Поиск людей, пропавших после акций
Что делать, если вас задержали и избили


/

Каникулы для белорусских школьников продлили на неделю. При этом, по прогнозам, пик эпидемии в Беларуси может быть достигнут только через месяц. Может быть, пора задуматься о введении дистанционного обучения? TUT.BY спрашивает у педагогов разных школ, возможно ли это на практике и с какими трудностями мы столкнемся. Забегая вперед, отметим: подводных камней много, но учителя активно обсуждают их с коллегами даже из других стран.

Вероника Юхновская: «В начальной школе очное обучение эффективнее»

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Заместитель директора по учебной работе в начальных классах средней школы № 36 Минска

Завуч рассказывает, что общается со многими коллегами из разных городов России, Украины и Латвии. Они все сейчас на дистанционном образовании. И у всех одна общая проблема:

— Учиться работать в таком режиме им пришлось уж очень быстро. Многие были к этому не готовы ни технически, ни психологически, ни методически — ни учителя, ни родители, ни ученики. Все приходится изучать и делать в аврале, методом проб и ошибок.

Из общения с коллегами за рубежом Вероника поняла: в нашей ситуации, пока есть возможность, надо изучать это направление.

— В нашей школе организовано обучение учителей, желающих разобраться в особенностях дистанционного обучения. Есть те, кто уже использует различные платформы для работы с учениками. Есть много вопросов, нюансов, — поясняет заместитель директора. — Хочется еще обратить внимание на то, что, к сожалению, в некоторых школах, даже минских, нет компьютеров, камер, не проведен либо совершенно слабый интернет. Технически невозможно в таких условиях организовать нормальное обучение. Да и учителя, увы, тоже часто не имеют такой возможности.

На вопрос, трудно ли организовать дистанционное обучение, специалист отвечает так: сложно, но все же возможно.

— Задуматься, как это сделать, надо уже сейчас. А тем, кто не хочет отпускать детей в школу, но хочет, чтобы они учились, — Google в помощь. Да и учителя могут в вайбере писать, какие темы должны изучаться, давать ссылки на ресурсы, где можно их изучить. Уверена, что есть и лучшие варианты решения этой проблемы. Пока я не готова ответить на этот вопрос.

Фото: burst.shopify.com
Фото: burst.shopify.com

При этом Вероника отмечает, что эффективность таких методов может быть ниже, чем у очного обучения. По крайней мере, в начальной школе, где так важно прямое общение с детьми и индивидуальный подход.

— Можно ли научить писать буквы дистанционно? Можно ли научить читать дистанционно? — спрашивает завуч. — Кто из родителей сможет правильно объяснить ребенку, как это делается? Еще добавлю, что знаю много учителей, которые сейчас переживают, что не могут видеться со своими учениками, скучают по ним.

Сергей Дубелевич: «Не все готовы давать и проверять дистанционные задания»

Учитель русского языка и литературы гимназии № 75 Минска

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Сегодня возможность дистанционного школьного обучения в Кодексе об образовании лишь обозначена, но не уточнена. Кто имеет возможность ей пользоваться, в каких условиях, как долго — всего этого в законе нет. И это, по мнению Сергея Дубелевича, становится одной из главных проблем. Вдобавок сейчас можно не ходить в школу, если написать в заявлении причину — «в связи с эпидемиологической обстановкой». По опыту учителя, некоторые родители так сделали и интересовались, можно ли оставшимся дома детям организовывать обучение дистанционно. Чтобы учились и те, кто ходит в школу, и те, кто сидит дома по заявлению.

— Во многом поэтому государственные школы — в том числе даже, например, Лицей БГУ — на «дистанционку» не перешли. Представьте: если переводить не всех детей сразу, то учителю придется делать двойную работу. Сначала проводить очные уроки, потом дистанционные. А вот платить двойную зарплату ему никто за это не будет.

По словам учителя, еще один «тормозящий» фактор — неодинаковый уровень компьютерной грамотности учителей. Сюда же можно отнести и уровень компьютерной оснащенности школ.

Сергей читает посты в соцсетях у зарубежных коллег и видит, что возникают и другие, пока более неочевидные для белорусов, трудности. Педагог их перечислил:

  • обязательно нужна единая платформа для дистанционки — и, соответственно, централизованный инструктаж педагогов. Если дать возможность работать «в чем хотите» — будет хаос. И многие не захотят вообще ни в чем;
Фото: burst.shopify.com
Фото: burst.shopify.com
  • непонятно, что делать с «энками». Тогда уж если и переводить на «удаленку», то всех сразу, потому что при существующей системе детей, которых не пускают из-за самоизоляции, нужно отмечать как отсутствующих. Итог: отметки за уроки, на которых их не было, не поставишь;
  • не все учителя готовы давать дистанционные задания, проверять их, комментировать и помогать. «Я так делал и без всяких эпидемий: например, сочинение по литературе мне каждый может отправить в виде черновика и получить рекомендации по его улучшению. С творческими работами дистанционно даже легче работать: очень удобно на плагиат проверять», — замечает Сергей. Но в то же время так смогут работать далеко не все.

С другой стороны, если в общую практику введут дистанционное выполнение заданий, то пышно расцветет бизнес по их выполнению.

Наталья Искорцева: «Вопросы для контрольной надо делать так, чтобы их не гуглили»

Директор частной школы STEMBRIDGE

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Школа, в которой работает Наталья, перешла на дистанционный режим еще с третьей четверти. Поэтому мы попросили директора обозначить реальные проблемы, которые уже «вылезли»:

— Наша ситуация выглядит так, как будто мы за один день перевели всю школу на дистанционное обучение. Но надо понимать, что база закладывалась почти год. Первая сложность — не все учителя работали ранее в удаленном режиме и с технологиями. Не все родители готовы помогать дома детям, а дистанционное обучение этого требует в той или иной степени, и особенно — в начальной школе.

Кроме этого, нужно учитывать, что порой у детей может отваливаться домашний интернет. Но самое принципиальное, пожалуй, это то, что уроки в онлайне — не то же самое, что в обычном формате, только перед камерой, а не перед классом за партами. Нужен в корне другой подход к процессу и к материалу. А это ведет к гораздо большему количеству работы (и во многом непривычной) у учителей. Из еще не названных проблем директор перечисляет следующие (все они так или иначе с организационными моментами):

— Произошло увеличение экранного времени у детей, особенно в первое время (пока адаптировались в том числе и учителя к новому формату). Нужно было время на техническую часть, а это забирало время из учебы по предмету (что в конце четверти особенно чувствительно). Но, с другой стороны, это же тоже учеба, только за рамками школьной программы, — улыбается Наталья. — Оказалось, что проводить контрольные дистанционно сложнее — нужно так ставить вопросы, чтобы их нельзя было просто нагуглить, как минимум. А дети, которые не мотивированы учиться, в удаленном режиме «выпадают» гораздо быстрее — и разрыв, к сожалению, увеличивается быстро.

Фото: John Schnobrich, unsplash.com
Фото: John Schnobrich, unsplash.com

В школе не ставили родителей перед фактом перевода на новый режим работы. Сначала сделали опрос в родительском вайбер-чате. И когда преимущественное большинство родителей ответили, что хотели бы полностью дистанционный формат на это время — тогда только и приняли решение.

— Ученики восприняли с интересом — это же возможность попробовать что-то новенькое, — вспоминает директор. — В пятницу перед уходом на дистанционное в школе у нас было 70% учеников. В понедельник в онлайне — почти 90%! Это с учетом, что не все просто технически успели за ночь подготовиться настроиться. Даже те, кто болели, были на уроках. Все две недели посещаемость была высокая и на недельных рефлексиях мнения детей разделялись: одна часть говорила, что им нравится такой формат учебы (так никто не отвлекает, проще сконцентрироваться, меньше шума), а вторая часть грустила по друзьям и реальному общению. С точки зрения самой учебы дети в средней школе отмечали, что в эффективности не потеряли. А вот малышам немного тяжелее дистанционный формат дается — им надо больше двигаться и прямой контакт очень важен.

И Наталья, и ее коллеги критической разницы по эффективности за две недели в дистанционном режиме не заметили:

— Конечно, учителю удобнее, когда он видит весь класс — по ту сторону экрана не видны глаза, нет мгновенной обратной связи. С другой стороны, многие учителя отметили, что на расстоянии получилось лучше организовать индивидуальный подход к детям. По физике и химии в школьной программе в основном теоретическая часть, то есть задачи решать можно в дистанционном формате нормально. И даже можно более эффективно работать — 10-минутное яркое видео порой быстрее объяснит суть физического явления, нежели учитель у доски, даже если он прекрасный рассказчик — дети сейчас воспринимают лучше в визуальном исполнении. Но вот то, что касается командной работы, то в «дистансе» пока есть вопросы, как это организовать.

По словам руководителя школы, в дистанционном формате происходит изменение роли учителя: он уже не столько транслятор знания, сколько фильтр и навигатор для детей: нужно тщательно отбирать материал, чтобы каждая секунда взаимодействия с ним была полезной, и к нему направлять детей — чтобы они поисследовали и «добыли» свое знание. То есть учитель организует среду, в которой дети развиваются и учатся, и дает обратную связь, чтобы процесс был эффективным и целенаправленным. А вот для начальной школы команда еще в поиске формата — малышам сложнее в силу специфики возраста.

Фото: Andrew Ebrahim, unsplash.com
Фото: Andrew Ebrahim, unsplash.com

По поводу возможности перевести всю Беларусь на дистанционное обучение Наталья говорит так:

— Когда-то меня папа научил базовому жизненному правилу: если хочешь что-либо сделать — найдешь средства, если не хочешь — найдешь причину. С этой точки зрения реально все. Но вопрос здесь упирается в то, у кого есть это желание и у кого — нет. Сколько бы миллиардов людей на земле ни было — все разные. И дети все разные. И то, что идеально подходит одному ребенку или родителю, — ад для другого. Основное, что должно быть, — выбор. То есть должны быть разные варианты, формы и форматы. И очное, и заочное, и дистанционное. И вне зависимости от вирусов. Потому как человеческий капитал — самый ценный.

-25%
-50%
-20%
-20%
-20%
-40%
-10%
-10%
-20%
-25%
-20%