/ фото: Александр Лычавко,

В центре Минска, прямо за костелом Святого Роха (недалеко от площади Победы) уже с полгода стоит ретротехника. Немецкий грузовик «Опель Блиц», советская карета скорой помощи и даже автобус «Икарус» — за просмотр старых автомобилей с прохожих денег не берут. Кто сюда пригнал эти машины и зачем?

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Будущий музей транспорта

— Для большинства это рухлядь, ценителей — единицы, — говорит Василий Терешко, один из владельцев автопарка, который расположился на холме за костелом Святого Роха.

Место здесь удобное. С одной стороны — центр, с другой — огороженная территория, сторож и естественная возвышенность скрывают старую технику от слишком большого любопытства минчан.

Василий Терешко в среде любителей ретроавтомобилей — известный человек: двадцать лет назад, в конце 1990-х, вместе с приятелями организовал общество защиты памятников техники и транспорта «Наша Победа». «Победа» — это потому что уже тогда у минчанина была старая машина этой марки.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Минчанин Василий Терешко уже 20 лет собирает старые автомобили, восстанавливает их и даже снимает в кино

С тех пор члены общества собирают старые авто. Их, а еще мотоциклов и автобусов накопилось уже больше пятидесяти. Многое разбросано по частным гаражам, значительная часть находится в Музее городского пассажирского транспорта при «Минсктрансе» (проспект Партизанский, 6). А теперь еще и здесь новое место — на Золотой Горке.

— Территорию возле костела будут приводить в порядок, реконструировать, — рассказывает Василий Терешко. — Нас, прихожан, спросили, какие есть идеи по благоустройству. Я предложил сделать здесь музей транспорта — места хватает. Рассчитываем, что все получится.

Собеседник надеется, что со временем удастся сделать павильон, чтобы машины не стояли просто под открытым небом.

Некоторые автомобили из коллекции сюда привезли еще в августе 2018 года, когда при костеле был праздник. На земле бывшего Золотогорского кладбища, которая отошла храму в 2017 году, также хотят создать дендропарк.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Карета скорой помощи из Ошмян и автобус «Кубань» из Столина

— Вот этот старый автобус бело-синей расцветки — ПАЗ-651 1956 года выпуска, — проводит экскурсию Василий Терешко. — Он принадлежит члену нашего общества, нашли в Ошмянах при городской больнице еще в начале двухтысячных. Купили за 700 рублей в пересчете на теперешние деньги, хоть продавцы за него хотели в два раза больше.

Среди экспонатов есть и автобус «Кубань», который до приезда в Минск использовался в пожарной части Столина. Здесь же — необычная «Волга» (ГАЗ-24−03), которая работала каретой скорой помощи.

— Эта «Волга» была немножко разбита, но мы ее починили — отреставрировали. Все машины на ходу. Кроме тех, которые сейчас в гаражах восстанавливают.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
«Икарус» и ПАЗ-651
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
ГАЗ-24−03
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
«Кубань»
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
«Опель Блиц». Здесь же, в гараже, стоит «Опель — супер 6» 1936 года выпуска, снявшийся во многих фильмах

Многие автомобили не раз снимались в кино — Василий Терешко больше 12 лет работает специалистом по реквизиту на «Беларусьфильме».

— Когда было столетие милиции, для фильма «Следы на воде» у нас на съемки брали мотоцикл и ГАЗ-АА, «полуторку», а еще «Опель Капитан». А бывает, что некоторые автомобили сами создаем. Для фильма «Днепровский рубеж» нужен был броневичок БА-20 — мы с товарищами сделали его за полтора месяца просто в гараже. Когда вот так делаем машину — это творческий процесс. Еще для фильма «Брестская крепость» делали «полуторку», чтобы потом ее в кадре взорвали — настоящую машину было жаль. Помню, москвичи сказали, что из всех машин, которые они видели, наша — идеальная.

Василий Терешко добавляет, что иногда в руки приходят совсем уникальные экспонаты.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

— В нашем обществе есть первый белорусский мотоцикл, правда, он сейчас стоит в Музее городского транспорта. Нет, не «Минск», как все думают, а «Неман». Его производили в Гродно до 1939 года, он еще довоенный. Когда этот мотоцикл появился, я все не мог понять, что ж это за модель, а потом разобрались.

Любитель ретротехники сокрушается: искать по Беларуси ее непросто. В советские годы в Беларусь приезжали скупать старые автомобили прибалты, теперь за ними едут россияне.

Бабушкин водитель давал порулить

— Первой моей машиной был «ЖУК» (грузовик «ЖУК» тоже есть на выставке. — Прим. TUT.BY), купил в Польше в 1992 году. Мне нравился этот грузовичок. А в 1994 году приобрел для жены «Победу», красную. Катался на этих машинах по России, Польше.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

«Победа» — по сей день любимая машина Василия Терешко. Может быть, этот факт объясняют детские воспоминания. Бабушкой Василия была известный офтальмолог Татьяна Бирич.

— Бабушку возили на «Победе», когда мне было шесть лет, шофер дал порулить, — вспоминает Василий Терешко. — И еще одна автомобильная история была связана с бабушкой. Когда я в 1992 году купил этот польский «ЖУК», то приехал радостный, ей рассказываю. А она в ответ говорит, что у нее во время войны был грузовик — «Опель», «полуторка». Я удивился: как?! Где эта машина? Оказалось, что в Саратовском эвакогоспитале, где бабушка была в войну, один военачальник за спасение зрения подарил ей трофейную машину. Почему она не оставила ее себе? Да она даже от дачи на Минском море отказалась, когда ей выделили. Говорила: «Это буржуазный пережиток, не надо!».

Что до любви к ремонту техники — он у Василия Терешко тоже из детства.

— Когда мне было семь лет, родители сэкономили и отдали мне мамин велосипед — дамский, «Рига-20», его нужно было часто ремонтировать. Так что годам к 12−13 я уже так хорошо разбирался в велосипедах, что всем на даче их чинил.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

{banner_819}{banner_825}
-10%
-30%
-10%
-50%
-50%
-50%
-10%
-30%