опубликовано: 
обновлено: 

Правоохранительные органы зачастую халатно относятся к своим обязанностям, злоупотребляют служебными полномочиями, фальсифицируют доказательства. Об этом рассказал Александр Лукашенко, ссылаясь на секретный документ, который ему подготовили к совещанию с силовиками.

Фото: пресс-служба президента Беларуси
Фото: пресс-служба президента Беларуси

«Я принял решение ознакомить не только вас, но и общество с тем, что вообще происходит в правоохранительной системе. По основным вопросам, не вдаваясь в конкретику, хотя есть куча конкретных примеров. Об отдельных вопросах процессуальной деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Хоть этот документ, направленный в мой адрес, носит секретный характер, я решил его рассекретить в той степени, в которой это можно сделать, не касаясь отдельной конкретики», — цитирует президента пресс-служба.

Работать на предотвращение правонарушений

Глава государства указал на низкое качество доследственных проверок и самого предварительного следствия. Правоохранители поверхностно исследуют заявления и сообщения о преступлениях, недостаточно осведомлены о криминальных проявлениях на объектах оперативного обслуживания. Это приводит к тому, что виновные, пользуясь безнаказанностью, совершают более тяжкие преступления. Имеют место длительность оперативных разработок, нарушение порядка и условий проведения оперативно-разыскных мероприятий, включая вынесение немотивированных постановлений. «И что особо недопустимо — волокита в работе по установлению лиц, совершивших преступления», — подчеркнул президент.

В недостаточной степени проводится работа по противодействию экономической преступности органами финансовых расследований КГК. «Нередко результаты работы органов ДФР формируются путем достижения цифровых показателей по выявлению как можно больших сумм неуплаченных налогов и платежей, а не стремлением не допустить совершения правонарушений в экономической сфере, предотвратить факт незаконного получения дохода субъектами хозяйствования и физическими лицами, устранив причины и условия, способствующие их противоправной деятельности», — констатировал Александр Лукашенко.

Сделан вывод также о некачественном проведении первоначальных неотложных следственных действий, неполноте работы по возмещению ущерба, причиненного преступлениями.

Как следствие, гособвинители в период 2017 года — первого полугодия 2019-го предъявили в суде новое обвинение или организовали сбор дополнительных доказательств по 400 делам в отношении 683 лиц.

«Кроме того, наличие грубых процессуальных нарушений в работе следователей влекло принятие в отношении обвиняемых решений реабилитирующего характера в силу необоснованного их обвинения», — рассказал президент.

В 2018 году количество возвращенных прокурорами следователям уголовных дел для производства дополнительного предварительного расследования увеличилось почти на 12% и составило 631 дело. В 2017 году возвращено 557 дел. Указанная тенденция сохранилась и в первом полугодии 2019 года. Прокурорскими работниками возвращено 363 уголовных дела, что на 21% больше показателя первого полугодия 2018-го — тогда было 286. «Вот качество работы следователей», — заметил белорусский лидер.

Отмечается и увеличение сроков предварительного расследования, установлены факты несвоевременного принятия мер процессуального принуждения, розыска скрывшихся обвиняемых, а также случаев, когда в розыск объявлялись лица, чье местонахождение следователю было известно.

Фальсификация доказательств и чрезмерное применение силы

Имеют место злоупотребления должностными лицами правоохранительных органов служебными полномочиями. «Смотрите, как звучит: то, против чего должны правоохранители бороться, им вменяется в вину, — заметил глава государства. — Оказание давления на участников уголовного процесса — подозреваемых, обвиняемых, сторону защиты, а также судей».

Президент рассказал и о фактах фальсификации доказательств — внесения недостоверных сведений в процессуальные документы, заключения экспертиз. «Чтобы получить заранее нужный результат, идут на фальсификацию. Фиксируйте, Наталья Ивановна (Кочанова), по этим всем вопросам придется принимать жесточайшее решение!» — подчеркнул президент.

«Вмешательство в ход разбирательства по уголовным делам и материалам проверок. Как я уже говорил, склонение к даче нужных показаний либо к отказу от заявлений. Искусственное создание условий для противоправной деятельности с целью ее пресечения», — добавил глава государства.

Указанные факты обусловлены как корыстными мотивами, так и стремлением должностных лиц обеспечить выполнение доведенных руководством показателей оперативно-служебной деятельности и статистической отчетности. «Дикость!» — возмутился президент.

«После сегодняшнего исторического совещания по всем этим вопросам давление будет усилено. И, как я сказал аграриям, кое у кого глаза на лоб полезут, если вы не измените подходы в этой части», — добавил белорусский лидер.

Широкий общественный резонанс, продолжил Александр Лукашенко, вызывают факты чрезмерного применения силы и спецсредств в отношении граждан. «Притом используют, особенно это милиции характерно, спецподразделения. В частности, спецподразделение „Алмаз“. Позорят ребят только. Надо обратить внимание на эти спецслужбы. У нас их четыре-пять подразделений. Их надо взять под контроль», — поручил глава государства.

«Это не дело, что врываются — заставляют двухметровых ребят весом 150 кг во всем обмундировании — с палками, боеприпасами и оружием — врываться в дома граждан и издеваться над ними. Смотрите, чтобы сами не попали под этот каток», — сказал глава государства.

Необоснованные дела и заключение под стражу

Президент поднял проблему обоснованности возбуждения уголовных дел и практики избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Есть много фактов, когда уголовные дела впоследствии прекращаются по реабилитирующим основаниям.

«В последнее время наблюдается рост возбужденных уголовных дел по коррупционным преступлениям. При этом одним из характерных негативных проявлений является уголовное преследование лиц по формальным признакам преступного деяния, а в результате — отсутствие состава преступления, либо незначительность последствий его совершения. Не знаю, кому нужны эти дела, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Зачастую возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц приобретает широкую огласку в СМИ, а их последующее прекращение по реабилитирующим основаниям вызывает негативную реакцию населения и является поводом для критики правоохранительных органов и власти в целом».

По-прежнему широко распространена практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В 2017 году из 17,1 тыс. задержанных лиц под стражу было заключено больше 10 тыс. человек. В 2018 году из 16,8 тыс. задержанных в отношении 9,5 тыс. лиц была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. В свою очередь в первом полугодии 2019 года из 8,5 тыс. задержанных под стражу заключено 4,5 тыс. человек.

Нередко Генеральной прокуратурой по ходатайствам следственных подразделений продлевались сроки содержания под стражей свыше 12 месяцев. «При этом необходимость продления этих сроков Генеральной прокуратурой обосновывается большим объемом следственных действий. В то же время имеют место факты ненадлежащей организации проводимых в рамках расследования мероприятий, — рассказал Александр Лукашенко. — Приводимые данные о количестве лиц, заключенных под стражу, в отношении которых впоследствии прекращено предварительное расследование по реабилитирующим основаниям, указывает на недостаточный контроль со стороны правоохранительных органов за обоснованностью применения меры пресечения в виде заключения под стражу».

«Народным языком говоря, посадили человека, в следственном изоляторе бедолага томится. Проходит время, доказательств нет. Человека выпустили. Так, в 2017 году в отношении 31 лица, содержавшегося под стражей, уголовное дело было прекращено по реабилитирующим основаниям. 31 человеку (это то, что мы учли) сломали как минимум судьбу. В 2018 году освобождено из-под стражи 27 таких лиц, — озвучил данные глава государства. — При этом особую озабоченность вызывает продолжительность применения данной меры. В частности, в отношении лиц, по которым впоследствии было прекращено предварительное расследование по реабилитирующим основаниям. Срок заключения под стражу в ряде случаев превышал полгода. Больше полугода человека держали в застенках, не доказали, выпустили. Кто за это ответил?»

Рассказ бывшего следователя о том, как работает правоохранительная система, читайте тут. Все материалы проекта TUT.BY "Если к вам пришли" здесь.

Есть пожелания и в адрес судей: «У нас сложилась такая практика: судье, чтобы принять какое-то решение, нужна куча доказательств и объемов каких-то фактов преступлений. Практика негодная! Достаточно одного-полутора преступлений, чтобы негодяя наказать», — считает Александр Лукашенко.

«Посмотрите, как работают американцы. Я внимательно изучал их опыт и практику. По некоторым вещам нам не надо ориентироваться на них — когда просто прослушивают человека: конкретный факт контакта органа власти с какими-то жуликами и бизнесменами — пошел в тюрьму. Нам не надо следовать этому примеру. Но если положен хоть один факт в доказательство правонарушений, суды должны принимать решение, а не требовать от следователей каких-то дополнительных фактов. Естественно, надо наказывать за конкретное. Не больше и не меньше», — подчеркнул президент.

По данным Генпрокуратуры, принятие судами решений о невиновности нередко связано не с различной оценкой достаточности доказательств органами уголовного преследования и судами, а с процессуальными нарушениями, допущенными органами следствия при сборе и закреплении доказательств, а также во время задержания подозреваемых и обеспечении прав на защиту.

Работа на статистику

Президент подчеркнул недопустимость сохранения палочно-галочных подходов к оценке деятельности органов внутренних дел и следственных подразделений. «Каленым железом следует это выжечь. Словами не поможем. Надо это сделать на основании законодательных актов, ибо они по-прежнему будут ставить палочки-галочки и хвастаться, какие они великие, сколько расследовали уголовных дел», — сказал глава государства.

«Тенденция работы правоохранительных органов на статистику способствует концентрации сотрудников не на обеспечении законности, защите прав и интересов граждан, реагировании на нарушение законов, а на искусственной демонстрации своей работы путем достижения плановых показателей и статистики, — подчеркнул белорусский лидер. — Мы, конечно же, будем обращать внимание на статистику, но надо разбираться, что лежит в ее основе — искусственные показатели или это действительно показатели реальной работы в правоохранительной системе».

Подводя итоги совещания, Александр Лукашенко ориентировал правоохранительные органы на более качественную работу в сфере защиты законных прав граждан. «Вы не только должны быть чистилищем, но и уметь вовремя проинформировать президента с целью защиты людей», — сказал глава государства.

«Исходя из того, что я только обозначил, вы со мной согласитесь, что сегодня не рядовое совещание у президента, и по всем фактам мы должны принять соответствующие решения», — подчеркнул Александр Лукашенко.

-30%
-20%
-30%
-20%
-20%
-50%
-91%
-20%
-10%