/

От Бреста до Дубая больше пяти тысяч километров. Но, говорят, в магазинах восточного города можно легко найти селедку из Беларуси. А этой весной на местных прилавках появится еще и сгущенка из Рогачева. Договор на поставку особенного для нашей страны лакомства на днях подписали на самой большой ежегодной выставке продуктов питания Gulfood. О том, что еще из привычной для белорусского холодильника еды наши производители готовы предложить рынку Ближнего Востока, в репортаже TUT.BY.

Фото: Екатерина Пантелеева, TUT.BY

— Я когда попробовал это мороженое, чуть не умер от удовольствия, — не скрывает эмоций украинец Артур, описывая лакомство Слуцкого сыродельного комбината. Настолько, говорит, оно вкусное.

Артур родом из Одессы, но уже лет десять живет в Объединенных Арабских Эмиратах. В последние несколько дней февраля он работает на выставке Gulfood, которая проходит в Дубае в 25-й раз. Свою продукцию здесь представляют участники из более чем 190 стран мира. Один из них — Беларусь. Наша экспозиция называется Belarus. The Taste of Nature.

— Беларусь здесь уже пятый год подряд, — рассказывает Игорь Брыло, замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси. — Помню, когда мы приехали сюда впервые, продукцию привезли в сумках. Нам поставили небольшой столик, и мы разбирали эти сумки. А сейчас мы представлены цивилизованным стендом.

Фото предоставлено организаторами выставки
Фото предоставлено организаторами белорусского стенда

Стенд этот, к слову, занимает 96 квадратных метров. Считай, о-о-очень просторная «трешка». И «поселились» в этой «трешке» девять предприятий из Беларуси. Семь из них производители «молочки».

— Все, кто подходит к нашему стенду, спрашивают, как вы довезли до Дубая мороженое? — улыбается Ольга Скриган, начальник отдела маркетинга Слуцкого сыродельного комбината. — Все просто — с помощью специального экспедитора. Часов пять — и несколько коробок долетели из Беларуси в ОАЭ.

Рядом с белорусским мороженым большой холодильник с таким же продуктом, только made in India. За нашим лакомством, делится наблюдениями Ольга Скриган, посетители выставки тянутся чаще.

— Думаю, наше мороженое вызывает у них любопытство. К тому же оно полностью натуральное. Мороженое мы взяли для изучения спроса, — объясняет Ольга Скриган, уточняя: главное, что их предприятие хотело бы предложить восточному рынку, — это сухие молочные продукты, сливочное масло, мягкие сыры. — Но интерес к мороженому, как оказалось, тоже есть. Ну, а что из этого получится, посмотрим.

«За три дня раздали на пробу примерно 38 килограммов сгущенки»

Фото предоставлено организаторами выставки

— «What is it?» — показывают на банки с рогачевской сгущенкой две девушки из Филиппин.

— Сondensed milk, — объясняет Александр Якутович, начальник отдела по внешнеэкономической деятельности Рогачевского молочноконсервного комбината.

Иностранки исчезают и через пару минут подходят уже делегацией — человек шесть. Пробуют, затем уточняют, а есть ли такое только, чтобы жирность поменьше. Услышав «нет» в ответ, все равно фотографируют прайс предприятия.

— В местных магазинах мы видели только сгущенку «Нестле», но мы готовы с ней конкурировать, — рассказывает Александр Якутович. — За три дня мы раздали на пробу примерно 38 килограммов своего главного продукта. Более того, на выставке мы подписали контракт и уже в марте поставим сюда контейнер сгущенки. Она пойдет не только в магазины ОАЭ, но и на прилавки Саудовской Аравии, Омана, Бахрейна, Катара.

Фото предоставлено организаторами белорусского стенда

В планах у Рогачева начать работу с Ираном. А у волковысского «Беллакта», стенд которого находится рядом, — поставлять детское питание в страны Африки, Афганистан.

— Однако нам предстоит поработать над упаковкой, — рассказывает Вениамин Артюх, ведущий специалист по внешнеэкономической деятельности «Беллакта». — На Ближнем Востоке этот продукт продают в жестяных банках. Одна из причин, зачем это делают, — транспортировка. В такой таре его удобнее перевозить и хранить. Вторая — погода. В некоторых регионах влажно, и привычный нам картон теряет плотность.

Фото предоставлено организаторами белорусского стенда

Кстати, по словам Игоря Брыло, замминистра сельского хозяйства и продовольствия, Беларусь сейчас работает над тем, чтобы наше детское питание попало на рынок ОАЭ.

С собой у Беллакта было и предложение по сухому молоку. Тут поездка оказалась особенно удачной.

До выставки мы общались с компанией из ОАЭ и здесь, в Дубае, подписали с ними контракт на поставки сухого молока на два миллиона долларов, — дополняет Вениамин Артюх.

«Молочная продукция на сегодня идет лучше, чем мясная. Это диктует рынок»

Организатор экспозиции белорусских производителей — Выставочное унитарное предприятие «Белинтерэкспо» Белорусской торгово-промышленной палаты.

— В прошлом году предприятия, которым мы помогли организовать участие в выставках, заключили контракты на 217 миллионов долларов, — говорит Евгений Введенский, директор Выставочного унитарного предприятия «Белинтерэкспо» БелТПП. — В 2019-м наши клиенты смогли показать свою продукцию в таких экзотических странах, как Ангола, Нигерия, Судан, Сирия, Зимбабве. Причем, все вернулись оттуда с конкретными результатами. На 2020-й мы запланировали более 40 выставок в 25 странах мира.

Фото предоставлено организаторами выставки

Что же касается выставки Gulfood, то основные посетители здесь — представители деловых кругов.

— Здесь каждый посетитель спрашивает, сколько у вас позиций в ассортименте, какие сроки годности, есть ли уже опыт и торговый партнер на рынке его страны, какие из продуктов являются валообразующим в объемах на тех рынках, где мы уже работаем, — перечисляет Наталья Черник, замдиректора по развитию и маркетингу Туровского молочного комбината. — Затем их интересует, а что у нас в портфеле есть такое, чего нет ни у кого.

Из Турова для экспозиции привезли свои знаменитые сыры Bonfesto. Впервые в магазинах ОАЭ этот продукт появился еще в 2018 г. Сейчас, а точнее второй год подряд, на выставку предприятие привозит еще и продукты в большой упаковке: по 2−11 килограммов.

— Розничный рынок сыров тут очень жесткий: много импорта, поставки глобальных брендов, есть и местные производители, — поясняет ситуацию Наталья Черник. — В то же время мы видим, что сейчас на всех рынках активно развивается такой сегмент, как HoReCa. Эта продукция ориентирована на кафе, рестораны, отели, кейтеринг. В связи с этим мы стараемся выйти на рынок стран Персидского залива с продукцией в упаковке повышенной емкости и поставлять свой продукт для заведений.

Фото предоставлено организаторами белорусского стенда

По словам Игоря Брыло, замминистра сельского хозяйства и продовольствия, в сравнении с 2018-м в 2019-м Беларусь увеличила объем поставок в ОАЭ в 3,2 раза.

— Объединенные Арабские Эмираты — это логистический центр стран Персидского залива, — говорит собеседник. — Кроме того, он дает перспективы выхода на Африканский континент, где живут сотни миллионов людей. Этот рынок нам интересен, но легко на него не попадешь. Нужно несколько лет, чтобы планомерно выстроить работу.

— Почему в основном это «молочка»?

— Молочная продукция на сегодня идет лучше, чем мясная. Это диктует рынок, — поясняет Игорь Брыло. — Второе — особенность наших мясокомбинатов: у нас шел убой и свиней, и крупного рогатого скота. В мусульманских странах свинина не потребляется, поэтому для сертификации данных предприятий есть некоторые ветеринарные особенности. Но мы работаем над этим.

Среди участников выставки из Беларуси — Волковысское ОАО «Беллакт», ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ООО «Праймилк», ОАО «Туровский молочный комбинат», ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод», ОАО «Слонимский мясокомбинат», ОАО «Лидапищеконцентраты», ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

-50%
-10%
-25%
-28%
-15%
-40%
-10%
0071529