Поддержать TUT.BY
65 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  2. Цепи солидарности, около 100 задержанных. Что происходило в Беларуси 23 января
  3. Умер Ларри Кинг
  4. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  5. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  6. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  7. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  8. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  9. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  10. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  11. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  12. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  13. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  14. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Столичная милиция сообщила о 100 задержанных
  15. В Борисове горел дом: погибли четыре человека
  16. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  17. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  18. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  19. Пробовала даже кодироваться от еды. Опыт Елены, которая сбросила 21 кг за 8 месяцев
  20. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  21. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  22. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  23. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  24. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  25. В Беларуси с начала пандемии — 235 859 человек с COVID-19. Сколько новых случаев обнаружили за сутки
  26. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  27. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  28. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  29. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  30. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости


Наталья Поспелова специально для TUT.BY

В понедельник подросток убил педагога и ровесника в Минской области. Можно удариться в конспирологию, а можно привычно обвинять социальные институты и линчевать систему образования за то, что в «тихом, спокойном, беспроблемном десятикласснике» не увидела того, кого вполне можно было увидеть… Специалист по семейному неблагополучию Наталья Поспелова о том, как поговорить с детьми после трагедии в Столбцах.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Наталья Поспелова. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание.

E-mail автора: nastapos@mail.ru.

Взрослые прекрасно понимают, что по следам трагедии обществу не будет предоставлена экспертная, профессиональная и компетентная оценка шокирующих событий и причин, к ним приведших. Вывод этот напрашивается сам собой: ведь и раньше, когда многие ходили как оглушенные подобными случаями — достаточно вспомнить трагедию в ТЦ «Европа», нападение старшеклассника на педагога в гимназии — никто из должностных лиц ведомств, ответственных за благополучие детей, не посчитал необходимым дать общественности какие-то пояснения.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Отсутствие понятной информации усиливает нашу тревогу за детей. Всех нас, ответственных взрослых, ждет болезненное осмысление произошедшего. Что не предприняли и куда недоглядели должностные лица — следствие покажет, как говорится. А вот что мы с вами не сделали, чтобы трагедии с участием детей не повторялись?

Главный вывод, который напрашивается по горячим следам трагедии, можно сформулировать так. Нам, взрослым, нельзя быть невнимательными и равнодушными. Иначе мы будем не замечать опасных и необратимых изменений в способностях подростка справляться с жизнью. И эта невнимательность и равнодушие будут дорого обходиться всем нам.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Многие родители этот вывод, на самом деле, сами сформулировали. И в ближайшие дни многие из нас попытаются поговорить со своими детьми о том, что произошло. Рекомендаций для родителей о том, как говорить с детьми на подобные темы, на сайтах отечественных учреждений образования и органов управления образования обнаружить не удастся.

Этот пробел попробуем преодолеть вместе. Итак, о чем нам с вами, родители, надо помнить и знать, о чем можно поговорить с детьми и что можно сделать.

Для начала задумаемся над тем, что любой стресс и внутреннюю боль лучше переживать деятельностно. Не нужно ждать: призывы сдать кровь прооперированным подросткам не последуют. Если что — «у-нас-все-учреждения-здравоохранения-обеспечены-всем-необходимым». Никто в этом не сомневается, в самом деле. Но кровь вообще-то никогда не помешает (спросите у специалистов), а если ваши дети будут знать, что вы решили сдать кровь в знак своей родительской сопричастности к столбцовской трагедии — ваши рейтинги в глазах ваших же детей возрастут. И обществу хорошо, и детям понятна ваша родительская позиция.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Если идея с донорством не находит у вас отклика или имеются ограничения к реализации столь смелой задумки, — направьте свои усилия в другое русло. Предложите в ближайший социально-педагогический или территориальный центр обслуживания населения пару пачек бумаги (желательно цветной), помогите распечатать и разнести по подъездам близлежащих домов листовки с призывами обращаться, если есть сомнения в благополучии детей, живущих поблизости. Иногда люди просто не знают, что есть службы, обязанные проверить каждый тревожный сигнал о детях.

Если и это для вас нереально, просто посмотрите вебинар по интернету на тему «как говорить с детьми о…». Пусть ваши дети знают, что вы волнуетесь о них и других детях, сопереживаете другим родителям и прилагаете усилия, чтобы повысить свою родительскую компетентность.

Можно вспомнить «матчасть» и еще раз поразмышлять о том, что подростковый возраст — это возраст опасного поведения. Опасное поведение нужно ребенку, чтобы пережить кризис идентичности, т.е. стать непохожим на своих родителей, и психологически, и физически оторваться, уйти из семьи.

Родители ведут себя примерно и добропорядочно — я буду полностью отличаться от них. Взрослые говорят, что так себя нельзя вести — а я буду, я — не они, я — отдельный. И я сам буду распоряжаться своей жизнью. Примерно такой  месседж несет в себе опасное поведение. Часто мы слышим: «Надо же! Парень из обычной (хорошей, приличной, порядочной) семьи, а такое вытворил!» Примитивным является подход, когда опасное поведение подростков напрямую связывают с махровым и явным семейным неблагополучием или «ненадлежащей воспитательной и идеологической работой в детском коллективе».

Но не ругайте и кризис идентичности: он, на самом деле, очень нужен и природосообразен. Если бы наши дети не противопоставляли себя нам, то не могли бы открепиться от нас по завершении программы привязанности. А это чревато всякими негативами: инцест и тому подобное. Другое дело, что психологическое открепление и психологическая независимость, которые демонстрируют наши подростки в 14−16 лет (а то и раньше), совершенно не совпадают с приобретением юридической дееспособности (18 лет) и финансовой независимости (20−22+). Но, согласитесь, эти вещи — порождение социума, а не природы. В природе подростки покидают семью и уходят в мир, чтобы искать себе пару и создавать собственную семью. Посмотрите хоть на тех же высших млекопитающих, что ли…

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Вернемся к реалиям опасного поведения. Сегодня педагоги и психологи в разных странах мира (а проблема столь дерзких нападений подростков на взрослых и сверстников волнует специалистов и родителей практически повсеместно) наперебой дают советы о том, как распознать признаки опасного поведения и как ему противостоять. Многие советы носят неконгруэнтный задачам и возможностям семейного воспитания подростков характер.

Чего стоит, к примеру, совет «запретить или установить тотальный контроль за общением подростка в интернете, поскольку вся эта гадость — агрессия, хамство и неуважение — именно из Сети». Во-первых, технически сделать это практически невозможно (если твои аккаунты под контролем, есть гаджеты у закадычного друга), а во-вторых, если родитель свой тотальный контроль захочет сделать тайным и засыплется (это более чем реально, поскольку интернет-грамотность наших подростков на порядок выше нашей собственной), актуальным станет вопрос семейного доверия. Запреты и недоверие — неподходящая платформа для воспитания подростков.

Я бы предложила вслед за многими представителями гуманной педагогики способствовать выработке у ребенка критического мышления. Учите ребенка распознавать разводы и манипуляции в интернете и в жизни, учите способам противостояния хамству, цинизму, агрессии в реале и виртуале. Показывайте, что можно думать и относиться ко всему с разных позиций и по-разному. Рассказывайте о своем подростковом возрасте, прикалывайтесь и стебитесь над собой, в конце концов. Но на это нужно время, которого у многих просто нет, нужна вовлеченность в своего ребенка, а у некоторых нет модели родительской вовлеченности в собственном детском опыте. Не тупик: всегда можно начать работать над собой в этом направлении.

Вернемся к подросткам. Вообще в их возрасте с критичностью происходят интересные метаморфозы. Подросток очень критичен к взрослым (родителям, педагогам), но совершенно не критичен к себе и близким по возрасту. Все, кто старше, — полный отстой. Ну а сверстники — в авторитете. Советы взрослых можно игнорировать, их позицию нужно ставить под сомнение и активно подрывать (спасибо кризису идентичности!), зато мнению ровесников можно доверять безоглядно и практически слепо следовать. Поговорите со своими подростками на этот счет. Расскажите, как вас в свое время уберег от дурного поступка или его страшных последствий совет мамы или отца, вспомните, как вы протестовали против требований ваших родителей, а теперь убедились в их правильности.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

При этом не забывайте: подростки прошлого века (мы) и подростки сейчас (наши дети) — как говорится, две большие разницы. Меняйте подходы и ломайте стереотипы: не только делитесь своим бесценным опытом и мнением, но и умейте слушать своих детей. Опытные родители свидетельствуют: начнешь слушать — ребенок расскажет именно для того, чтобы узнать твое мнение. Такая вот интересная зависимость.

Еще одной особенностью подросткового возраста является факт, что наши подростки совершенно не уверены в том, что они нам дороги. Слушая от нас постоянные нотации, «воспитательные моменты» и критику, подростки укрепляются во мнении, что они для нас «плохие дети», «не те дети». А когда ты думаешь, что не дорог, не нужен — можно пойти на отчаянный шаг. Тебя никому не жалко, даже самым близким…

Используйте этот трагедийный повод как урок. Еще раз скажите своему ребенку, как он вам дорог и как вам больно от произошедшего. Постарайтесь обнять (мысленно — если брыкается) и скажите, что очень сопереживаете родителям и детям, которые оказались участниками событий последних дней. Это огромное испытание, и мы должны быть вместе с нашими детьми, чтобы его пережить, переосмыслить и сделать все, чтобы не допустить в будущем. Не забывайте, что взрослый — тот, кто может объяснить, не обвиняя и не противопоставляя, кто может испытывать сложные и тяжелые чувства, но при этом не разрушаться.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Конечно, всем бы нам было полезным знать и понимать, что на самом деле происходит в подобных случаях. Но по большому счету, отсутствие ответа на вопрос «кто виноват?» совершенно не лишает возможности ответить на вопрос «что делать?» с использованием родительских возможностей каждого из нас.

Сил всем нам и поддержки тем, кто потерял своих близких.

-50%
-5%
-10%
-28%
-25%
-19%
-25%
-10%
-50%
-30%