Наталья Поспелова специально для TUT.BY

Что сегодня видят наши дети, наблюдая за ситуацией вокруг коронавируса? Какие сообщения они получают от нас, взрослых, как расшифровывают наши действия и модели поведения в сложной, неоднозначной и непрогнозируемой ситуации? Ответы на эти вопросы важны, так как закладывают у детей поведенческие стратегии в ответ на будущие угрозы их жизни и здоровью, которых, судя по последним научным данным, у наших детей будет больше, чем у нас с вами, повзрослевших в относительно спокойном и прогнозируемом советском и постсоветском времени.

Наталья Поспелова. Фото с сайта choice.by
Наталья Поспелова. Фото с сайта choice.by

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание.

E-mail автора: nastapos@mail.ru.

Дети видят нашу растерянность

Растерянность часто прикрывается агрессией. Почему? Все просто: мы ведем себя агрессивно в ситуациях, когда не знаем прогноза, мы злимся на вопросы, на которые не имеем ответа. В ситуации с разноплановыми новостями, фейками и вбросами сохранить спокойствие трудно, но можно. Вспомните и расскажите детям, что подобные ситуации уже случались и что было страшно и неуютно. Но все закончилось хорошо, и даже у огромных запасов лекарств, приобретенных по знакомству во время вспышки очередного вируса несколько лет назад, истек срок годности, и их пришлось выбросить за ненадобностью. Но когда вы приобрели увесистый пакет казавшихся панацейными таблеток — вас накрыло спокойствием и уверенностью. Обсудите с детьми, как еще можно контролировать ситуацию: проработайте и отладьте не только гигиенические ритуалы, поговорите о психогигиене, к примеру о том, как можно просто и без особых материальных затрат снизить тревожность: обниматься с родными, ходить пешком (наш ответ общественному транспорту, развозящему бактерии и вирусы), слушать любимую музыку, танцевать и кривляться перед зеркалом.

Дети видят наши попытки запастись товарами длительного хранения и первой необходимости

В сегодняшнем хапуне на самом деле виноваты психотравмы голода и недостатка, полученные нашими семьями задолго до сегодняшних событий. Расскажите детям семейные истории, как ваши бабушки и прабабушки пытались обеспечить продовольственную безопасность родных в непростые времена, порассуждайте о том, почему бабушка Наташа постоянно закатывает по 300 банок в сезон, а бабушка Галя упорно сушит травы и фрукты из собственного сада, а потом назойливо пытается все раздать. Вспомните истории о том, как ваши предки справлялись с военным лихолетьем, застойным дефицитом: это не только дань семейной памяти, это ниточка, которая незримо связывает поколения и показывает детям, что, несмотря ни на что, семья выстояла, сохранилась, продолжает жить и что в самых трудных ситуациях всегда есть выход, а семейный ресурс — найти этот выход. Не осуждайте людей, которые делают запасы: это их личный психологический ответ на ситуацию. Не высмеивайте банальностями «на всю жизнь не накупишься»: в стрессовой ситуации человек особо перспективы не видит, все силы брошены на то, чтобы «день простоять, да ночь продержаться».

Поговорите с детьми о том, что им хотелось бы запасти. Покупая туалетную бумагу, купите и несколько раскрасок впрок или фломастеры с пластилином: вдруг на пластилиновой фабрике разбушуется вирус и начнутся перебои с этим ценным психотерапевтическим материалом.

Дети видят наши стратегии борьбы со страхом

А у нас на все про все — буквально несколько архетипичных форм поведения, доставшихся в наследство от животного мира: «бей» (из-за этого мы разносим на форумах официальные позиции Минобра и Минздрава в хлам как неподходящие), «беги» (из-за этой стратегии бежим в магазины, действуем, как нам кажется, на опережение, объявляя самоизоляцию) и «замри» (вкатываемся в мрачные мысли и сокращаем свои активности в надежде «не подцепить»).

Каждая из стратегий имеет массу плюсов и столько же минусов, но хорошо бы рационализовать, обсудить страхи вместе с детьми, предоставив им еще одну, более человекообразную стратегию.

Подросткам можно дать задание «отличить правду от вымысла» на основе анализа материалов в СМИ. Обратите их внимание, что главный показатель достоверности материала — в его безэмоциональности, сухости.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Детям 7−10 лет будут полезны задания придумать стихи, слоганы или гигиенические речевки на вирусную тему, нарисовать пиктограммы и развесить напоминалки по квартире, чтобы все видели «семейные правила жизни» во время пандемии. С малышами можно подписать и разрисовать открытки для бабушек и дедушек, пожелав им здоровья и напомнив о правилах.

Расскажите детям, что в основе животных стратегий борьбы со страхом лежит эволюционный механизм гнева, который призван обеспечивать нашу безопасность в пугающих условиях. И что люди могут вести себя очень по-разному в надежде защититься от страха и надо внимательно считывать опасные для себя сигналы. Со старшими детьми можно порассуждать о том, что природа предусмотрела парочку антидепрессантов для тех, кому страшно.

Первый (полезный, длительного действия) — это физический труд. Второй (вредный, резко меняющий свой эффект с антидепрессанта на депрессант) — алкоголь. И что люди в основном по отношению к стрессу делятся на две большие категории: те, кто в ответ на страх начинает больше трудиться, и те — кто начинает злоупотреблять. Поговорите с детьми о том, что стресс всегда сопровождает человека. Но чтобы не вкатиться в животное состояние, лучше в качестве антидепрессанта выбрать труд.

Дети видят нашу педагогическую и психологическую несостоятельность

Это и про то, что мы часто злоупотребляем в разговорах с ними и с окружающими вредными философизмами по типу: «чему быть — того не миновать», «от судьбы не уйдешь» и пр., которые кажутся нам глубокими и содержательными. На самом деле эти устойчивые выражения и есть пораженческая установка, так как их смысл лишает человека рационального и деятельного подхода в борьбе с трудностями, нивелирует социальную и личную активность в сложной ситуации. Лучше в мультиках и сказках поискать вместе с детьми мудрые поговорки и пословицы, претендующие на роль семейных мантр, одно только «Спокойствие, только спокойствие!» — от Карлсона чего стоит!

Это и про то, что мы стараемся в ответ на стресс погрузить детей в учебу, дескать, «учеба — твоя главная работа, вот иди и учись, так как труд освобождает от страха». См выше: речь о физическом труде, который освобождает. Умственный труд такими свойствами наделен в меньшей степени. И вообще, развитие детей всегда идет из точки покоя.

Не зря опытные педагоги любят пословицу «Аффект тормозит интеллект», валидность которой стопроцентно подтверждается как в ситуациях семейного неблагополучия, из-за чего дети из неблагополучных семей совершенно неоправданно считаются отсталыми, неразвитыми, плохо обучаемыми. Так и в ситуациях школьных скандалов на разные темы, начиная от буллинга, заканчивая педагогическим насилием и борьбой взрослых (родителей и педагогов) за свои права.

Во всех случаях нервозной, стрессовой ситуации в детском коллективе в первую очередь у детей проседает функция «интеллект» и опция «учиться», значительно падает общая и личная успеваемость, так как все силы брошены на то, чтобы справиться со страхом и другими неприятными чувствами. Только в спокойной обстановке проявляется творческая активность и любопытство. А когда страшно — как-то ничего не интересно.

Упрекая наших детей в том, что «дай вам волю — вы бы вместо дистанционного обучения тусовались на улицах или лазили по Сети», мы еще раз демонстрируем банальное невежество и педагогическую некомпетентность. Всем надо время, чтобы переформатировать свою относительно спокойную жизнь на жизнь в новых стрессовых условиях. И дети — не исключение, и, возможно, психологический перерыв в учебе за счет переноса весенних каникул на более ранний срок был бы полезен для равновесия большинства детей и, соответственно, взрослых. Но пока так, как есть.

Используйте текущий момент, чтобы еще глубже погрузиться в матчасть и на основе знаний о психосоматике подобрать наиболее удачные способы помощи себе и детям. Будьте ближе к своей семье в психологическом плане и показывайте парадоксальность истины, что люди часто тратят много усилий в попытках избежать несчастий, которые, возможно, никогда не случатся. А если и случатся — мы победим все сложности вместе. Своей семьей.

-10%
-12%
-20%
-50%
-19%
-30%
0069185