/

После обеда 13 февраля суд продолжил допрос свидетелей про делу Марины Золотовой, к трибуне подошел председатель «Белтелерадиокомпании» Иван Эйсмонт.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В первой половине дня в суде выступил главред СБ Дмитрий Жук, который 15 лет возглавлял БЕЛТА. Он рассказал, что журналистов «СБ» и «Рэспублiкi» «выбрасывало» из подписки БЕЛТА, у них были проблемы с доступом. Также руководитель госСМИ считает, что если бы не было сбоев в работе подписки БЕЛТА, посещаемость сайта «СБ» могла бы быть выше. По его словам, с TUT.BY у БЕЛТА были партнерские отношения, которые потом стали сходить на нет. Марина Золотова в суде категорически отрицает, что обсуждала с Жуком подписку на БЕЛТА. А гендиректор TUT.BY Людмила Чекина опубликовала большой пост в Facebook, где поясняет, кто, кому и за что должен был платить. Речь идет о гражданском иске «СБ. Беларусь сегодня» ко всем обвиняемым, у которых были «заходы» с паролями «СБ. Беларусь сегодня».

Во время допроса Иван Эйсмонт не раз повторяет, что информация у БЕЛТА точная и проверенная, и «стоит денег». О «деле БЕЛТА» Эйсмонт узнал из СМИ.

— Гораздо позже был вызван на допрос в СК и узнал, что пароль «Белтелерадиокомпании» был использован сотрудницей TUT.BY, не помню ее фамилию, — рассказывает свидетель.

Тут надо отметить, что в «деле БЕЛТА» не было фигуранта — сотрудника TUT.BY, который бы пользовался паролем «Белтелерадиокомпании».

По словам Эйсмонта, у «Белтелерадиокомпании» была платная подписка на БЕЛТА, в основном ею пользовалась новостная служба. Среди преимуществ такой подписки он называет возможность следить за важным и актуальным в режиме стенограммы.

— Если мы отсняли и уехали, то они (журналисты БЕЛТА. — Прим. ред.) работают до конца. У них находишь информацию, которую ты не слышал, — заявил он.

По словам Ивана Эйсмонта, разница между появлением новости в платной подписке и на сайте составляет 10−15 минут.

— Здесь все в одном месте, все самое интересное, — добавляет свидетель.

По его мнению, если новость из закрытой подписки появилась раньше, чем на сайте, не составляет «большого ума», чтобы понять, кто взял.

При этом, напомним, на TUT.BY новости не выходили раньше, чем публиковались в открытом доступе.

— У нас тоже есть сайт, даже 10 минут важны, и это подтвердит любой журналист. (…) Если ты зарабатываешь на этом деньги, то тебе важно выдать ее первым, — рассказывает Иван Эйсмонт. — Потом ты с этими цифрами идешь к рекламодателям, их интересуют рейтинги. (…) Все хотят доказать, что нас много смотрят, нас много читают.

Свидетель еще раз повторяет, что 10 минут — это огромное преимущество, и оно стоит денег.

О последствиях одного сбоя Эйсмонт говорит так:

— Для нас любой сбой — ЧП. Не сказать чтобы мы остановились.

Особенно для сотрудников «Белтелерадиокомпании» важно следить за платной лентой, когда идет большое мероприятие, например, пресс-конференция, потому что там все «проверено, систематизировано». И такая работа журналистов, по словам Эйсмонта, «стоит денег».

— Какой портал будет отправлять условно в Ганцевичский район за премьер-министром журналиста? Это стоит денег, — говорит свидетель. — (…) Не думаю, что единичный заход причинил большой вред. Но мое мнение: это не очень красивая история. И мы не давали такого права. Я говорю о моральной стороне.

Сейчас пароли от БЕЛТА выдаются сотруднику в конверте и под подпись.

На предложение прокомментировать показания свидетеля Марина Золотова ответила: его личный опыт имеет мало отношения к этому делу.

— Имеет СМИ подписку на БЕЛТА или нет, на рейтинг это не влияет. У БЕЛТА 36 подписчиков, — напоминает главный редактор TUT.BY. — Мы практически отказались от БЕЛТА, и на рейтинге это не отразилось, посещаемость сайта растет.

Гендиректор БелКП-ПРЕСС: сбоев в работе с подпиской не было

Другому свидетелю, генеральному директору ЗАО БелКП-ПРЕСС (издатель газеты «„Комсомольская правда“ в Белоруссии») Наталье Галезник прокурор Юлия Харчейкина задала вопрос: «Какие последствия были для издания?»

— Допросы и вызов в суд, — говорит Наталья Галезник. — Никакого урона нашей компании не нанесено.

Она вспоминает: никаких сбоев в работе с платной подпиской БЕЛТА не было. Лишь однажды летом 2018 года журналисты не смогли сразу зайти на БЕЛТА. Оказалось, агентство изменило пароль, а «Комсомолка» не сразу об этом узнала.

Профессор: «Наличие пароля — слабость защиты»

Следующий свидетель — Тимофей Борботько, заведующий кафедрой защиты информации, доктор технических наук, профессор БГУИР. Объясняя понятия «логин» и «пароль», свидетель стал говорить так, что прокурор попросил не говорить «языком диссертации».

По мнению специалиста, если третье лицо воспользовалось чужим паролем, это уже несанкционированный доступ.

— Ничего не взламывалось, — отмечает прокурор.

— Этот вариант касается уязвимости, сам факт наличия пароля — это уже слабость защиты. Смысл защиты заключается в определенной проверке пользователей, — говорит свидетель Борботько.

Как рассказывает Борботько, система защиты должна быть настроена так, чтобы уникальный пароль мог использовать только один человек. Ранее в суде звучало: БЕЛТА выдавала один пароль юридическому лицу и им пользовались сразу несколько человек. Только недавно этот принцип изменили, стали выдавать по 6−7 паролей.

— Может ли введение пароля, который не подбирался, а был законным, не отзывался и не блокировался владельцем, третьим лицом привести к сбою системы? - спрашивает адвокат главного редактора TUT.BY Марина Воробьева.

— Скорее всего, нет, - отвечает специалист из БГУИР.

— А если при этом количество пользователей резко увеличивалось? - уточняет гособвинитель.

— Тут достаточно сложно сказать как отреагирует система. Все будет зависеть от того, насколько корректно настроена система защиты. Я не знаю, как она была настроена в этом случае, - отмечает Тимофей Борботько.

7 августа мировые СМИ облетела новость о том, что Марина Золотова была задержана вместе с другими журналистами. Их подозревали в просмотре заметок государственного информагентства БЕЛТА по закрытой платной подписке. Двое суток главред провела в изоляторе временного содержания на Окрестина. Журналистов и редакции поддержали Евросоюз, Совет Европы, США, а также международные правозащитные организации.

Первоначально главреда TUT.BY подозревали сразу по двум статьям Уголовного кодекса — ч. 2 ст. 349 (Несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенный из иной личной заинтересованности, повлекший причинение существенного вреда) и ч. 2 ст. 425 УК (Бездействие должностного лица). Но обвинение было предъявлено по последней. Она единственная из 15 журналистов и редакторов нескольких СМИ, проходивших по делу, чье дело дошло до суда и в отношении кого следствие не прекратило уголовное преследование. Дважды главному редактору портала TUT.BY было отказано в удовлетворении соответствующего ходатайства согласно 86-й статье УК. И уголовное дело в отношении Марины Золотовой Генеральная прокуратура направила в суд.

12 февраля начинается суд над Мариной Золотовой. Вспоминаем, как развивалось «дело БЕЛТА»

Этот процесс можно назвать уникальным: впервые в истории современной Беларуси судят главного редактора СМИ по обвинению в преступлении, связанном с профессиональной деятельностью. Судья по «делу БЕЛТА» — Александр Петраш.

Напомним, 7 августа в офисах компаний TUT.BY и БелаПАН прошли обыски и задержания. Были задержаны главный редактор TUT.BY Марина Золотова, редакторы портала Анна Калтыгина, Галина Уласик и Анна Ермаченок, главный редактор БелаПАН Ирина Левшина и международный обозреватель информагентства Татьяна Коровенкова, собкор «Немецкой волны» Павел Быковский и редактор интернет-сайта газеты «Белорусы и рынок» Алексей Жуков. Все они провели по несколько суток в изоляторе временного содержания на Окрестина. А в конце ноября 2018 года были освобождены от уголовной ответственности с привлечением к административной. Кроме штрафов, журналисты возместили предъявленный ущерб. Суммы разные — от 3 до 17 тысяч рублей.

Twitter-трансляция из зала суда:

{banner_819}{banner_825}
-20%
-70%
-28%
-30%
-20%
-50%