Больше тысячи человек собрались вечером 25 августа у Комаровского рынка. Под зонтиками и красно-зелеными флагами они пришли на митинг «За мир, стабильность, безопасность» в поддержку политического курса Александра Лукашенко. TUT.BY посмотрел, что там было, а еще пообщался с людьми.
«Тепло людей разогнало тучи»
Митинг у Комаровки назначили на 19.00, но люди на рыночной площади стали собираться гораздо раньше. Несмотря на ливень, многие улыбаются, в руках — зонтики и красно-зеленые флаги.
Роль сцены в тот вечер выполняли ступеньки Комаровского рынка. Первый ряд заранее заняли пожилые женщины. Ближе к началу митинга там появились и молодые люди. У них в руках плакаты с надписями: «Лукашенко — наш президент», «Беларусь — это мы».
— Молодцы, ребята! Наша надежда! — похвалила молодежь представительница старшего поколения.
В толпе были семьи, некоторые пришли с детьми.
Митинг у Комаровского рынка был согласован городскими властями, заявку на его проведение подавала администрация Советского района столицы.
Ведущий — первый секретарь Минского городского комитета БРСМ Сергей Клишевич. Он заводит публику, объясняя, зачем собрались.
— Предлагаю начать наш торжественный победный митинг, чтобы сказать, что мы победили, что мы за Батьку, за Беларусь!

Клишевич подбадривает собравшихся, обращает внимание на то, что ливень уже почти закончился:
— Посмотрите, тепло людей разогнало тучи!
«За мирную и стабильную Беларусь» выступают артисты белорусской эстрады — собравшиеся бурно аплодируют и подпевают.
«Что же наступило сейчас? Банды Тихановской»
Сергей Клишевич объявляет свободный микрофон и начинается политическая часть митинга.
Одним из первых выступает председатель ассоциации ветеранов МВД «Честь», полковник в отставке Дмитрий Павличенко.
Экс-командир воинской части 3214, экс-командир СОБРа рассказывает, как боролся с бандитизмом в девяностые. Вспоминает про «30 банд, которые орудовали в Минске».
— Каждый день в городе были убийства, бандитизм, преступность, ограбления, разбои! — говорит Павличенко. — Наш президент Александр Григорьевич Лукашенко принял решение в течение нескольких лет очистить (улицы. — Прим. TUT.BY). Мы приступили и сделали это. Мы защитили город. Да, мы понесли тяжелые потери. У нас десятки погибших, сотни раненых. Но мы навели здесь порядок.
После этого, считает экс-командир СОБРа, белорусы 20 лет жили в мире и покое, но сейчас все не так.
— Что же наступило сейчас? Банды Тихановской, эти экстремисты, наемники, уголовная среда! К сожалению, молодежь, некоторая ее часть, опоенная, окуренная, начала громить наш город! И опять ОМОН и спецназ стали на защиту.
Дмитрия Павличенко действительно заметили в этом году «в строю» — во время подавления протестов после выборов 9 августа. Вот как он описывает свою роль:
— Трое суток мы стояли — ветераны вместе со спецназом и ОМОНом. И разгромили их на голову! Не дадим же продвижения этих экстремистских идей, экстремистских целей.
— Беларусь без Тихановской! Беларусь без Тихановской! Беларусь без Тихановской! — скандируют собравшиеся.
— За Беларусь! Не отдадим любимую! — раздается и такая кричалка.
«Фашизм не пройдет!»
Среди тех, кто взял микрофон, — уроженец Кобрина Александр Гладюк. У мужчины хриплый колоритный голос, оттого выступление кажется еще более эмоциональным.
Гладюк вспоминает историю своей матери, которая во время Великой Отечественной войны 12-летней девочкой «бегала смотреть, как по реке Муховец плыли расстрелянные немцами и полицаями еврейские женщины с детьми».
Он ругает бело-красно-белый флаг и людей, которые его носят по минским улицам.
— Пускай те, кто носит этот бело-красно-белый флаг, заедут в Хатынь, пускай услышат звон колоколов на месте сожженных хат с детьми и стариками! Я не хочу, чтобы по нашим проспектам, по нашим улицам ходили нацисты с факелами, как это происходит сейчас в нашей братской Украине! — кричит мужчина. — Неужели мы хотим вскакивать по ночам от диких криков подростков, которым затуманили голову заморские кукловоды?
— Нет! Нет! Не хотим! — хором отзывается толпа.
— Не отдадим Беларусь! Нет фашизму в нашей стране! — подхватывает Сергей Клишевич.
Все вместе скандируют:
— Фашизм не пройдет! Фашизм не пройдет!
Журналисты — «сатана», Александр Лукашенко — «кремень мужик»
— Беларусь — это Лукашенко! — выкрикивает Сергей Клишевич очередной лозунг.
Когда с основной политической частью митинга покончено, идем в народ. Многие собравшиеся не хотят общаться с журналистами TUT.BY, обзывают «провокаторами» и «сатанистами» — за спиной и в лицо.
Ниже — видео не очень радушного приема.
— Сатана! Сатана! — кричит одна из пришедших на митинг. — На вас есть крест божий? Идите отсюда! Вы — крещенные долларом! Позор TUT.BY! А мы любим Бога!
42-летний Максим расстроен, что с нами разговаривают в таком тоне. Но считает — все потому, что независимая пресса пытается найти в событиях в Беларуси «побольше жареных фактов».
— Вы освещали избиения участников протестов ОМОНом, а то, что сотрудников правоохранительных органов хотели убить, — не показываете! — укоряет мужчина.
На самом деле TUT.BY рассказывает и о пострадавших силовиках. Другое дело, что разрешение на общение с ними получить очень сложно.
Максим сетует и на то, что телеграм-каналы «управляют протестующими».
— И те послушно идут, куда скажут! Неужели у людей нет своей точки зрения?
Максим считает, что западные страны навязывают Беларуси революцию, в то время как сами выбирают более совершенный, эволюционный путь развития.
70-летняя Мария Марьяновна сама находит нас в толпе. Очень просит обязательно передать слова поддержки Александру Лукашенко. Передаем.
— Кремень мужик, стоит стеной за трудовой народ! — говорит она о том, за кого голосовала на выборах.
Женщина просит сыновей Лукашенко гордиться своим отцом.
— Но особенно я обращаюсь к его младшему сыну. Мне кажется, ему сейчас сложнее всего. Коля, держись!
30-летний индивидуальный предприниматель Сергей укутан в красно-зеленый флаг. Он один из организаторов автопробегов с государственной символикой.
Молодой человек говорит, что ему неприятна ситуация, когда люди с красно-зеленым флагом «боятся выйти на улицу».
— Я не против протестов, но я за мирный протест и за то, чтобы протестующие понимали, за что они борются. А это сейчас далеко не всегда так, — говорит он об оппонентах.
Радуется, что в его автопробегах принимает участие много людей.
— На первом пробеге в прошлую пятницу мы собрали около 500 машин, в субботу — порядка 150, а запланированный воскресный пробег по МКАД решили отменить. Из-за информации о возможных провокациях, потому что здоровье — главное. Но тем не менее порядка 30 автомобилей проехали по кольцу в воскресенье. Будем организовывать еще.
Митинг у Комаровки заканчивается ближе к 20.30, в финале люди поют гимн Беларуси.
Уже в темноте с государственным флагом у входа на рынок стоят айтишники Иван и Сергей. С ними общается пенсионерка Наталья Георгиевна.
Иван говорит, что его в политическом курсе Лукашенко все устраивает, а все акции протеста породила «активная западная пропаганда».
— А что вы думаете о жестких разгонах этих акций? — спрашиваем.
— Сложно судить, потому что сам я на них не был, а в интернете много сумбурной, противоречивой информации. Насколько я знаю, часто люди сами забрасывают камнями представителей правопорядка, занимаются вандализмом. А ведь акции должны проходить в рамках закона, не нарушать спокойную городскую жизнь.
Его коллега Сергей уверен, что в Беларуси сейчас разыгрывается сценарий цветных революций, а «этого позволить нельзя».
Мужчина признается, что вместе с друзьями участвует в эти дни в особых шествиях — «с государственным флагом, иконой и крестом». Так компания пытается призвать к миру и спокойствию в стране.
78-летняя Наталья Георгиевна, слушая мужчин, в какой-то момент выкрикивает:
— Йес! Правильно! Какие вы молодцы!
Женщина считает, что ОМОН на жесткие разгоны спровоцировали «даже не белорусы, а засланные боевики, специально подготовленные в лагерях». Все это она знает, потому что «читает новости, слушает правильных, разносторонних экспертов и не поддается манипуляциям телеграм-каналов».
Митинг у Комаровки закончился спокойно. Похоже на то, что задержаний здесь не было. В отличие от площади Независимости, где собирались оппоненты Александра Лукашенко.