Во время акции протеста 10 августа 24-летний житель Барановичей Олег Новогурский получил травму глаза резиновой пулей, и врачи пока не дают гарантии, что зрение восстановится на 100 процентов. Парень рассказал Intex-press о ранении, человеческом неравнодушии, солидарности — и почему решил не писать заявление в милицию.

В понедельник, 10 августа, около 22.00, Олег Новогурский был с друзьями в центре Барановичей — на улице Комсомольской. В это время проходила акция протеста в знак несогласия с результатами выборов президента Беларуси.
— Мама отговаривала меня идти в тот день в центр города, но у меня на этот счет своя четкая позиция, — говорит Олег.
По его словам, когда он оказался в толпе протестующих, решил выйти вперед. Чтобы видеть, что происходит. Впереди стояла «стена» силовиков со щитами.
— Около 23.00 силовики резко сорвались со своих позиций и начался штурм. Люди побежали, я вместе с ними. В тот момент я почему-то очень доверчиво относился к силовикам. Я не думал, что они будут стрелять по безоружным людям, что будут избивать. А чтобы они понимали, что я никакого насилия в отношении них не планирую, убегал от них с поднятыми руками. То есть демонстрировал, что у меня в руках ничего нет, — вспоминает Олег. — Потом стена из щитов остановилась, вперед вышло несколько силовиков. У них в руках было оружие. Они начали стрелять в нас. Слышались крики «стреляют!».
Получить пулю в глаз, говорит парень, — один шанс на миллион. И он выпал именно ему.
— У меня был шок, паника, боли я практически не чувствовал. Скорее всего, даже не осознавал в тот момент, что произошло, — вспоминает Олег.
По его словам, на углу у отеля «Мариинский» его под руку подхватил какой-то парень, отвел к автобусной остановке у парка, посадил на скамейку и промыл глаз.
— Оказал, так сказать, первую медицинскую помощь. Когда я понял, куда попала пуля, мне стало страшно. Я думал, что останусь без глаза, — рассказывает парень.
«Повезло, что глаз вообще остался на месте»
Вскоре Олега нашли друзья и отвели его в травмпункт. Вызывать скорую, говорит Олег, он побоялся: подумал, что из-за такого ранения могут сразу вызвать милицейский наряд и отвезти в «опорник».
— В травмпункте я сказал, что упал. Медики сделали вид, будто поверили мне, и больше не уточняли никаких деталей произошедшего, — говорит парень. — Вызвали врача, который сразу же сделал мне операцию, наложил на глаз швы. Затем меня госпитализировали.
По словам Олега, пуля попала в угол глаза, произошло кровоизлияние — и риск лишиться глаза, как сказали врачи, был очень велик.
— Оказалось, мне еще повезло, что глаз вообще остался на месте, — говорит парень.
«Лекарство искали всей страной»
20 августа Олега перевезли в Минск, в больницу № 10.
Чтобы не потерять зрение, парню необходимо было лекарство, которое в Беларуси не продают. И мама Олега в одной из групп в Viber написала сообщение, откровенно рассказала о случившемся во время протестов с ее сыном и попросила помочь найти необходимый препарат.
— Сообщение моментально разлетелось по всему интернету, даже за границу. Маме стали поступать тысячи звонков и сообщений. Предлагали свою помощь и консультацию врачи-офтальмологи, юристы, фонды помощи и простые люди. Искали специалистов, некоторые даже готовы были все оплатить. Нашлись люди, которые заказали препарат в Москве, потом откликнулись те, кто мог привезти его в Минск, — рассказывает Олег.
Также на просьбу о помощи откликнулся и мужчина из Дрогичина — Сергей, который еще до того, как препарат привезли из России, доставил в больницу Олегу необходимое лекарство.
— Сергей купил этот препарат когда-то для себя, но он ему не понадобился, — говорит Олег.
По его словам, врачи говорят, что зрение восстановится, но вопрос, насколько, остается открытым. Возможно, в дальнейшем понадобится операция.
«Два раза приходили из Следственного комитета»
Писать заявление в правоохранительные органы Олег считает бессмысленным.
— При нынешней власти это бесполезно: будет очень долго, затянуто и без какого-либо результата. Два раза ко мне в больницу приходили из Следственного комитета, узнавали все подробности случившегося, — рассказывает парень. — Я у одного из следователей по-человечески спросил, есть ли в этом всем смысл. Он мне ответил: «Если честно, то нет». Да я и сам это прекрасно понимаю.
Олег называет произошедшее в Барановичах 9 и 10 августа «дикостью».
— Силовики не сильно разбирались в том, кого забирать, в кого стрелять, кого бить. У них был приказ — и все. Они ощущали полную безнаказанность и вытворяли что хотели. У меня были мирные намерения, а я получил пулю.
«С парнем, который оказал помощь, встретился у кабинета флюорографии»
Олег благодарен всем тем людям за проявленную солидарность и помощь, которая ему была так необходима. Также он очень благодарен парню, который поддержал его во время стрельбы и оказал первую медицинскую помощь, и своим друзьям.
— Кстати, с этим парнем я совершенно случайно увиделся снова у рентген-кабинета, когда мне нужно было сделать снимок. Причем он первый меня узнал и подошел, — говорит Олег. — Я его еще раз поблагодарил за оказанную мне помощь, узнал, как у него дела. Он там был с переломанной ногой. Как оказалось, травму он получил тоже во время протестов.
А Светлана, мама Олега, искренне благодарит каждого, кто откликнулся на их несчастье, кто распространил по другим группам и соцсетям ее крик о помощи.
— Я не ожидала такого шквала откликов, звонков и сообщений с предложением помощи и поддержки. Откликнулись со всех уголков Беларуси и из других стран, — говорит Светлана.
Отдельную благодарность мама выражает врачу-офтальмологу Барановичской городской больницы Надежде Жданович и заведующей отделением офтальмологии Инессе Малашенко за квалифицированную помощь.