/

30 лет назад, в сентябре 1989 года, в британском Саутгемптоне стартовала пятая кругосветная гонка Whitbread Round the World Race. На старт вышла советская команда Fazisi на построенной специально для этой регаты уникальной одноименной яхте. В нее не то что не верили — откровенно смеялись: букмекеры принимали ставки на то, что она хотя бы просто придет к финишу… Сегодня той самой нестандартной «Фазиси» уже 30 лет — и она до сих пор на воде. TUT.BY рассказывает историю уникального судна и ее не менее уникального «смотрителя» — гродненца Юрия Равлушко, который живет в США и пытается в очередной раз спасти невезучее судно.

Фото: из личного архива героя материала
Фото: из личного архива героя материала

Юрий 20 лет назад эмигрировал в США. Создатель первого гродненского яхт-клуба «Капитан», тренер, среди воспитанников которого есть олимпийские чемпионы, он и на другом конце океана не забросил яхтенный спорт. И хоть его работа не связана с морской стихией (мужчина занимается автоперевозками), он до сих пор участвует в регатах. И «Фазиси» тоже.

Все эти годы советская яхта участвовала в гонках, два раза попадала в сильные штормы, разбивалась — и, казалось, больше никогда не будет спущена на воду. Но благодаря Юрию и еще нескольким энтузиастам она продолжает жить.

Фото: из личного архива героя материала
Фото: из личного архива героя материала

На регату «Фазиси» попала благодаря Pink Floyd

Вернемся в 80-е. Пока в одном небольшом грузинском городе строилась уникальная яхта, в маленьких Озерах, что около Гродно, создавалась первая яхтенная школа в регионе. Тогда Юрий, конечно, и не подозревал, что через 30 лет его жизнь будет тесно связана с «Фазиси».

Появление первой сверхбольшой советской яхты тогда можно было отчасти сравнить со строительством первого космического корабля: непонятно, сложно, но престижно. И даже в самом Союзе в судно не верили и даже хотели запретить идти на регате под советским флагом! Вот что писала тогда газета «Известия»: «„Фазиси“ и ее экипажу отказывают в надежности и доверии. Председатель технической комиссии Федерации парусного спорта А. Кондаков, например, теперь заявляет: проект яхты не утвержден возглавляемой им комиссией. Яхта, оказывается, не зарегистрирована ни в одном из советских реестров. <…> И уж совсем удивляет постановка вопроса Госкомспортом СССР о праве несения яхтой советского флага. И все это лишь на одном основании — участие яхты в „Уитбрэде“ не оговорено с этим ведомством».

Дело в том, что до «Фазиси» в СССР не было ни одной яхты подобного класса, да что там — конструкторы даже не видели мировых аналогов, они просто придумали яхту «из ничего» и… построили ее. Получилась совершенно нетипичная алюминиевая лодка с нестандартным килем, узкой кормой и малым водоизмещением. Конструировали в Ленинграде, строили в грузинском Поти. А потом нужно было как-то доставить ее в Англию.

По воспоминаниям дизайнера лодки Владислава Мурникова, «Фазиси» могла и не попасть в Лондон, откуда стартовала регата: как ее везти, было совершенно непонятно. Но как раз в это время в СССР первый раз приехала группа Pink Floyd. Все инструменты, технику и оборудование для лазерного шоу в страну привез сверхтяжелый самолет Ан-124. Создателям яхты удалось договориться, чтобы «Фазиси» переправили на нем в Лондон. Оказалось, что сечение грузового люка было всего на 10 сантиметров шире яхты.

Фото: из личного архива героя материала
Фото: из личного архива героя материала

А дальше началось странное.

— Во время одного из этапов регаты, после финиша в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), тогдашний капитан Алексей Грищенко исчез. Через несколько дней его обнаружили повешенным на дереве в одном из местных парков. Одна из версий — самоубийство. Командование яхтой принял известный американский яхтсмен Скип Новак, — рассказывает Юрий.

И советские парни, в первый раз увидевшие океан, под руководством Новака сотворили сенсацию: не только дошли до финиша, но и стали 11-ми, уступив лишь экипажам с миллионными бюджетами, огромным опытом и подготовкой. А Скип через год написал о них книгу «Совместная гонка на яхте „Фазиси“: идем под парусом с Советами на регате Whitbread Round the World Race».

Потом, уже после развала Советского Союза, яхта стала эксплуатироваться ассоциацией польских яхтсменов Северной Америки и Канады (PYANA).

Фото: из личного архива героя материала
«Фазиси» в Польше, 2006 год. Фото: из личного архива героя материала

«Мы далеки от Родины, но я позабочусь о тебе»

В 2013 году к команде легендарной советской яхты присоединился и Юрий, который какое-то время был помощником капитана судна.

— Тогда вместе с командой ремонтировали и готовили яхту к очередной регате. Я тогда даже говорил ей: «Мы далеки от Родины, но я позабочусь о тебе» — и потом прошел на ней более тысячи морских миль, — вспоминает Юрий.

Два раза судно попадало в сильные штормы. В 2015 году оно угодило в эпицентр непогоды в районе Бермудского треугольника и было сильно повреждено. В этой точке пути Юрия и «Фазиси» разошлись: яхту отремонтировали, и она снова вышла в океан, а мужчина переехал в Чикаго.

Фото: из личного архива героя материала
Юрий на «Фазиси». Фото: из личного архива героя материала

В 2017 году судну снова не повезло — его очень сильно повредил ураган «Ирма». Яхту выбросило на берег острова Кей-Уэст в архипелаге Флорида-Кис, и там она какое-то время лежала без присмотра.

— Конечно, яхта стала легкой добычей вандалов. Узнав, что она, бесхозная, лежит на берегу, я полетел на Кей-Уэст. Летел, чтобы попрощаться, если честно, — вспоминает Юрий. — Оказалось, что местные власти уже приняли решение об уничтожении яхты, которая тогда оказалась никому не нужной.

Фото: из личного архива героя материала
После урагана. Фото: из личного архива героя материала

Но спокойно смотреть, как легендарную «Фазиси» увозят на свалку, Юрий не смог и начал переговоры с береговой охраной, Комитетом по охране окружающей среды Флориды, а также представителями предыдущего владельца.

— Вести переговоры было трудно. Да и мысли выкупить лодку были спонтанными. Я в последний момент принял чисто эмоциональное решение спасти ее — просто не мог допустить, чтобы известная во всем мире яхта, ставшая единственным достижением Советского Союза в океанских парусных соревнованиях самого высокого уровня, бесследно пропала, — говорит Юрий.

Лодку он выкупил.

А потом настало время возрождения легендарной яхты. К делу подключились главный дизайнер лодки Влад Мурников, парусная команда Inter-Pro Sailing Team, членом которой является Юрий, компания PYANA и Скип Новак, который поговаривает о том, что на «Фазиси» можно устроить еще одну кругосветку с Федором Конюховым, — однако реально Юрий занимается восстановлением «Фазиси» практически в одиночку. Мужчина кинул клич в интернете и даже начал сбор денег на ремонт судна, но на краудфандинговой площадке он собрал всего 5 тысяч долларов — а для окончательного преображения нужно еще как минимум 150 тысяч. В таком случае яхту в отреставрированном виде можно будет поставить в каком-нибудь музее.

А вот если вложить примерно 800 тысяч долларов — и это, конечно, невероятные для Юрия деньги! — то она снова станет полноценной гоночной яхтой. Но финансов нет.

Фото: из личного архива героя материала
Фото: из личного архива героя материала
Фото: из личного архива героя материала
Фото: из личного архива героя материала

— Был сделан капитальный ремонт. Но нет дорогостоящего навигационного оборудования, паруса, бегучего такелажа — с лодки же было все украдено. Уже год я пробую найти ей состоятельных владельцев или спонсоров, но пока безуспешно. «Фазиси» интересовалось много людей — но дальше разговора дело не идет, к сожалению.

…Несколько месяцев назад лодка впервые за последнее время смогла выйти в море. Пока только на четыре часа.

— Она как живой организм после долгих месяцев реабилитации, поэтому море ей пока надо в терапевтических дозах, — говорит Юрий.

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива героя материала
-50%
-20%
-15%
-20%
-10%
-14%
-15%
-15%
-10%
-45%
0066814