Как вы думаете, работа в ведущих IT-компаниях нашей страны, будучи студентом, — это миф? Пообщавшись с выпускниками и студентами факультета математики и информационных технологий ВГУ имени П.М. Машерова, можно с уверенностью сказать, что это реальность, и не виртуальная, а самая настоящая. Рецепт успешного трудоустройства довольно прост: постоянное обновление технической базы, тщательный отбор преподавателей, внедрение новых методов обучения и упор на практику. Чтобы у каждого студента был шанс получить свой первый опыт работы у лучших, факультет математики и информационных технологий сотрудничает с 20 ведущими IT-компаниями Республики Беларусь, резидентами Парка высоких технологий, такими как EPAM, iTechArt, Innowise Group, LACIT, Exadel, SaM Solutions, Mainsoft, Artezio, GoodSoft, General Soft и др.

Как отмечает декан факультета математики и информационных технологий ВГУ имени П.М. Машерова Елена Николаевна Залесская, партнеры университета — IT-компании — активно участвуют в образовательном процессе факультета, в том числе оборудуют совместные IT-лаборатории. Сегодня на факультете математики и информационных технологий работают шесть совместных лабораторий с ведущими IT-компаниями:

  • научно-практическая лаборатория компьютерных технологий (совместно с EPAM Systems, с 2007 года);
  • Белорусско-индийский учебный центр (совместно с ПВТ, с 2010 года);
  • научно-инновационная IT-лаборатория (совместно с iTechArt, с 2019 года);
  • лаборатория искусственного интеллекта (совместно с LACIT, с 2020 года);
  • лаборатория виртуальной и дополненной реальности (совместно с Innowise Group, с 2020 года);
  • лаборатория робототехники, оборудованная роботом Festo Robotino, комплектом роботов на платформе Arduino, учебными наборами Lego, роборукой Ufactory (совместно с «ИТС Партнер», с 2020 года).

Помимо совместных IT-лабораторий, факультет математики и информационных технологий оснащен самым современным техническим оборудованием:

  • лаборатория Apple на базе компьютеров Macmini с операционной системой MacOS;
  • лаборатория моноблоков с сенсорными экранами;
  • лаборатория 3D-моделирования и 3D-печати, оборудованная 3D-принтерами и 3D-сканерами;
  • класс мобильных устройств и др.

Первым генеральным партнером факультета стала в 2007 году компания EPAM, одна из лидеров белорусского IT-рынка. В этом же году на базе университета при поддержке EPAM появились научно-практические лаборатории компьютерных технологий, где проводятся лекции, мастер-классы, хакатоны и бесплатные тренинги для студентов. За 13 лет более 500 студентов ВГУ прошли через лабораторию, а лучшие выпускники курсов продолжили обучение во внутренней лаборатории тренинг-центра EPAM и получили работу в компании.

Попробовать свои силы в работе на проектах IT-компаний можно и с помощью производственной практики. Факультет математики и информационных технологий предоставляет широкий выбор языков программирования и технологий: Java, .NET, С#, C++, PHP, Python, Go и JavaScript. Помимо разработки можно получить опыт в тестировании ПО, бизнес-анализе, поддержке и сопровождении информационных систем, 3D-моделировании и 3D-печати, робототехнике, VR и AR технологиях и др.

Еще в 2009 году на факультете математики и информационных технологий ВГУ имени П.М. Машерова начали работу сразу два учебно-научно-производственных комплекса EPAM и «Фабрики инноваций и решений». На совместных творческих «полигонах» студенты проводят различные исследования и разработки в реальных production-условиях, выполняют курсовые и дипломные проекты.

Университет вместе с IT-компаниями изучает тренды, создает хорошую научную базу, делает прогнозы и открывает новые перспективные специальности. Благодаря тесной интеграции на факультете появилась новая специальность «Управление информационными ресурсами». Потребность в выпускниках новой специальности составляет свыше 150 человек в год. Особенность новой специальности — подготовка профессионала в сфере IT со знанием экономики. Для этих ребят разработан насыщенный учебный план, включающий как IT-дисциплины, так и предметы по менеджменту в сфере IT, и деловой английский язык.

Выпускник специальности «Управление информационными ресурсами» сможет работать не только инженером-программистом, но и бизнес-аналитиком, финансовым и системным аналитиком, менеджером в сфере IT, а также занимать ряд других должностей в белорусских, совместных и зарубежных компаниях.

Все двери для творческих экспериментов и реализации себя в профессии в ВГУ имени П.М. Машерова открыты, вам осталось выбрать свой путь и не затягивать с практикой. Ведь чем раньше студент начинает применять свои знания в работе, тем быстрее вырастает в профессионала. Со своей стороны университет предоставляет работающим студентам индивидуальный график обучения. И это не просто слова, а реальные истории студентов и выпускников факультета математики и информационных технологий ВГУ. Мы поговорили с ними о том, как они учились в университете, когда начали строить свою карьеру и как устроились на работу, будучи студентами. Все самое важное собрали в список советов и напутствий для достижения успеха.

На вопросы отвечали:

Юрий Болтрушевич, директор витебского офиса EPAM, выпускник 2001 года; Татьяна Боровкова, Software Engineering TeamLeader, выпускница 2014 года;

Александр Яковлев, руководитель департамента разработки iTechArt, выпускник 2009 года; Антон Корниенко, инженер-программист (.Net разработчик) iTechArt, студент 3-го курса;

Илья Ковалев, инженер-программист (Unity-разработчик) Innowise Group, выпускник 2017 года.

1. Прислушивайтесь к своим желаниям.

Подпитывайте любопытство новыми задачами, постепенно увеличивая нагрузку.

Юрий: Свое знакомство с IT я начал с азов компьютерной грамотности в школьном кружке, потому что в то время уже появились первые компьютеры ZX spectrum. Я увидел игры, движение на экране — и мне захотелось создать что-то похожее, научить эту «железку» работать по моим командам.

Александр: Техникой я заинтересовался достаточно рано, хотя первые активности у меня были не очень связаны с программированием. Впервые пробовал немного программировать на basic, но это были какие-то базовые вещи, например, ввести число и нарисовать окружность с нужным радиусом. Потом был факультатив по pascal, где я уже чётче понял, что мне было бы интересно заниматься программированием.

Антон: Мне еще в школе нравилась информатика, я писал программы на Pascal, изучал базы данных Access. Очень любил математику, которая мне потом хорошо пригодилась. После того как побывал на конференции PROIT в ВГУ имени П.М. Машерова, понял, что IT — это моя сфера и я хочу этим заниматься.

Татьяна: Я с детства увлекалась техникой в любом виде. Участвовала в олимпиаде по программированию. Потом пробовала писать на Pascal, мне понравилось, поняла, что техническое направление — это мое.

2. Принимайте взвешенные решения.

Выбор профессии — это полдела, дальше следует определиться с университетом. Здесь нужно правильно оценить ситуацию, финансовые возможности и перспективы трудоустройства.

Юрий: Я после техникума обсуждал с друзьями поступление в БГУИР, но кто-то в компании сказал, что в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова открывается новая специальность «Прикладная математика». Решил: зачем куда-то ехать, если можно учиться тому же самому дома?

Александр: Я понимаю, что не так просто сделать такой важный выбор, как выбор будущей профессии и выбор вуза. Я выбирал ВГУ в качестве вуза, в который я хотел поступать, в первую очередь, по репутации специальности «Прикладная математика»: за год до моего поступления проходной балл на прикладную математику был около 25 баллов из 30, что характеризовало популярность специальности и уровень абитуриентов. Также определенную роль сыграло то, что у меня была возможность получить актуальное образование не уезжая из Витебска.

Илья: Мне всегда были близки технологии и, выбирая вуз для поступления, я узнал, что в родном городе, в ВГУ имени П.М. Машерова, есть перспективная, востребованная IT-компаниями специальность «Прикладная информатика». Для меня выбор был очевиден.

Антон: К поиску университета я подошел с большой ответственностью. Долго думал, взвешивал, анализировал перспективы трудоустройства в разных университетах. И в результате мой выбор пал на ВГУ имени П.М. Машерова, так как он находится в родном городе и здесь почти все студенты работают в ведущих IT-компаниях еще во время обучения. Исходя из своих интересов, я решил, что больше всего мне подходит специальность «Программное обеспечение информационных технологий». И я очень доволен.

Татьяна: Я родом из Витебска и никогда не была предвзята к местным учебным заведениям. Здесь абсолютно такой же уровень образования, как и в Минске. Увидев в Витебском государственном университете специальность по интересному для меня профилю, я сразу определилась с выбором. И это был далеко не выбор по принципу исключения. Мне хотелось именно в этот вуз, именно на «Прикладную математику», потому что я знала, что здесь будет интересно и эффективно.

3. Берите от университета максимум.

Никогда не знаешь, что точно пригодится в работе из всего, что дают тебе в университете. Поэтому не учитесь точечно, иначе можете прогадать.

Юрий: Университет научил меня учиться. Я обязан ему прочной базой алгоритмов и форматирования html-страниц, а также полезными знакомствами. У меня появились друзья, с которыми мы вместе развивались, росли профессионально и совершенствовали свои компьютерные знания.

Александр: Университет дал мне достаточно много инструментов для развития — это факультативы и стажировки, курсовые и дипломные работы и многое другое. Я бы рекомендовал пользоваться всеми возможностями, которые дает наш университет. Это поможет получить и ширину кругозора, и практические навыки, необходимые для дальнейшей работы, а также получить необходимые софт-скилы, такие как умение общаться с разными людьми, умение работать в команде, умение выставлять цели для себя и коллег.

Илья: То, что изучается по моей специальности, можно разделить на две основные категории: IT-технологии и математические дисциплины. Во время учебы казалось, что математика и такие предметы, как матанализ, аналитическая геометрия, дискретная математика, теория чисел, не очень пригодятся в карьере программиста, что их изучение сложное и в перспективе бесполезное, но я серьезно ошибся, так как связал свою карьеру с игровыми движками. Именно там математика, которую я считал бесполезной, оказалась самой нужной во время работы. Именно благодаря преподавательскому составу моего университета в моей голове отложились те базовые знания, которые очень помогли в работе. Все преподаватели, которые нас учили, очень отзывчивые и опытные специалисты. Они всегда были готовы проконсультировать, что-то объяснить, иногда даже в ущерб своему личному времени. Преподаватели факультета дают те знания, которые актуальны и нужны здесь и сейчас. Если вы собираетесь строить карьеру программиста, они, в первую очередь, стремятся развить у студентов понимание, а не заучивание. Понимание того, что вам однозначно пригодится на работе. Это дает отличные возможности для изучения технологий и начала карьеры в IT-индустрии.

Антон: В университете работают опытные преподаватели, многие из которых сами являлись разработчиками, а сейчас они передают свои знания нам, студентам. Эти же преподаватели потом зачастую ведут тренинги IT-компаний. Во время обучения дается много языков программирования, баз данных и технологий, причем упор делается именно на практику. Поэтому каждый студент может выбрать те технологии, которыми он хочет заниматься в будущем. Я определился уже на 2-м курсе и сейчас занимаюсь .Net.

Татьяна: Математические дисциплины мне были интересны, но всё равно я больше делала упор на написание кода. Именно на предметах, которые касались программирования, приходило понимание того, что «это именно то, с чем я буду работать». И здесь университет дал хорошую базу знаний, с которой можно было уверенно идти на производственную практику. Работа расставила акценты по-другому, и какие-то вещи все равно пришлось учить с нуля, но их было немного. Где-то я сама недоучила. До сих пор жалею о том, что в свое время не сделала фокус на теорию вероятностей, которая сейчас периодически «выстреливает в ногу». К сожалению, на тот момент не было понимания, насколько потом это может мне пригодиться.

4. Развивайте не только технические навыки, но и свою личность.

Отбросьте все стереотипы о скучном техническом факультете, где есть только высшая математика и книги. Студенческая жизнь здесь ничем не отличается от других факультетов: музыка, юмор, молодость и веселье. Не концентрируйтесь только на учебе, не забывайте про навыки общения и работы в команде, которые тоже пригодятся в будущем.

Юрий: С первого курса я всегда участвовал в студенческих мероприятиях и брался за их организацию. Такая проактивная позиция сохранилась и в работе. Думаю, именно она и помогла мне стать директором филиала.

Антон: Моя студенческая жизнь не заканчивается только на учебе. Также я нахожу время для участия в мероприятиях, проводимых на факультете, активно принимаю участие в олимпиадах по математике. Благодаря своим организаторским способностям я уже три года являюсь старостой группы. Кстати, о ней. В этом году именно наша студенческая группа стала лучшей в университете. Эту награду мы получили благодаря тесным дружеским взаимоотношениям.

Татьяна: Университет запомнился большим количеством активностей: концерты, игры КВН, вокальные и танцевальные конкурсы, проекты внешней лаборатории EPAM, научная деятельность. Я вышла на уровень того, что помогала в подготовке мероприятий научного общества, входила в состав жюри конкурсных работ. Везде можно успеть и на все найти время. Технические специальности меняют образ мышления: человек учится оптимизировать все вокруг, даже собственный жизненный график, чтобы минимальным количеством движений достигать максимального результата. Университет поможет сформировать определенный кругозор и полезные навыки для жизни. Прокачиваясь как технический специалист, можно в самом начале упустить важные вещи по softskills: умение грамотно балансировать свое время и коммуникативные навыки. Это то, без чего расти не получится. Нужно с самого первого дня закладывать в себя эти вещи и грамотно распределять силы, чтобы не перегореть на старте.

5. Экспериментируйте и пробуйте.

Не бойтесь экспериментировать. Студенческое время — это ваш шанс понять, что вам нравится и чем вы хотите профессионально заниматься.

Юрий: Моим первым серьезным местом работы стала компания Belsoft. Проект поддерживал корпоративную информационную систему на технологии ASP. Я понимал, что технических знаний мне не совсем хватало, но решил рискнуть и пришел на собеседование. На встрече меня расспрашивали о технологиях, с которыми я не работал: ASP, IIS и Microsoft SQL Server. Я же больше был ориентирован на Linux, PHP, Perl, mySQL и Apache. Но у меня был хороший фундамент знаний, который я вынес из университета. Во мне увидели перспективу и предложили пройти тестовое задание. Было сложно, но я справился с ним за неделю, принес результат — и меня приняли.

Второй раз я решил попробовать что-то новое, когда меня пригласили в EPAM. В тот момент я был фрилансером и только начинал изучать Java. Коллеги моих сокурсников собирали первую команду в открывающийся офис EPAM в Витебске, предложили мне присоединиться и заниматься Java-направлением. Это была моя давняя мечта, поэтому долго думать не пришлось. Мы собрали команду из 10 человек и начали. В этом году будет 14 лет, как мы развиваем Java, и не только в витебском офисе EPAM.

Илья: Как и большинство студентов, я на 3-м курсе прошел практику и стажировку в одной из IT-компаний. Это оказалась Innowise Group. После стажировки меня приняли в штат компании. Тогда только зарождалосьVR-направление, выходили первые шлемы HTC Vive, Oculus Rift. И руководство компании решило создать экспериментальный отдел, который будет работать с движком Unity. Начинали с демо-проектов для портфолио, пробовали VR/AR. И я активно в этом участвовал.

Антон: Благодаря хорошим знаниям по базам данных и объектно-ориентированному программированию я решил на 2-м курсе попробовать попасть на стажировку в компанию iTechArt, пришел на собеседование и успешно его прошел. После окончания стажировки меня взяли на работу, и уже со второго курса я работаю .Net-разработчиком. В университете мне предоставили индивидуальный график посещения занятий.

Татьяна: На третьем курсе я решила попробовать пойти в лабораторию EPAM. Выбрала направление «Тестирование», чтобы посмотреть, будет ли мне это интересно, но не прошла. И, когда меня не взяли, были правы. Тогда на мое место попал человек, который смог сразу же влиться в работу и принести практическую пользу. Весь год я искала себя в IT, экспериментировала и определялась с направлением. И уже на четвертом (предвыпускном) курсе пришла во внутреннюю лабораторию EPAM на Java-разработку и прошла. Мне было комфортно работать именно с нашими преподавателями университета. Они вели у нас другие дисциплины, мы могли видеть, как плавно то, что нам рассказывают на парах, перетекает в то, что мы учим в лаборатории.

С середины пятого курса я пришла в EPAM на производственную практику. Я старалась пробовать себя в разных ролях: удалось побыть scrum-мастером, прокачать softskills, заняться координированием ребят и непосредственно разработкой. Прошла техническое собеседование с будущими коллегами, а после окончания практики, еще будучи студенткой, получила предложение выйти на работу в компанию. И уже через две недели меня взяли на мой первый проект. В то время я училась еще и на переподготовке кадров как переводчик-референт, но решила ни в коем случае не сдаваться и все довести до конца. Меня приняла сильная команда, которая и помогла мне со всем справиться.

6. Ставьте цели.

Подумайте о том, какой вы хотите видеть свою карьеру, и определите шаги, которые помогут вам двигаться в нужном направлении.

Юрий: Я попал в EPAM в должности Middle Software Engineer, а потом постепенно дорос до директора филиала. Мне хотелось развиваться в сторону менеджмента, потому что я не представлял себе, как буду писать код до пенсии и конкурировать в этом с молодежью. Начал учиться смежным вещам, читать полезную литературу по методикам управления персоналом, участвовать во внутренних тренингах и курсах компании. И, в конечном счете, получил предложение попробовать себя в роли директора, которое принял, взвесив все за и против.

Илья: Я всегда хотел иметь возможность заниматься любимым делом — программированием — и при этом создавать что-то полезное, делать этот мир чуточку лучше. И у нас в компании реализуется такой проект — это хирургический ассистент VOKA, позволяющий улучшить работу хирурга, травматолога. Мы используем гарнитуру смешанной реальности Microsoft HoloLens и визуализируем в ней поврежденные части тела, которые получаем, когда пациенту проводят МРТ. Хирург использует очки Microsoft HoloLens, совмещает поврежденные кости, видимые в очках, с реальным человеком, которого видит перед собой. Получается что-то вроде рентгеновского зрения. Это дает возможность более точно спланировать и провести операцию, сделать ее менее инвазивной. Благодаря этому люди быстрее восстанавливаются. И я могу в этом участвовать, это очень здорово!

Антон: Главной целью для меня сейчас является дальнейшее развитие моих профессиональных навыков. Поэтому я не останавливаюсь, постоянно совершенствую свои знания и навыки.

Татьяна: Сейчас я занимаю позицию ресурсного менеджера, руковожу командой. Я достигаю своих целей, иду в том направлении, которое мне интересно, и в том темпе, в котором мне бы хотелось, стараясь быть максимально эффективной для команды, заказчика и компании. Каждый должен определить для себя баланс между работой и своими активностями. Если вы хотите занять определенную нишу и больше ничего не менять, вы вполне можете строить карьеру в соответствии с этим планом. Важно только то, как вы себя ощущаете на своем месте и получаете ли удовлетворение от того, что делаете.

Мне хотелось связать себя с организационными активностями, работой с людьми, но не потерять связь с тем, что мне нравится — программированием. Поэтому я и шла к своему балансу: совершенствоваться в своей работе как специалист, влиять на рабочие процессы, видеть более масштабную картинку, помогать делать офис лучше и помогать развиваться другим ребятам. Для этого пришлось постоянно учиться и выходить из зоны комфорта, балансировать между проектными обязанностями и саморазвитием.

7. Учите английский.

Так как некоторые входные собеседования на тренинги проходят на английском языке, то преподаватели и студенты факультета математики и информационных технологий ежегодно проходят зарубежные стажировки в таких странах, как Швеция, США, Германия, Корея, Китай, Индия, Испания и др.

По результатам стажировок для белорусских студентов некоторые IT-дисциплины (например, «Распределенные и параллельные системы», «Архитектура компьютеров», «Технологии взаимодействия с базами данных») преподаются на английском языке.

И даже если вы не планируете стать разработчиком, английский вам пригодится. В современном мире — это главный инструмент общения.

Кроме того, в IT очень важно следить за трендами и совершенствовать навыки. Пока вы будете ждать переводов книг о новых инструментах и продуктах, они уже устареют. Не говоря уже про общение с клиентами и сотрудниками международных компаний.

Александр: Советую уделить особое внимание английскому языку — это сейчас абсолютно необходимый навык для успешной работы в IT-отрасли. Тут важно понимать, что значение имеют все аспекты английского языка — умение читать английскую документацию, умение грамотно вести переписку, умение разговаривать, причем как на технические, так и околотехнические темы.

Антон: Одним из основных критериев для приема на работу в IT-компаниях является знание английского языка. Кстати, на нашем факультете все студенты, начиная с 1-го курса, изучают английский язык независимо от того, какой язык они изучали в школе. А со второго курса я посещал факультатив по английскому, чтобы усовершенствовать свою речь и профессиональную лексику. Все это позволило мне успешно устроиться на работу, где английский язык нужен как воздух.

8. Выделяйтесь своим умом.

Используйте любую возможность, чтобы развиваться и стать профессионалом в своей области.

Юрий: Хороший специалист выделяется своим умом, а для этого нужно прикладывать много усилий. Всегда хорошо подумайте перед тем, как начинаете что-то делать. Потому что допустить ошибку легко, а исправить ситуацию очень сложно. Взвешивайте все свои решения и не бросайте слов на ветер.

Факультет математики и информационных технологий ВГУ имени П.М. Машерова совместно с ведущими IT-компаниями нашей страны предоставляет широкие возможности для реализации себя в IT-сфере.

Большой выбор IT-специальностей позволяет каждому определиться с направлением. В 2020 году на факультете математики и информационных технологий осуществляется набор сразу на 6 IT-специальностей:

  • «Управление информационными ресурсами», квалификация «менеджер-экономист информационных систем»;
  • «Программное обеспечение информационных технологий», квалификация «инженер-программист»;
  • «Прикладная информатика (программное обеспечение компьютерных систем)», квалификация «информатик. Специалист по разработке программного обеспечения»;
  • «Прикладная информатика (веб-программирование и компьютерный дизайн)», квалификация «информатик. Специалист по компьютерному дизайну и разработке веб-приложений»;
  • «Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)», квалификация «математик-программист. Преподаватель математики и информатики»;
  • «Компьютерная безопасность (радиофизические методы и программно-технические средства)», квалификация «специалист по защите информации. Радиофизик».

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова — отличный старт для успешного будущего!

Адрес: 210 038, г. Витебск, Московский пр-т, 33 (главный корпус университета)
Телефоны: 0212 37−58−36, 375 33 317−95−02 (деканат факультета), 0212 37−82−81 (приемная комиссия).
Web-сайт: www.vsu.by (официальный сайт вуза), fmiit.vsu.by (сайт факультета),
vk.com/mf_vsu (группа «ФМиИТ ВГУ»).

Ждем вас на факультете математики и информационных технологий ВГУ имени П.М. Машерова!

Следите за нашими новостями ТУТ и в соцсетях:

-20%
-20%
-10%
-40%
-15%
-25%
-25%
-20%
-40%
-50%