бороться с несправедливостью.
— Если даже допустить, что власти каким-то образом заставят нас снять флаги и закрасить мурал — ничего не изменится уже у нас внутри, — говорит местный житель Степан. — Они не понимают, что дело не во внешнем виде двора. Мурал и флаги — это отражение того, что сейчас у нас внутри.
Этим вечером жители вешают новые ленты на забор у детской площадки — белые, красные и зеленые. Недавно одному из председателей ТС уже выдали протокол по поводу неубранных лент — их появление здесь считают нарушением правил благоустройства.
Как настроение у жителей многоэтажек после того, как во «дворе перемен» задержали их соседей?
— Переживаем, конечно. Стараемся в одиночку вечером по двору не ходить — мало ли, кто сюда приедет, — рассказывает соседка.
— Да, нервозность была, — добавляет сосед. — Женщины переживали, чтобы задержанных мужчин не покалечили. Но все обошлось, их отпустили. Но за что их забирали? Люди вечером выходят во двор, убирают мусор, чтобы наутро было чисто — а их увозят на ночь в РУВД, они ночуют в камере. Мы уже привыкаем к этой реальности, но это ненормально.
Гости двора: «Штрафы отменим, когда наступят перемены»
Во дворе — не только местные. Сергей приехал на велосипеде с улицы Нововиленская. Он не первый раз приезжает.
— Первый раз когда приезжал, так был одет, что местным показалось, будто я «тихарь». Даже в чате меня заблокировали. Но это неважно. Я еду сюда, потому что место атмосферное, потому что здесь живут отличные люди. Они выходят во двор и друг другу улыбаются. Хочется как-нибудь принести сюда свою кофемашину и всех угостить вкусным кофе. Может, когда и получится. А штрафы мы эти глупые отменим, когда наступят перемены.
Войтюшкевич поет про бело-красно-белый флаг. 65-летняя Лидия вместе с 30-летним сыном приехала из Веснянки. В руках у них тоже БЧБ. Женщина рассказывает, что много лет работала в школе.
— Я учитель истории, я знаю, что случалось в жизни моей страны, какие бывали трагедии. И то, что произошло 9−13 августа в этом году — все это насилие против мирных жителей — одна из таких трагедий.
Над «Площадью перемен» — песни на стихи Владимира Некляева. Змитер Войтюшкевич вспоминает тех, кто сейчас не на свободе, — желает, чтобы их побыстрее отпустили. У нескольких сотен местных и не очень в руках зажигаются огни фонариков.
Снова гости: силовики в балаклавах
На часах уже около 21, артист заканчивает концерт, пропевая с жителями последние песни из разряда легендарных.
— Бывайце здаровы, жывіце багата…
— Пакрысе, на расе, засынаюць зоркі сплюшкі.
— Цёмная ночка, а дзе ж твая дочка.
В это время во дворе показываются микроавтобусы без номеров, внутри — люди в масках.
— Там еще МАЗ, желтый, за домом! — предупреждает кто-то из собравшихся.
— «Тихари», мама, там — «тихари»! — добавляет ребенок, отбегавший к подъезду.
Один из местных берет микрофон у артиста, просит соседей:
— Сохраняйте спокойствие, расходитесь большими группами! Не бегать — идите спокойно, по одному тоже не ходите. Вместе мы сильнее.
Силовики в черных формах и балаклавах выстраиваются у края детской площадки. Некоторые жители боятся идти мимо них и скандируют:
— Пустите нас домой! Отойдите — мы уйдем!
Другие спокойно идут к подъезду прямо через цепь.
Люди скандируют: «Фашисты!», «Позор!», «Сколько стоит совесть?». Те, кто уже успел подняться в свои квартиры, повторяют то же самое из окон.
Люди в гражданской одежде, прибывшие с силовиками, закрашивают мурал.
— Вы испугали детей! — кричит кто-то из местных женщин.
— Детское время закончилось! — не выдерживает кто-то из людей в черных формах.
Другой бросает коллеге в черной балаклаве эмоциональное:
— Вместо того, чтобы дети спали дома, их выперли на площадку!
Силовики в черных и зеленых формах, хоть и в меньшем составе, стоят еще долго. Оставшиеся жители спрашивают их, кто они — милиция или военные? Те молчат.
Кто-то из женщин увещевает:
— А давайте наши мужчины приедут в ваш двор, на площадку, где играют ваши дети, в таких формах — как вы к этому отнесетесь?
Впрочем, есть здесь несколько человек и в милицейских формах.
Около 22.00 какие-то рабочие приносят лестницу. По ней мужчина в штатском и маске забирается на техпостройку, где водружены флаги. Их сегодня два — бело-красно-белый и флаг Минска — с гербом города. Снимают оба.
Жители «двора перемен» расходятся.
— Спасибо за шоу, — говорят силовикам.
— Соседи, спокойной ночи! — кричат из одного окна к другому.
Еще один странный вечер в Минске закончился.
Ночью неизвестные отдирали пленку с муралом. Несколько силовиков дежурили во дворе до утра.
Можно ли помочь «двору перемен» оплатить штрафы?
Можно. Ниже — реквизиты. Важно указывать целевое назначение: «благотворительность на уплату административного штрафа ТС». В случае удачной юридической защиты товарищества планируют вернуть деньги.
- Товарищество собственников жилого дома № 62 на Червякова. Штраф 6750 рублей
220068, г. Минск, ул. Червякова, 62, пом. 168
УНП: 192922232
Счет IBAN: BY65AKBB30150000019515100000
БИК: AKBBBY2X
в ЦБУ 510 ОАО «АСБ Беларусбанк»
- Товарищество собственников «Дом у озера», Сморговский тракт, 3. Штраф 6750 рублей
220068, г. Минск, Сморговский тракт, дом 3, пом 164.
УНП: 192463851
Счет IBAN: BY48AKBB30150000107085100000
БИК: AKBBBY2X
в ЦБУ 510 ОАО «АСБ Беларусбанк»
- Товарищество собственников жилого дома № 1 на Сморговском тракте. Штраф 5400 рублей
220068, г. Минск, Сморговский тракт, дом 1
УНП: 192769460
Счет IBAN: BY60AKBB30150000015315100000
БИК: AKBBBY2X
в ЦБУ 510 ОАО «АСБ Беларусбанк»