После небольшого перерыва TUT.BY продолжает проект «Люди на границе». Мы уже рассказали о пяти белорусских деревнях, которые граничат с нашими странами-соседями. Сегодня — спецвыпуск.
Гдень находится возле белорусско-украинской границы. Здесь живут 96 человек. До зоны отчуждения меньше километра, до Чернобыльской АЭС — 23. Деревне пришлось пережить два отселения. Первое — в 1986 году — принудительное.
— Сели завтракать, Пасху праздновать, тут приехали. «Давайте собирайтесь с вещами», — вспоминает местный житель.
Второе отселение было в 90-е, но уже добровольное. Наш журналист Алексей Судников съездил в Гдень и узнал, как эвакуировали местных, почему они вернулись и как сейчас устроена жизнь людей, которые живут на границе с Чернобыльской зоной.
Удивляешься оптимизму этих людей.Счастливые люди и их понять можно.Эти люди никогда не будут жить в городе. Город - это суета, расконцентрация на мелкие задачи, постоянная связь (телефонная, электронная, должностная - нацеленность на мгновенный результат, ежедневная напряженность, стрессы и т.д.. Деревня - это размеренный образ жизни, связь с природой, тут просыпается душа, мы начинаем слышать себя, слушать шуршание трав, пение птиц, шум ветра. Ни о какой замене и речи быть не может, у города и деревни принципиально разные задачи и возможности.
Я думаю,что им повезло в том,что,скорее всего,радиоактивный йод с быстрым периодом распада там выпал,а тяжелые трансурановые элементы выпали в малой мере,эти облака осаждали в Гомельской и Могилевской области,чтобы не шли на Москву.Радиация располагается пятнами.Моих родственников из Наровлянского района из бывшей д. Дерновичи тоже в начале мая выселили.Дядя покойный и другие траву косили возле Припяти,подошел военный и сказал,что вы делаете,6 Рентген на почве!Они все желтые к тому времени стали,ядерный загар.Большинство умерло к концу 90-х.Я много чего знаю об этом,брат двоюродный был в пожарной части Чернобыля,я и погибших пожарных знал,за одним столом на свадьбе брата сидели за месяц до взрыва.Брату повезло,был в командировке в Киеве,а весь его караул погиб.Но и он потом лежал в госпитале с лучевой болезнью,через день после взрыва вернулся в Припять.
То, что люди не могут жить вне родины, - понятно. Также понятно, что пропаганда «мирного» атома сделала свое дело в плане успокоения. Наука движется вперед (?), но только очень-очень маленькими шажками в разработке безопасных, гарантированных методов утилизаций отходов от эксплуатации АЭС, и техногенные катастрофы не могут быть устранены по мановению волшебной палочки, и террористы не перестали существовать… Почему бы, в таком случае, не направить ресурсы на разработку и интенсивное внедрение уже разработанных вариантов извлечения энергии из альтернативных источников ( возобновляемую, «зеленую» энергию)??? Это же надо уметь сказать «стоп», трезво оценить ситуацию… Мы же плывем по течению, успокаивая свою совесть тем, что бедные. Бедные настолько, чтобы взять кредит под строительство БелАЭС? «Мирный» атом - западня, на мой взгляд, создаваемая людьми для самих себя.
Дело в том, что этот цикл репортажей о приграничных деревнях хорош именно в формате видео. Если его написать, то потеряется вся атмосферность, ведь это не новостная статья, здесь главное - это сами люди, их речь, местный говор, интонации, мимика, окружающая домашняя обстановка, дворы, природа. В формате статьи так и осталось бы непонятным, почему им там хорошо. А вот после видео, верю, что они искренни.
Это не самая главная проблема... Гораздо хуже, что лучшей жизни они и не увидят... И они это понимают.