«ИТ меняются очень быстро. То, что студент изучает на втором курсе, к четвертому может измениться или оказаться невостребованным», — говорит проректор по учебной работе БГУИР Валерий Прытков. Представители белорусских вузов рассказали, как высшее образование адаптируется под нужды ИТ-рынка.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

БГУИР известен своей практикоориентированной подготовкой специалистов, активным взаимодействием с компаниями Парка высоких технологий, интеграцией в образовательный процесс различных курсов мировых вендоров, рассказывает Валерий Прытков. Однако этого не всегда достаточно для того, чтобы успевать за развитием информационных технологий.

— ИТ меняются очень быстро. То, что студент изучает на втором курсе, к четвертому может кардинально измениться или оказаться невостребованным. Перед системой образования стоит отдельная задача — научить студента так, чтобы он сам трансформировал и развивал дальше приобретенные знания и навыки, чтобы к моменту выпуска они не потеряли актуальности.

Решению этой проблемы частично помогает взаимодействие с компаниями ПВТ и другими организациями реального сектора экономики.

— Специалисты-практики, как никто другие, чувствуют, какие технологии будут развиваться и станут востребованы через два-три года, на какие технологии есть спрос у заказчика.

Сегодня, продолжает Валерий Прытков, в БГУИРе совместно с резидентами Парка высоких технологий и другими ИТ-организациями создано 45 совместных лабораторий. Это позволило обеспечить университет материально-технической базой, в которой нет устаревшей техники. Также компании-партнеры помогают в обучении преподавателей БГУИРа.

Помимо взаимодействия с белорусскими компаниями, БГУИР участвует в академических программах мировых вендоров.

— Это позволяет использовать методические материалы, которые разработаны непосредственно производителем соответствующего программного или аппаратного обеспечения. Как правило, такие методические материалы нам дают бесплатно, есть доступ, есть обновления и программа сертификации, что тоже немаловажно для востребованности студентов на рынке труда.

Все перечисленное, резюмирует Валерий Прытков, позволяет поддерживать образовательные программы в актуальном состоянии.

Также проректор вуза считает, что эффективность образования в ИТ-отрасли может повыситься за счет создания привычной образовательной среды для студентов.

— Современная молодежь с детских лет окружена информационно-коммуникационными технологиями. Для них естественно использовать планшеты и смартфоны. Если мы создадим для них привычную образовательную среду, это будет способствовать повышению эффективности образования в ИТ-отрасли. Студентам не потребуется себя ломать, перестраиваться. Это ускорит процесс коммуникации, сэкономит время. Не нужно ждать преподавателя по расписанию. Можно задать ему вопрос, получить оперативный ответ и дальше осваивать образовательную программу.

Развитие таких методов обучения приводит к появлению дистанционных образовательных технологий. БГУИР развивает их с 2002 года. Сейчас на дистанционном обучается около 600 студентов. Наиболее привлекательна эта форма обучения для тех, кто получает второе высшее образование, а также для людей с ограниченными возможностями.

— Но все, о чем я говорил, лишено смысла, если не готова инфраструктура. Если нет соответствующего сетевого оборудования, компьютерной техники, мы не сможем всем этим воспользоваться, даже если потенциальная возможность существует.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Ректор Белорусского государственного университета Андрей Король обращает внимание, что БГУ — классический университет, который дает фундаментальное образование.

— Сегодня кодировщики, тестировщики, те выпускники и специалисты, которые обладают навыками нижнего и среднего уровня компетенций, уходят на второй план. Мир быстро развивается. Сегодня нужны аналитики, которые «изготавливаются» на межпредметной кухне. И междисциплинарность университета позволяет этого достичь.

На первой ступени образования — в бакалавриате — в БГУ существует 11 специальностей, на которых готовят специалистов для ИТ-сферы.

— Также наши студенты проходят подготовку по сугубо аналитическим специальностям: и по Big Data, и по системам искусственного интеллекта. Многие известные в мире продукты, те же приложения «Яндекса», были созданы выпускниками БГУ: факультета радиофизики и компьютерных технологий, факультета прикладной математики и информатики и механико-математического факультета.

Средний возраст преподавателей, которые готовят будущих ИТ-специалистов, — 49 лет, 40 процентов из них имеют ученую степень и звание. Говоря о кадрах, Андрей Король отметил: в этом вопросе есть как достижения, так и проблемные стороны.

— Настолько быстрая и высокотехнологичная сфера порождает и известные проблемы, когда студент начиная со второго-третьего курса охвачен вниманием со стороны фирм — резидентов ПВТ, и он идет туда, где зарплата выше. Естественно, мы вынуждены брать на внешнее совместительство хороших ребят, приглашать их в университет. Процент преподавателей-совместителей на факультете прикладной математики один из самых высоких.

Этот же факультет готовит и больше всего специалистов для компаний — резидентов ПВТ: около 50 процентов выпускников идут работать в Парк высоких технологий.

— Подготовка ИТ-специалистов требует и изменения содержания, форм, методов обучения и преподавания. Любая технологичная сфера нуждается не в классической передаче знаний от источника к тому, кто их принимает. Сегодня не проблема найти нужную информацию. Проблема научить смотреть на вещи своими глазами, ставить цели обучения, задавать вопросы, научить создавать свой образовательный продукт.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-15%
-10%
-50%
-15%
-30%
-15%
-50%
-10%
-72%