Президент подписал Закон "О безопасности генно-инженерной деятельности". В свое время документ вызвал много споров и опасений. Не случайно депутаты Палаты представителей работали над ним почти три года. Мы попросили одного из разработчиков законопроекта председателя парламентской Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира Здановича рассказать о нем подробнее.

 — По мнению ученых, генетическая инженерия и развиваемые на ее основе биотехнологии открывают новые перспективы в решении глобальных проблем человечества — борьбе с голодом, лечении болезней, защите окружающей среды и т. д. Однако любая технология кроме пользы может при определенных условиях принести и вред. Тот же топор в руках плотника — это орудие созидания, в руках Раскольникова — орудие убийства. Биотехнологии не являются исключением и потенциально способны иметь негативные стороны.

Поэтому сегодня любая страна должна иметь законодательство по биобезопасности. До тех пор, пока последствия генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды досконально не изучены, ее необходимо регулировать на государственном уровне.

Исходя из этого и был разработан проект закона.

Напомню, что согласно постановлению Совета Министров от 5.06.2002 г. № 734 определены ответственные за выполнение Картахенского протокола по биобезопасности: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды — в части функций, связанных с высвобождением живых измененных организмов в окружающую среду; Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство здравоохранения — в части функций, связанных с использованием живых измененных организмов в хозяйственной деятельности. Они же должны проводить соответствующие мероприятия по обеспечению безопасности.

Работа в области генно-инженерной деятельности организуется не на пустом месте. Есть соответствующие лаборатории в Минздраве, НАН, БГУ, оснащенные необходимым оборудованием и методиками для проведения исследований.

Принятый документ содержит систему мер, включающую выдачу государственными органами разрешений на ввоз, вывоз или транзит условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, а также разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний; аккредитацию замкнутой системы для осуществления работ второго, третьего и четвертого уровней риска; государственную регистрацию сортов таких растений и пород животных и штаммов, которая является основанием для их использования в хозяйственной деятельности; госэкспертизу безопасности, а также государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль. В законопроекте четко обозначено, что генно-инженерная деятельность второго, третьего и четвертого уровней риска осуществляется исключительно государственными юридическими лицами.

Почему физические лица исключены из числа субъектов правоотношений в области безопасности генно-инженерной деятельности? Я уже говорил о том, что до тех пор, пока не будет изучено возможное влияние таких технологий на человека и экологию, эта сфера должна регулироваться государством. А контролировать в этой области физических лиц — в отличие от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — практически невозможно. Поэтому согласно ст.13 Конституции и в соответствии с принципом предосторожности физические лица ограничены в правах по осуществлению генно-инженерной деятельности. Кстати, индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять генно-инженерную деятельность только первого уровня риска.

Но чаще всего нам задают такой вопрос: "Почему законопроект не содержит прямого запрета на клонирование человека?" Дело в том, что отношения, связанные с применением генетической инженерии к человеку, его органам и тканям, обращением с фармацевтическими препаратами, относятся к сфере иного законодательства — о здравоохранении. Там же предусматриваются соответствующие механизмы защиты государственных и общественных интересов при применении новых методов лечения и фармацевтических препаратов. В частности, механизм защиты интересов человека при проведении клинических и медико-биологических исследований на человеке представлен в ст.31 Закона "О здравоохранении".

Что же касается генетически модифицированных продуктов и продовольственного сырья, то существует законодательство о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Специфика использования гм-сырья и пищевых продуктов касается их маркировки (защита прав потребителя на получение информации о продукте), а также порядка их гигиенической регистрации и сертификации.

Таким образом, основное назначение закона — контроль за данной областью деятельности и возможность для наших ученых открыто работать над созданием высокопродуктивных сортов растений и пород животных.
-10%
-30%
-15%
-20%
-80%
-10%
-20%
-80%
-20%
0066814