В Беларуси 9 августа проходят выборы президента. Избирательные участки в Гродно в основной день голосования работали с 8.00 до 20.00. Вот большой репортаж TUT.BY о том, как голосовал Гродно.
Утро 9 августа
В восемь утра открылся участок для голосования № 32 в школе на улице Курчатова в Гродно. Сразу после открытия к кабинкам для голосования потянулись люди.
— Проснулись и сразу пошли голосовать, — говорят двое пенсионеров.
На участке пока немноголюдно. Все происходит в спокойном режиме.
Вот в здание школы заходит молодая супружеская пара с белыми браслетами на руках и скрываются за дверями.
— А за кого голосовать, как думаете? — спрашивает у нас пенсионер.
Объясняем, что выбор он должен сделать сам, а на стенде есть вся информация о кандидатах. Он внимательно изучает биографии, долго смотрит на фотографии и спрашивает:
— А что, Тихановская на свободе? Я думал, она в тюрьме. Нет? Ну хорошо. Я пока все еще не определился. Смотрите, все же кандидаты, кроме Лукашенко, молодые. А могут ли молодые хорошо управлять страной? Я еще похожу и подумаю, — говорит мужчина.
Тем временем на участок приходят все новые люди.
В буфете же пока немноголюдно. Один из проголосовавших рассматривает продукты в витрине и спрашивает у продавца:
— А печенка есть?
— Нет.
— Как же так. Всегда была, а сейчас нет.
Продавец лишь пожимаем плечами, а мы направляемся на другой избирательный участок.
Обед воскресенья
В школе № 41 в микрорайоне Ольшанка —
К каждому прикреплено около 2,5 тысяч человек. В фойе школы разместилось два участка, еще один находится в библиотеке. Туда, в маленькое помещение, людей запускают партиями. Гродненцы терпеливо стоят в очереди в коридоре.
— Столько людей пришло много, — удивленно говорит один из мужчин в очереди. Голосовать он пришел с маленьким сыном. Рассказывает, что со своим выбором определился.
Очередь двигается быстро. Но, тем не менее, людей в ней не уменьшается.
— Кто последний? Будем за вами.
— За нами уже занимали, — слышится где-то в конце очереди.
В небольшом помещении библиотеки — необычные на вид кабинки. Здесь нет привычных занавесок, зато есть стационарные двери. В избирательной комиссии объясняют, что кабинки специально не делали, это небольшие кабинеты для работы в библиотеке.
— Только наклеили специальную пленку, чтобы соблюсти тайну голосования, — объясняют в комиссии.
Тем временем люди все приходят и приходят.
У некоторых появляются вопросы. Например, молода пара просит заменить бюллетени: ребятам кажется, что на документе только одна подпись, а надо две. Члены комиссии говорят, что это две подписи — просто поставлены близко друг к другу. Но бюллетени меняют. Молодые люди внимательно изучают документ и становятся в очередь к кабинкам.
На участке № 92 людей несколько меньше.
— Что ждем от выборов? Надеемся, — лаконично говорит молодая женщина. Голосовать она пришла с детьми. Объясняет, что хотела показать сыну и дочери избирательный процесс.
На всех участках работают наблюдатели. За каждым столом сидят по три человека. И еще один парень в маске стоит за турникетами около входа в школу и сосредоточенно считает пришедших на голосование людей.
— Независимый? — спрашивает его пожилой мужчина. Парень кивает.
— А чего здесь?
Парень пожимает плечами.
По словам председателя участка для голосования № 92 Виталия Круповича, голосование проходит в штатном и спокойном режиме: комиссии работают, избиратели приходят.
— В школе в день выборов организованы три точки питания — на улице, в фойе и работает буфет — рассказывает Виталий Крупович.
В буфете всем посетителям девушки предлагают обработать руки — и только после этого пропускают внутрь. В меню все стандартно — салаты, пирожки, беляши, блины. Около кассы — очереди. Рассчитаться за купленные продукты могут не все. Две молодые девушки с маленькими детьми жалуются, что проголосовать-то проголосовали, а вот детям поесть купить ничего не могут — платежи по карточкам не проходят.
Один из мужчин в очереди рассказывает нам, что уже проголосовал.
— Конечно, за перемены. А за что еще? Если не ждать перемен, то и на выборы можно не ходить. А голосование — это возможность показать, что у тебя есть голос, как-то повлиять на ситуацию.
— Думаете, повлияете?
— Конечно! Посмотрите, сколько людей идет голосовать. Думаете, для чего они все сюда приходят? Раньше такого не было. Никто на эти выборы и не ходил.
После обеда. Коробчицы
Участок для голосования в деревне Коробчицы находится в несколько километрах от Гродно и расположен в местном салоне-мастерской ремесленников. Голосуют здесь жители деревни Коробчицы, которые хоть официально и относится к Коптевскому сельсовету, но фактически является микрорайоном областного центра, а также деревень Гневенщина, Немейши, Чеховщизна, Юзефовичи.
В основной день выборов днем около небольшого домика, где расположен участок, собирались внушительные очереди. К вечеру желающих проголосовать стало меньше, но все равно на площадку перед зданием то и дело подъезжают машины. На песчаной дороге то и дело образовываются пробки.
— Ой, поздно вы приехали да нас. Тут в полдень такая большая очередь стояла, аж то тех домов, — показывает мужчина в сторону двухэтажек, которые стоят в нескольких метрах от участка, и добавляет, что «Коробчицы, наверное, такого никогда и не видели».
— На прошлые выборы в 2015 году людей было не согнать, а сейчас сами идут, — говорит мужчина.
Люди, подходящие к участку, здороваются друг с другом, переговариваются, а потом одни направляются в здание, другие останавливаются около независимых наблюдателей, чтобы узнать, сколько к 17.00 проголосовало человек. Наблюдатели сверяются с бумажкой и рапортуют: чуть больше 800.
— Ого, сколько у нас здесь народа живет, — улыбается местная жительница.
Основной день выборов председатель местной избирательной комиссии Франц Якимович описывает лаконично: людно.
— Как открылись утром, так и не отрываемся от работы — столько людей приходит, — говорит председатель.
В небольшом помещении, где разместился участок, многолюдно. К кабинкам то и дело тоже выстраиваются очереди.
— Мы постарались быстро проголосовать. Видим, что людей много, надо, чтобы все успели. От выборов ждем, что они будут честными, — делятся две женщины, которые выходят из здания.
Многие из проголосовавших говорили о надежде и переменах.
— Надеемся, конечно, но, кажется, ничего не изменится, — говорит мужчина.
— Ну что ты такое говоришь? Изменится же, обязательно изменится. Я просто уверена, — возражает женщина рядом.
Около одного из двухэтажных домов жители тоже разговаривают о выборах и ситуации вокруг них. Не спорят, просто пересказывают друг другу новости, обсуждают политическую ситуацию, а еще сетуют, что плохо работает интернет.
— Раньше из дома несколько семей сходит, а сегодня уже к обеду почти весь подъезд проголосовал.
В это время из соседнего выходят несколько людей.
— На выборы идете? — первый вопрос у соседей.
— Конечно.
— Молодцы, молодцы, правильно, — говорит один из мужчин.
По данным Центризбиркома, на Гродненщине проживает 751 084
избирателя. В области создано 656 участков, в том числе 40 в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения и два участка в воинских частях.
С 4 по 8 августа в стране прошло досрочное голосование. На Гродненщине, по данным ЦИК, в эти дни проголосовало 38,60% избирателей.
На пост президента Беларуси претендуют пять кандидатов: сопредседатель общественного объединения «Говори правду» Андрей Дмитриев, индивидуальный предприниматель, экс-депутат парламента Анна Канопацкая, действующий президент Александр Лукашенко, переводчик Светлана Тихановская — жена блогера, создателя YouTube-канала «Страна для жизни» Сергея Тихановского, и предприниматель, председатель партии «Белорусская социал-демократическая грамада» Сергей Черечень.
Александр Лукашенко заверяет белорусов, что если они выберут его в шестой раз, то зарплаты вырастут в два раза. Анна Канопацкая обещает модернизировать экономику, Андрей Дмитриев — разработать антикризисные программы для предприятий, Светлана Тихановская — провести новые выборы и референдум с предложением вернуться к варианту Конституции 1994 года, Сергей Черечень — ввести прямую демократию и «безвиз».
Более подробнее о программах кандидатов читайте тут.