1. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  2. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  3. Уже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
  4. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  5. «Хотели дать понять, что с людьми так нельзя». Пятерых мужчин судят за поврежденное авто семьи милиционера
  6. Алимбекова заняла восьмое место в индивидуальной гонке на этапе КМ по биатлону
  7. В Беларуси делают полуколичественные тесты на антитела к коронавирусу. Объясняем, что это такое
  8. Авария на теплосетях в Московском районе Минска: жители без горячей воды и тепла, занятия в школах отменили
  9. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  10. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  11. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  12. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  13. «Прозревают люди уже после стройки». Архитектор — о выборе проекта дома и цене строительства
  14. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  15. У США новый президент: Джозеф Байден официально вступил в должность
  16. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  17. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  18. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта
  19. «Перевернуть страницу» нельзя, психика так не работает". Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  20. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  21. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  22. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  23. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  24. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  25. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске
  26. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  27. Ультрамарафонец из Витебска установил табличку у истока Витьбы. Вы знаете, где это?
  28. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  29. Жителя Минского района оштрафовали на 870 рублей за красно-белые жалюзи
  30. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий


/ /

Минчане продолжают жаловаться на неприятный запах мазута в Сухарево и других районах, которые находятся вблизи (и не совсем вблизи) ТЭЦ-4. На станции подтвердили, что в январе сожгли немало мазута, но теперь снова полностью перешли на природный газ. Что может быть источником запаха и сколько еще могут продолжаться неудобства, TUT.BY показали и рассказали на самом предприятии.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Так много жгли мазут лет 10 назад»

— Чувствуете запах, на который жалуется народ? Это он, — говорит директор ТЭЦ-4 Михаил Белый.

Здесь, на территории ТЭЦ-4, запах, который в последние недели красочно описывают жители Сухарево, Дегтяревки и Красного Бора, концентрированный. Особенно — рядом с приемно-сливным устройством (что именно там происходит, расскажем ниже).

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Директор филиала Минская ТЭЦ-4 РУП «Минскэнерго» Михаил Белый

Директор станции объясняет, что больше чем 99% времени в год Минская ТЭЦ-4 работает на газе. Такая история, как с 8 по 28 января, когда станция работала на 55% на мазуте, — исключение.

— Наша стандартная ситуация — газ, это основное топливо на ТЭЦ-4. Переход на сжигание мазута может быть связан либо с обновлением резервного топлива, либо с какими-то ограничениями. Про ограничения: например, в начале 1990-х, когда были проблемы с поставками газа, мы вынуждены были жечь мазут, чтобы не останавливать станцию.

Михаил Белый говорит, что в январе 2020-го обновляли резервное топливо. То есть мазут, который уже хранился в резервуарах на ТЭЦ-4, нужно было сжечь, а вместо него залить новый. Этот новый мазут активно привозили на станцию.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Такое, чтобы мы так много сжигали мазут, было лет 10 назад. Теперь мы тоже жгли, а принимали — новый: практически каждые сутки шел мазут. Еще осталось две или три поставки мазута на ТЭЦ, чтобы резервы обновились.

Один слив мазута из цистерн может продолжаться в течение суток. Это означает, что вскоре жители прилегающих микрорайонов снова могут учуять запахи.

Собеседник добавляет, что к сжиганию мазута на ТЭЦ-4 могут переходить только с разрешения «Белэнерго».

— Если нам нужно провести испытания на мазуте — мы рассчитываем все, подаем заявку. Согласовываем с Минприроды объемы выбросов, потому что есть лимиты на выбросы на год. И это все контролируем не только мы, но и город.

В соцсетях в эти дни появлялись фотографии с черным дымом из котельной ТЭЦ-4. На предприятии говорят, что по цвету из труб очень сложно понять, жгли газ или мазут.

— Может получиться, что дым при сжигании мазута выглядит даже более светлым. Цвет — не показатель.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Запах — не от сжигания, а от слива мазута»

На ТЭЦ уверяют, что запах мазута не связан с процессом его сжигания. Зато связан с манипуляциями по перегрузке и разогреву этого топлива.

— Основной запах, который идет на Сухарево — запах при сливе мазута, — говорит директор ТЭЦ-4.

Сливом на предприятии называют перекачку топлива из цистерн в специальные резервуары.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Градирни ТЭЦ-4. Напомним, в них — ничего не сжигается, только испаряется вода. Чаще всего она сюда поступает из Дроздовского водохранилища

— С 28 числа мы не сжигаем мазут. Но посмотрите, сегодня снова были жалобы на неприятный запах. Сегодня ночью был маршрут (так здесь называют поставку. — Прим. TUT.BY) — мы сливали мазут из цистерн. Вот этот процесс, плюс погодные условия без мороза, плюс ветер, который опять дует на запад, — вот и жалобы. Но эта технология — проектная, ей уже много лет. Она с тех времен, когда построили станцию, с 1977 года. И строящиеся сейчас ТЭЦ работают так же.

Что происходит у приемно-сливных устройств и как они выглядят

Мазут с нефтеперерабатывающих предприятий поступает на ТЭЦ-4 по железной дороге, в цистернах — стандартных, по 60 тонн. Цистерны подвозят к приемно-сливным устройствам. Они выглядят вот так.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Приемно-сливные устройства, к которым подходят цистерны с мазутом

— В одной партии может быть и 50 цистерн. У мазута есть способность — застывать уже при температуре +9°С. Значит, чтобы слить мазут, нужно его разогреть. В цистернах открывается верхний люк, туда вставляется «гусак», который подает пар — так мазут разогревается до температуры свыше 100 градусов, — объясняет Михаил Белый.

Внизу — приемный лоток. Туда сливается разогретый мазут. Потом он поступает в специальную емкость и насосами закачивается на хранение — в резервуары.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Так выглядит приемный лоток
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Это — резервуары, где хранится мазут

— В мазутных резервуарах и хранится топливо. Дальше — подготовка к сжиганию. Один из резервуаров назначается эксплуатационным, там подогревается мазут. Он направляется по мазутоотводам в котельный цех. Даже когда он не сжигается, то циркулирует там и возвращается обратно. Для чего это надо? У нас мазут — резервное топливо. Если что-то случится с газом, мы должны за минуты перейти с одного топлива на другое, чтобы оборудование ТЭЦ не остановилось.

— Я сам живу на Бельского и тоже иногда слышу этот запах, когда идет слив мазута, — говорит Михаил Белый.

К качеству мазута, который поступает на ТЭЦ-4, у предприятия претензий нет.


Сжигают ли на ТЭЦ остатки некачественной нефти из России и стал ли минский воздух грязнее


Откуда берутся зола и «черный дым»

Что за черный осадок на подоконниках у минчан? Специалисты ТЭЦ-4 признают, что в нем может присутствовать, помимо других городских загрязнений, и зола с их предприятия.

— Единственное топливо, которое не дает золы, — это газ, потому что там продукты сжигания — это водяные пары. При работе на мазуте зола образуется и в минимальных количествах разносится. Радиус разброса золы из трубы по стандартам — 40 высот. Высота трубы — 180 метров, умножить на 40 — то есть разброс золы может быть на семь километров, — объясняет Михаил Белый. — Когда станция строилась почти 50 лет назад — на каком расстоянии от нее находилось жилье и на каком находится сейчас?

На ТЭЦ-4 добавляют, что технологически на таком предприятии не предусмотрены какие-то специальные золоулавливающие фильтры. Это объясняется тем, что почти все время ТЭЦ использует в работе газ.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
В небольшом окне можно увидеть, как сжигается газ

— Если брать угольные станции, то там — да, зольность — до 40%, поэтому на угольных котлах есть специальные системы по золоудалению, золоотвалу. Здесь золы — минимум, да и той большая часть оседает в котле, прямо на поверхности нагрева — она утилизируется и выбрасывается. Наши показатели по выбросам золы и вообще твердых веществ — в четыре раза меньше норматива.

Михаил Белый добавляет, что на предприятии нормируются выбросы по CO (оксид углерода), SO2 (диоксид серы) и NOx (окислы азота).

— У нас есть автоматическая система контроля, которая установлена в дымовой трубе № 2 — она работает в режиме реального времени. Контроль ведется еще и нашей лабораторией, и городскими — не только на станции, но и на еще пяти точках. Пока шло сжигание мазута, ни одного норматива превышено не было. По оксиду углерода у нас вообще нули. Что касается запахов, мы не измеряем ничего по ним — у нас нет ни нормативов таких, ни оборудования. Как запахи измерить? Они не контролируются.

-40%
-50%
-20%
-10%
-50%
-23%
-40%
-30%
-33%
-5%
-35%
-15%
0071694