Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


фотоВ ПОСЛЕДНЕЕ воскресенье января традиционно отмечался День белорусской науки, который является профессиональным праздником и для ученых Вооруженных Сил.

О ВОЕННОЙ науке в силу специфики отрасли и поставленных перед нею задач говорят не много. Однако, не афишируя своих достижений, исследователи и изобретатели планомерно работают на результат.

Чем занимаются белорусские военные ученые, с кем сотрудничают и каковы их планы на будущее, в эксклюзивном интервью "АиФ" рассказал начальник военно-научного управления Генерального штаба Вооруженных Сил полковник Игорь ИГНАЩЕНКО.

- Игорь Владимирович, с чего ведет свой отсчет белорусская военная наука? Кто стоял у ее истоков?

- Естественно, она возникла не на пустом месте. Представители белорусской военной науки и ее структурных подразделений, как и Вооруженные Силы Беларуси в целом, являются наследниками и продолжателями традиций Краснознаменного Белорусского военного округа (КБВО).

1 июня 1992 года приказом Министерства обороны страны в Главном штабе был создан Центр военных исследований (ЦВИ). Он был образован в результате слияния военно-научной группы оперативного управления и военно-научной библиотеки Главного штаба КБВО. Первоначально ЦВИ состоял из трех групп (реализации военной политики, автоматизации и прогнозирования развития вооружения и военной техники) и военно-научной библиотеки. Первым начальником ЦВИ стал полковник Виктор Воротынцев, который руководил им до февраля 1997 года.

- Какие задачи призвана решать современная военная наука сейчас, в мирное время, когда нет реальной угрозы возникновения войны?

- Тот факт, что сегодня в обществе ощущают отсутствие угрозы возникновения войны, и является главным результатом существования Вооруженных Сил и военной науки как составной части общей системы военной безопасности. Наши исследования в сфере военной науки призваны помочь Вооруженным Силам не допустить такой угрозы в будущем. Поэтому и проводится большое количество фундаментальных и прикладных исследований в области разработки новых и совершенствования существующих форм боевого применения Вооруженных Сил. Этим определяется роль научного сопровождения строительства и развития Вооруженных Сил и практического внедрения результатов научных исследований в повседневную жизнь армии.

Важной составной частью научной деятельности является подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, которые и станут основой для дальнейшего развития проводимых исследований.

- Где готовят военных ученых?

- Подготовка научных и научно-педагогических кадров осуществляется в Военной академии. В учреждении созданы совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора технических наук и два совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук (технических и военных). Для НИИ Вооруженных Сил и военных факультетов создана целевая адъюнктура. Также свой вклад в подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации вносят гражданские высшие учебные заведения республики. Повышают свой научный потенциал наши офицеры и в высших учебных заведениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Планомерная работа в этом направлении позволила в 2005 году увеличить численность научного потенциала Вооруженных Сил на 24 человека (защищены 3 докторские и 21 кандидатская диссертации). В настоящее время в центральном аппарате, научных подразделениях и вузах Вооруженных Сил работают 21 доктор и 235 кандидатов наук.

- С кем сегодня сотрудничают белорусские военные ученые? Или после распада Советского Союза они вынуждены вариться в собственном соку?

- Мы осуществляем военно-научное сотрудничество с рядом стран СНГ. При этом наиболее тесно взаимодействуем с научными организациями и военными учебными заведениями Вооруженных Сил России. Ведутся совместные научно-исследовательские работы, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Российские военные ученые принимают участие в работе совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата военных наук.

Военные ученые Молдовы проявили заинтересованность в сотрудничестве в области подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в Военной академии Беларуси.

Кроме того, ведется проработка нормативной правовой базы по совместной научной деятельности с Украиной военными ведомствами двух стран. Направлены предложения по военно-научному сотрудничеству в Литву.

- Каким образом происходит сотрудничество с Российской Академией военных наук?

- В 2005 году исполнилось десять лет с момента учреждения Академии военных наук Российской Федерации (АВН РФ). Одним из десяти подразделений АВН является созданное в 2001 году по инициативе министра обороны Беларуси генерал-полковника Леонида Мальцева Белорусское региональное отделение АВН.

Организационно отделение состоит из семи секций, которые исследуют следующие проблемы: военная безопасность государства; развитие оперативного искусства, тактика и военная история; развитие вооружения и военной техники; подготовка военных кадров и развитие военной науки; боевое применение ВВС и войск ПВО; развитие оперативного искусства, тактики и строительства пограничных войск; организация медицинского обеспечения войск.

С учетом сложившейся геополитической обстановки и в условиях планомерного строительства и развития Вооруженных Сил Белорусское региональное отделение решает следующие задачи: проведение независимой военно-научной экспертизы в области обеспечения обороны и национальной безопасности как самостоятельно, так и совместно с учеными других отделений АВН; разработка предложений по основным направлениям военно-технической политики; участие в формировании и разработке программ военно-научных исследований по направлениям своей деятельности.

- Разрабатывают ли в белорусской армии свои тренажерные средства?

- Создание различного вида обучающих средств - важнейшее направление снижения затрат на подготовку личного состава Вооруженных Сил. Сформирована программа использования тренажерных средств во время боевой подготовки войск, которая предусматривает как разработку, производство на предприятиях оборонного сектора экономики нашей республики, так и закупку этих средств за рубежом. При создании новых автоматизированных систем управления их необходимым элементом являются тренажеры.

Большое внимание уделяется разработке авиационных тренажеров, которые позволят осуществлять подготовку летчиков по схеме: авиационный тренажер - учебный летательный аппарат - боевой самолет или вертолет. К тому же это не только более дешевый, но и более эффективный способ подготовки летчиков.

Активно ведется разработка белорусскими предприятиями тренажеров для подразделений противовоздушной обороны, Сухопутных войск.

- Каким вам видится будущее белорусской военной науки? Какие задачи поставлены перед ней на ближайшие годы?

- В последние годы идет планомерное развитие военной науки, расширяется число организаций Министерства обороны, занимающихся научной деятельностью. Так, в 2002 году на базе Военно-научного центра Военной академии был создан Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь. В 2003 - научно-исследовательские лаборатории академии объединены в научно-исследовательскую часть. Включились в проведение научной работы и созданные военные факультеты и кафедры учреждений образования страны. В настоящее время имеются 6 факультетов и 5 кафедр. Научный потенциал вышеперечисленных подразделений позволяет проводить исследования от тактического до стратегического уровней, причем с высоким качеством.

В преддверии празднования Дня белорусской науки были подведены итоги научной деятельности в Вооруженных Силах в 2005 году и определены задачи на перспективу. В частности, среди приоритетных направлений исследований - глубокий анализ общих законов развития военных конфликтов, выявление тенденций изменений форм, способов подготовки и ведения боевых действий, средств вооруженного насилия. Уделяется внимание проблемам теории военного искусства, выработке предложений по совершенствованию форм и способов подготовки ВС, ведения боевых действий и их всестороннего обеспечения, внедрения систем и средств автоматизированного управления войсками, теории различных видов (боевого, морально-психологического, тылового и технического) обеспечения. Необходимо далее совершенствовать формы и способы разведки, противодействия высокоточному оружию и радиационной, химической и биологической защиты. Не забывать об актуальных проблемах военной истории и реализации результатов военно-исторических исследований в строительстве, подготовке и применении Вооруженных Сил.

Исследования в этих направлениях позволят более эффективно решать задачи обеспечения боеготовности Вооруженных Сил и военной безопасности государства. Все эти материалы находят свое применение в конкретных мероприятиях строительства Вооруженных Сил при проведении мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Юлия ТЕЛЬТЕВСКАЯ, АиФ