Сергей Прилуцкий /

Только половина опрошенных знает, как называется белорусский парламент, и только треть — что единственный источник власти по Конституции — народ. Такие результаты теста на гражданственность белорусов в 2017 году опубликовала компания SATIO. Чтобы все стало понятнее, давайте мы ответим на пять простых вопросов о том, как устроено белорусское государство.

«Теперь все ясно!» — новый проект TUT.BY, в котором студент просто объяснит «сложные» вопросы об устройстве нашего государства. Если не хотели слушать в школе скучную училку, есть шанс пройти учебники еще раз с молодым парнем. Вы уже поняли, как важно разбираться во всем этом, чтобы понимать новости? Уверены, что да.

Кто управляет страной?

Президент и правительство.

  • Что делает президент?

«Гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики». То есть — следит за тем, чтобы цели Беларуси превращались в реальность и на территории страны, и за рубежом.

Для этого, например, президент может создавать и упразднять министерства, назначать и снимать министров, заместителей премьер-министра. Поэтому мы так часто видим, что после очередного фэйла на местах кого-то уволили, а кого-то — назначили.

  • Что делает правительство (= Совет министров)?

Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики, делает все, чтобы их реализовать, разрабатывает проект государственного бюджета, отчитывается перед президентом о его исполнении, выступает собственником государственного имущества.

Правительство подчиняется президенту, руководит им премьер-министр. Чтобы его назначить, президенту необходимо согласие Палаты представителей — нижней палаты парламента (о его устройстве — ниже). Депутаты лишь соглашаются или не соглашаются с тем, кого предложил президент, но выдвигать другого кандидата на пост премьер-министра они не могут.

Еще правительство ответственно перед парламентом: премьер-министр обязан в первые два месяца после назначения представить Палате представителей программу деятельности правительства. Депутаты могут задавать свои вопросы главе правительства, агитировать за или против программы, высказывать свое мнение о ней. Программу могут принять или отклонить. Если ее не принимают, то у правительства есть два месяца, чтобы доработать программу и снова ее представить парламенту.

Как это работает на практике:

В последний раз состав этих органов заметно менялся в августе 2018-го. Лукашенко назначил нового премьер-министра (Сергея Румаса вместо Андрея Кобякова), его заместителей и других министров. Напомним, произошло это после печально известного визита Лукашенко в Оршу: президент посчитал, что его поручения не выполняются из-за «пофигического отношения правительства к поручениям президента».

Позже, в начале октября, Палата представителей согласовала кандидатуру премьера. В конце месяца депутаты приняли программу деятельности правительства.

Кто входит в правительство?

Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей и министров — короче, всех тех, кого назначает президент. Плюс туда могут входить и руководители других органов государственного управления.

Количество членов Совета Министров никак не определяется в Конституции. Закон о Совете Министров конкретизирует этот список и добавляет глав Администрации президента, Нацбанка, Академии наук (но не факт, что они в Совете будут). Сегодня в нашем правительстве 40 человек (и, например, НАН сейчас в нем нет). 

Премьер-министр как руководитель Совмина несет персональную ответственность за работу правительства, подписывает постановления, информирует президента об основных решениях.

Как это работает на практике:

Вся эта система нужна, чтобы выстроить вертикаль, благодаря которой и функционирует правительство.

Например, у Министерства внутренних дел есть управление при каждом облисполкоме и главное управление при Мингорисполкоме. Каждому управлению подчинены районные (или городские) отделы. При этом нижестоящий орган отчитывается вышестоящему. Решения правительства через министров передаются «вниз» для исполнения.

Было что-то про парламент. Как устроен он?

Белорусский парламент (= Национальное собрание) — двухпалатный. Палаты различаются количеством депутатов, процедурой их избрания, выполняемыми функциями.

  • Нижняя палата — это Палата представителей.

Она состоит из 110 депутатов. Именно они скоро изменятся — выборы назначены на ноябрь. Для этого всю территорию Беларуси разбивают на 110 округов. Кандидат, победивший в округе, попадает в эти 110 депутатов. Если вам 21, теоретически вы уже можете стать депутатом нижней палаты. Как собирается сделать Мария Василевич в свои 22.

Палата представителей рассматривает проекты законов, ратифицирует международные договоры, утверждает республиканский бюджет и слушает отчет о его выполнении, назначает выборы президента, дает согласие президенту на назначение премьер-министра.

  • Верхняя палата парламента — Совет Республики.

Он может состоять из 64 человек, которые не избираются напрямую. От шести областей и Минска местными Советами (о них — через полминутки) косвенно избираются по 8 депутатов. Еще 8 назначаются президентом. Членом Совета Республики может стать гражданин страны не моложе 30 лет и проживающий на территории области, в которой его избрали, или Минска не менее пяти лет.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, дает президенту согласие на назначение председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя ЦИК, генпрокурора, председателя и членов правления Нацбанка, избирает шесть членов ЦИК и шесть судей Конституционного суда.

Срок полномочий парламента — четыре года.

Как это работает на практике:

Оппозиционные кандидаты попали в Парламент через последние выборы в 2016-м году. Например, независимый депутат Анна Канопацкая избиралась в Палату представителей по Октябрьскому району Минска. Ее коллега Елена Анисим — по Столбцовскому избирательному округу (объединял Столбцовский и Несвижские районы).

В Совете Республики сегодня 56 членов. От Могилевской области и Минска представлены по 7 кандидатов. Президент лично назначил лишь двоих сенаторов: бывшего замглавы Администрации президента Александра Попкова и главу «Белой Руси» Геннадия Давыдько.

Можете описать всю процедуру принятия законов?

Законы принимает парламент. Вообще, принимать законы — его основная задача.

Президент не издает законы. Президент может издавать указы и декреты. Для указов, как и для части декретов (так называемых временных декретов) не нужно участие парламента. И указы, и временные декреты выше законов по юридической силе.

Чтобы принять закон, нужно пройти несколько этапов:

📌 1. Внести в парламент законопроект или предложение рассмотреть новый законопроект, отменить, изменить действующий закон.

Важно: депутаты не могут внести законопроекты без согласия президента или по его поручению — правительства, если законопроект меняет расходы бюджета (ст. 99 Конституции).

Это могут сделать только президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, правительство и граждане (но — если под этим предложением подпишется хотя бы 50 тысяч человек).

📌 2. В нижней палате парламента законопроект выносится на чтения дважды.

В первом чтении депутаты слушают доклад автора законопроекта. Они могут обсуждать проект и вносить поправки. В конце заседания депутаты принимают или отклоняют законопроект.

Во втором чтении депутаты голосуют за каждую внесенную поправку по отдельности, а затем и за весь законопроект в целом.

📌 3. Дальше верхняя палата может одобрить или отклонить законопроект.

Если законопроект одобрили, он направляется на подпись президенту. Если президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если нет — возвращает его со своими возражениями в нижнюю палату, которая должна рассмотреть их за 30 дней (подсчет здесь хитрый: если все происходит между сессиями, отсчет 30 дней пойдет от начала новой).

Как это работает на практике:

Весной 2019 началось обсуждение поправок в закон о воинской службе. 26 июня Палата представителей приняла поправки в первом чтении. Второе чтение состоялось 28 июня. В тот же день его одобрил Совет Республики. Президент подписал документ 24 июля, и уже в осенний призыв он вступил в силу.

Есть какие-то более «мелкие» органы власти?

Да. Местную власть представляют местные Советы депутатов и исполкомы.

Местные Советы депутатов — аналог парламента, только в маленьких масштабах. Они есть в селах, поселках, городах, районах, областях. Члены местных Советов избираются напрямую нами. Депутатом местного Совета может стать любой гражданин страны не моложе 18 лет.

Местные Советы депутатов утверждают программы экономического и социального развития, принимают местный бюджет и слушают отчет о его исполнении, устанавливают местные налоги, распоряжаются коммунальной собственностью, могут назначить местный референдум.

Аналог правительства на местном уровне — исполкомы. Они вносят в местные Советы программы социального и экономического развития, местного бюджета, следят за исполнением Конституции, законов, актов президента, решений Совета.

Исполкомы могут создавать, реорганизовывать, ликвидировать предприятия коммунальной собственности, разрешать размещать на территории предприятия, организации, учреждения и объединения, не находящихся в коммунальной собственности.

Главы исполкомов назначаются президентом.

Как это работает на практике:

Ответственность глав городов и областей не перед жителями, а перед президентом приводит к тому, что интересы части граждан не учитываются властью — и это вызывает тихие или громкие протесты. Из последних примеров — это палатки на улице Октябрьской в Минске и строительство аккумуляторного завода в Бресте.

С другой стороны, интересы могут расходиться не только у нас с властью, но и в ней самой. Все от того, что главы городов не обладают полной самостоятельностью.

Пример: в конце сентября 2018 года минский горисполком ограничил продажу алкогольных напитков в ночное время. На второй день действия запрета Лукашенко распорядился отменить ограничения. В течение суток Мингорисполком это и сделал.

Впрочем, мысли о реформе системы местного управления уже высказывали и глава ЦИК Лидия Ермошина, и сам Лукашенко.

-30%
-5%
-38%
-21%
-40%
-10%
-15%
-10%
0066771