Оптимизация издержек один из важных шагов, необходимых для получения максимальной прибыли. Но нередко на отечественных предприятиях можно видеть, что действия, которые предпринимаются для сокращения затрат, приводят к обратному результату.  О некоторых ловушках мышления, которые мешают действовать с максимальной эффективностью, рассказала Виктория Корниенко, преподаватель программы Бизнес-школы ИПМ «Оптимизация производства», основанной на немецкой методике REFA.

  • Множество проблем белорусских промышленных предприятий имеют сходную природу: цели, которые ставят руководители, не трансформированы под конечного исполнителя, не расписаны до его конкретных действий.  Предприятия нередко разрабатывают многоступенчатые премиальные положения, в которых работникам обещают деньги за определенные результаты. Но не существует документов, где было бы пошагово расписано, как этих результатов достичь. Иногда случается, что это не мешает сотрудникам работать с достаточной степенью эффективности. Однако в такой ситуации невозможно гарантировать, что они будут работать с оптимальным результатом. Самая главная проблема – результат невоспроизводим при смене работников.
  • Сегодня предприятия стремятся к оцифровке производственных процессов, но не все это делают в достаточной мере. Нужно помнить о том, что объективно человек может сравнить между собой только две цифры, все остальные оценки в той или иной степени являются абстрактными. Поэтому недостаточная оцифровка производственных процессов нередко приводит к тому, что существующая ситуация оценивается неверно, из-за чего принимаются далеко не самые оптимальные решения, а процесс автоматизации управления предприятием оказывается неэффективным. Поэтому на программе «Оптимизация производства» мы посвящаем много времени получению численных показателей всех процессов.
  • Но даже правильной цифровой оценки бывает недостаточно для проведения оптимизации.  Например, планируя сокращение численности производственного персонала, руководители нередко ориентируются на сиюминутный выигрыш. Однако впоследствии это может обернуться ростом фактических затрат. Мы со слушателями эту задачу решаем в более правильной постановке — сокращение издержек на персонал при сохранении качества и необходимых объемов производства как минимум в среднесрочном периоде. Во время обучения мы решаем эту задачу с использованием методик нескольких модулей курса, в том числе — «Анализ и оценка задания», «Повышение квалификации и инструктаж», «Гибкая система оплаты труда».
  • Добавленную стоимость продукта создают производственный персонал и оборудование. Чтобы определить их оптимальный состав и численность, нужно проанализировать весь производственный процесс,  устранить этапы, которые не создают добавленную стоимость. Одна из распространенных ошибок при выборе оборудования заключается в том, что при расчете затрат на единицу продукции количество производимых единиц учитывается по заявленной производительности станка, а не по прогнозному плану продаж.  В то же время затраты предприятия покрываются только продаваемыми товарами.

  • Пример классического конфликта целей на предприятии это отношения отдела производства и отдела продаж. Производственники, в большинстве своем грамотные технические специалисты, стараются снизить свои издержки и увеличить производительность за счет большей партии запуска. Часто они руководствуются при этом необоснованным представлением о том, что продастся все, что они произведут. Продавцы, в свою очередь, стремясь удовлетворить пожелания клиента, берут в заказы сколь угодно малые партии, подписываясь под кратким сроком их выполнения, а это не позволит даже объединить заказы одной номенклатуры в один производственный заказ. В результате время обработки одной единицы на производстве резко возрастает за счет увеличения доли процесса переналадки, необходимости задействовать выходные дни и т. д. В результате фактическая себестоимость продукции увеличивается, срок выполнения не выдерживается, финансовые показатели ухудшаются.

Обучая представителей производства, мы вносим вклад в решение этого конфликта целей. Мы расширяем  представление промышленных инженеров и менеджеров о своей деятельности, помогаем им перейти с уровня решения производственных задач к пониманию своего участия в формировании ценности для конечного клиента. А инструменты и методология REFA позволяют им проанализировать, рассчитать и предложить систему мероприятий, которая приведет к реальной оптимизации бизнеса.

Подробное описание программы «Оптимизация производства»

Старт программы в Витебске 16 октября 2019 г.

Оптимизация производства: эта программа дает толчок к развитию

Одной из особенностей программы «Оптимизация производства» Бизнес-школы ИПМ является практическое внедрение уже в процессе обучения новых знаний на предприятиях-участниках. Для того чтобы этот процесс происходил максимально эффективно, многие компании присылают на программу группу из нескольких руководителей производства.

О том, какие изменения произошли на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов, рассказал первый заместитель директора предприятия Александр Сакун:

«Наше предприятие занимается производством малогабаритной тракторной техники марки «Беларус» и запчастей ко всей линейке тракторов до 300 лошадиных сил. Мы хотим не только выпускать больше продукции, не только запускать производство новых видов, но и сокращать потери, чтобы снижать себестоимость. Мы уже изучали опыт передовых российских и белорусских предприятий. А на программу «Оптимизация производства» пришли, чтобы познакомиться с  немецким подходом.

Этот подход — педантичный, основанный на точных расчетах. Уже во время обучения мы оптимизировали все основные узлы, сделали хронометраж, ввели нормы и контролируем выпуск продукции. Также мы снизили потери времени на производстве, перемещениях, складировании, контроле.

Еще один, очень положительный момент этой методики — закупка оборудования не только по критерию цены, как это делается на большинстве предприятий, но и по критерию постоянных и переменных затрат. Можно установить более дорогое оборудование, но с учетом его технического обслуживания, коммуникаций, количества единиц выпускаемой продукции получается экономия. То есть выбор оборудования теперь происходит не только по ценовому фактору, но и по затратам на себестоимость производимой продукции.

Еще один плюс, который мы получили в результате обучения, — совмещение нескольких смен с учетом специфики работы предприятия. Сейчас часть рабочих  приходит к 7 утра, а через два часа, когда детали уже подаются по конвейеру, приходят маляры. Начало второй смены не классическое, в 16.00, а на три часа раньше. Это позволяет и сменность маляров сделать, и на конвейере без остановки работать. Таким образом, хоть конвейер теперь крутится 12 часов, а не 16, смены работают по 8 часов. А главное — конвейер загружен на 100%, хотя раньше загрузка составляла примерно 50%.

Также мы получили возможность решить проблему, которая является общей для наших предприятий, — регламентирование работ вспомогательного персонала, то есть людей, которым, к примеру, нужно подойти к станку, открутить гайку, поменять двигатель. Учет, контроль и анализ позволил увидеть большую квоту времени, которую можно эффективно использовать. В результате нам удалось выработать ориентировочные нормы, которые позволяют планировать работу вспомогательных рабочих. Сейчас переходим на итээровский состав, идет процесс объединения, оптимизации, укрупнения некоторых бюро и отделов, чтобы не было повторяющихся функций или неправильной логистики.

В целом могу сказать, что программа дает толчок к развитию. Если глаза открыты на проблемы, ты получаешь методики, которые можно применить. Это хорошо и для личностного роста, и для предприятия в целом».

г. Витебск, пр. Строителей, 11А, офис 205
+ 375 29 818 41 48

Частное учреждение образования «Центр повышения квалификации руководящих 
работников и специалистов «Бизнес-школа ИПМ»
УНП 190449494

-25%
-20%
-20%
-26%
-10%
-16%
-50%
-30%
-50%