Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Наконец-то белорусские предприниматели, похоже, вздохнут с облегчением. Декрет президента РБ от 17 мая 2001 года N12 "О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью" для многих стал приятным сюрпризом. Сами посудите, сколько преимуществ дает введение единого налога!

Во-первых, упрощается порядок ведения учета предпринимательской деятельности, что неизбежно повлечет за собой уменьшение затрат -- и материальных, и временных. Сдал себе раз в год отчет о размере полученной выручки -- и никаких тебе повседневных бумажных хлопот, бухгалтерских изощрений и беготни по кабинетам налоговых органов с регулярными коньяками-шоколадками для "нужных" людей.

Во-вторых, предпринимателям, наконец, можно будет забыть о "принудиловке" с отрывными талонами и кассовыми суммирующими аппаратами, обслуживание которых тоже влетает в копеечку. При этом, заметьте, права потребителя не будут ущемлены -- предприниматели по-прежнему обязаны (правда, только по требованию) выдать документ, подтверждающий приобретение у них товара (или выполнение работы, оказание услуги).

В-третьих, индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, вправе хранить реализуемые в пунктах продажи товары без документов, подтверждающих их приобретение (поступление).

В-четвертых, с введением единого налога отпадает надобность в ухищрениях, к которым "чэпэшники" сегодня вынуждены прибегать, дабы занижать товарооборот и фактически полученные доходы. Ведь теперь предприниматель, занимающийся одним из упомянутых в Декрете видом деятельности, вовсе не обязан включать эти свои доходы в декларацию о совокупном годовом доходе!

А финансовые санкции и административные штрафы со стороны налоговых и прочих органов, контролирующих порядок приема наличных денежных средств? Они предпринимателям теперь тоже не страшны! Кроме того, автоматически отпадет необходимость в многотысячной армии разного рода проверяющих, порой уж больно падких на всевозможные подношения. Куда их определят? Одно из двух: либо сократят (переведут), либо... Либо они с еще большим рвением примутся за частные магазины (с государственных, понятное дело, что возьмешь?).

Отмена таможенного оформления товаров, ввозимых из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в России (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), что также предусмотрено в Декрете N12, -- еще один повод порадоваться.

Отчего же тогда отдельные СМИ поспешили сообщить, что "простота" нового порядка налогообложения обойдется предпринимателям недешево, а профсоюзы и вовсе оповестили всех и вся едва ли не о скором "удушении предпринимательства как класса"? Так ли на самом деле неподъемны ставки упомянутого единого налога?

Взять, к примеру, владельцев торговых точек на выставках-ярмарках типа "Паркинга" или "Купаловского". Скажете, 25-75 евро (то есть 22-67 долларов) в месяц для них запредельная сумма, если одна только аренда "тянет" в среднем на 700 у.е.? Или возьмем частный салон-парикмахерскую, где трудятся, допустим, 10 наемных работников плюс владелец. Согласно Декрету за каждого из этих десятерых придется уплатить налог в размере 60% от установленной ставки единого налога. Но даже в этом случае максимум, что придется отдать государству, -- чуть больше 300 евро в месяц. То есть около 10 долларов в день -- по сути стоимость одной модельной женской стрижки (с укладкой, а то и без оной). И это при отсутствии всяких проверок, бесконечных отчетов и расходов на обслуживание кассового аппарата!

Очень выгодным представляется в свете нового Декрета торговля сельскохозяйственной продукцией: теперь предпринимателей и физических лиц, реализующих многие виды произведенной ими сельхозпродукции, полностью освобождают от уплаты налогов. А торговля автомототранспортными средствами?! Ведь еще недавно этот вид деятельности для всех, кто занимался перегонкой автомобилей, сулил массу головной боли: пока одна проданная машина -- еще ничего, а со второй начинались регулярные вызовы в налоговую инспекцию!

Для концертной же деятельности ежемесячные 30-90 евро вообще смехотворная сумма. Учитывая, что валовой сбор от одного концерта какой-нибудь российской "суперстар" составляет в среднем 8-10 тысяч долларов, это пустяк даже по сравнению с НДС от проданных билетов. Так что, по логике вещей, государство вскоре должно одуматься, осознав, что явно переусердствовало с гуманностью по отношению к белорусским шоуменам.

Теперь вы согласны, что паника профсоюзов совершенно не обоснована? И не только потому, что для отдельных категорий физических лиц (граждан, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также индивидуальных предпринимателей-пенсионеров по возрасту или инвалидности) по единому налогу установлены льготы. Декрет прогрессивен по своей сути и в любом случае несет в себе больше плюсов, чем минусов. Причем одновременно и для предпринимателей, и для государства: нет сомнений, что нововведение повлечет за собой дополнительный приток денежных средств в казну.

Другое дело, что Декрет требует ряда разъяснений. В том числе и относительно повышающего коэффициента 1,3, предусмотренного для реализации произведенных за пределами Беларуси товаров (кроме подакцизных, подлежащих маркировке акцизными марками), независимо от удельного веса этих товаров в торговом ассортименте. Так что в ближайшие месяцы, очевидно, следует ждать соответствующих методических указаний и разъяснений от налоговых органов. Только от последних теперь зависит -- облегчить жизнь предпринимателям или же обеспечить "букве закона" двоякое толкование.

Ну а то, что предпринимательство сопряжено с определенным риском и чтобы не прогореть, нужно "вертеться", во всем мире давным-давно известно. Вот только у нас почему-то считают, что даже если человек, назвавшийся ИП, мягко говоря, не перетруждается, государство просто обязано создать условия, чтобы он зарабатывал! Во всем цивилизованном мире это нонсенс. Так что вряд ли следует воспринимать как факт "удушения" то, что, к примеру, отечественному владельцу такси отныне придется платить в среднем 50 евро в месяц. Иначе говоря, около 600 долларов в год, -- в то время как в Соединенных Штатах годовая лицензия на один автомобиль стоит 20 тысяч долларов. Говорите, стоимость проезда там отличается от нашей? Да, но ведь не в 33 раза! И тем не менее у американцев это не отбивает охоту открывать свое дело и пытаться преуспеть. Так стоит ли нам ругать на чем свет стоит в кои-то веки обернувшееся лицом к предпринимателям государство только за то, что оно без "должного усердия" не гарантирует им ожидаемые прибыли? По крайней мере теперь в руках у человека, решившего заняться частным бизнесом, будут "правила игры".
,