1. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  2. Ставка рефинансирования, уловки мошенников, дачи под Минском и удивительная страховая выплата — все за вчера
  3. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  4. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  5. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  6. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  7. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходило в Беларуси 14 апреля
  8. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  9. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  10. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  11. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  12. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  13. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  14. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  15. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  16. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  17. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  18. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  19. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  20. Сегодня завершается сбор средств на проект TUT.BY
  21. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  22. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  23. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  24. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  25. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  26. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  27. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  28. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  29. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  30. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях


Минобр утвердил образовательные стандарты общего среднего образования, в которых прописано, какие предметы обязательно должны изучать школьники, сколько часов им положено учиться в неделю и какие качества им планируют привить в учреждении образования.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Документ прописывает образовательные стандарты для начальной, базовой и средней школы. TUT.BY посмотрел, сколько часов в неделю школьникам сидеть на уроках и каких граждан хотят воспитывать в Беларуси.

Начальная школа (1−4 классы)

Обязательные предметы, которые изучают в начальной школе: «Навучанне грамаце», «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)», «Математика», «Человек и мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности».

При этом в I классе на изучение языка обучения отводится 75 процентов от количества учебных часов, предназначенных для изучения белорусского и русского языков. Начиная со II класса, на изучение учебных предметов «Беларуская мова» и «Русский язык», «Літаратурнае чытанне» и «Литературное чтение» выделяется одинаковое количество учебных часов. Иностранный начинают учить с третьего класса.

Обязательная учебная нагрузка в неделю: 18 учебных часов в I классе, 20 учебных часов во II классе, 23 учебных часа в III классе, 23 учебных часа в IV классе.

Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю: 22 учебных часа в I классе, 22 учебных часа во II классе, 24 учебных часа в III классе, 24 учебных часа в IV классе.

Какого ученика хотят воспитать: любящего свою малую родину, уважающего историю и культуру Беларуси, поддерживающего семейные традиции, ориентирующегося в своем поведении на этические и нравственные нормы, определяющие отношения с обществом и окружающими людьми, осознающего ответственность за свои поступки, мотивированного на учебу, владеющего начальными навыками социальной адаптации, здорового образа жизни, безопасного поведения, жизненно важными двигательными навыками, владеющего основами умения учиться, готового и способного к сотрудничеству, умеющего пользоваться различными источниками информации при организации самостоятельной учебной деятельности, проявляющего инициативность в учебе, познавательную активность.

Базовая школа (5−9 классы)

Обязательные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «География», «Гісторыя Беларусі», «Всемирная история», «Обществоведение», «Биология», «Физика», «Химия», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Трудовое обучение», «Черчение», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье». С V класса на повышенном уровне изучается «Иностранный язык», а с VIII класса — учебные предметы «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Математика», «Информатика», «География», «Гісторыя Беларусі», «Всемирная история», «Биология», «Физика», «Химия», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Трудовое обучение».

Обязательная учебная нагрузка в неделю в обычной школе: 26 учебных часов в V классе, 29 учебных часов в VI классе, 30 учебных часов в VII классе, 31 учебный час в VIII классе, 32 учебных часа в IX классе.

Обязательная учебная нагрузка при изучении отдельных предметов на повышенном уровне: 28 учебных часов в V классе, 31 учебный час в VI классе, 32 учебных часа в VII классе, 33 учебных часа в VIII классе, 34 учебных часа в IX классе.

Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю: 27 учебных часов в V классе, 30 учебных часов в VI классе, 30 учебных часов в VII классе, 31 учебный час в VIII классе, 33 учебных часа в IX классе.

Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне: 28 учебных часов в V классе, 31 учебный час в VI классе, 32 учебных часа в VII классе, 33 учебных часа в VIII классе, 34 учебных часа в IX классе.

Какого ученика планируют воспитать: понимающего общечеловеческие и национальные ценности, любящего Беларусь, уважающего народ, живущий в ней, его культуру, традиции, историю, семейные ценности, владеющего русским и белорусским языками, осознающего свою этническую идентичность, следующего принятым правилам и нормам поведения в интересах личности, общества, государства, понимающего личную ответственность за собственные действия, понимающего значимость образования и труда, готового к профессиональному самоопределению, владеющего культурой безопасной жизнедеятельности, навыками здорового образа жизни, основами знаний в области охраны окружающей среды, способного к личностной самореализации через усвоение нового социального опыта, способного к взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, ведению конструктивного диалога, умеющего получать информацию и критично ее воспринимать, проявляющего интерес к творческой деятельности, поиску нестандартных решений, владеющего приемами учебно-исследовательской и проектной деятельности, готового к выполнению социально значимых проектов с использованием современных информационных технологий.

Средняя школа (10−11 классы)

Обязательные предметы: «Беларуская мова» (базовый и повышенный уровни изучения), «Беларуская літаратура» (базовый и повышенный уровни изучения), «Русский язык» (базовый и повышенный уровни изучения), «Русская литература» (базовый и повышенный уровни изучения), «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» (базовый и повышенный уровни изучения), «Математика» (базовый и повышенный уровни изучения), «Информатика» (базовый уровень изучения), «География» (базовый и повышенный уровни изучения), «История Беларуси» (базовый и повышенный уровни изучения), «Всемирная история» (базовый и повышенный уровни изучения), «Обществоведение» (базовый и повышенный уровни изучения), «Биология» (базовый и повышенный уровни изучения), «Физика» (базовый и повышенный уровни изучения), «Астрономия» (базовый уровень изучения), «Химия» (базовый и повышенный уровни изучения), «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) при изучении учебных предметов на базовом уровне, «Физическая культура и здоровье» (базовый уровень изучения), «Допризывная и медицинская подготовка» (базовый уровень изучения).

Обязательная учебная нагрузка в неделю при изучении учебных предметов на базовом уровне с учетом учебных часов, выделяемых на «Трудовое обучение», составляет по 33 учебных часа.

Обязательная учебная нагрузка в неделю в гимназиях и лицеях в неделю: 31 учебный час.

Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю: 34 учебных часа;

Какого ученика планируют воспитать: осознанно принимающего общечеловеческие и национальные духовно-нравственные ценности, любящего Беларусь, уважающего народ, живущий в ней, его культуру, традиции, историю, владеющего русским и белорусским языками, сохраняющего семейные ценности, осознающего себя гражданином белорусского государства, соблюдающего принятые в обществе правовые и морально-этические нормы, обладающего чувством долга и ответственности перед членами семьи, обществом и государством, проявляющего толерантность к людям, способного и готового к социальному самоопределению, понимающего ценность образования и науки, осознающего ответственность перед обществом за экологическую безопасность окружающего мира, осознанно руководствующегося правилами ЗОЖ, мотивированного на образование в течение жизни, способного к сотрудничеству и коммуникации в различных ситуациях и условиях, умеющего получать, анализировать и критически воспринимать информацию, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, и применять ее в учебно-познавательной деятельности и социальной жизни, способного применять полученные знания на практике, способного к личностной самореализации, творческой и инновационной деятельности с целью создания личностно и социально значимого продукта, умеющего находить новые решения, проявляющего гибкость в условиях динамичных социальных изменений.

-30%
-11%
-20%
-10%
-50%
-57%
-5%
-40%
0073011