Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Мыс Челюскина, Море Лаптевых, хребет Черского… Эти арктические объекты названы в честь белорусов. Такие исторические сенсации раскопали наши белорусские путешественники-полярники. О национальном следе в Арктике и о том, что такое - покорять Север, рассказывает гость редакции “АиФ” Владимир Драбо, руководитель и участник более 50 экстремальных путешествий в Арктику и Антарктиду.

“У МЕНЯ руки замерзают даже в перчатках, трудно держать карандаш. На усах и бороде - сосульки, а в душе праздник - мы в Арктике. Ловлю себя на мысли, что давнишний романтический восторг так и не прошел, хотя я уже давно не мальчик…” Это строки из дневника Владимира Драбо, руководителя и участника более 50 экстремальных путешествий в Арктику и Антарктиду. Сегодня он снова собирает команду, чтобы пройти на вездеходах собственного производства по Камчатке и перейти Беренгов пролив, опасное место на карте - там дрейфующий лед.

- ЭТА экспедиция - продолжение нашего проекта “Полярное кольцо”: первый в истории арктических путешествий кругосветный переход вдоль Северного полярного круга. Идея проекта в том, чтобы повторить исторический маршрут прославленных и малоизвестных наших земляков, землепроходцев и мореплавателей, которые порой ценой жизни осваивали арктический континент. По итогам первых двух экспедиций мы выпустили книгу “По следам соотечественников” - плод наших потрясающих открытий. Многие увековеченные на карте имена принадлежат белорусам. Это и начальник Главсевморпути Отто Шмидт, и Харитон и Дмитрий Лаптевы, имя которых носит море, Андрей Вилькицкий, в честь которого назван открытый им остров в Карском море, залив на Новой Земле, Иван Черский, автор русско-якутского словаря Эдуард Пекарский и т. д. В рамках проекта мы уже прошли в 2001 году и 2004 годах свыше 10 тысяч км по территории Арктики от Лабытнанги до Певека.

- Слышала, что ваши вездеходы пользовались популярностью на Севере, но тогда вы не могли их реализовывать. Как сегодня?

- Сегодня мы организовали Белорусский завод внедорожной техники. Учредителями вступили Белорусского фонда поддержки экстремальных экспедиций "Полюс” и общественное объединение “Белорусское добровольное пожарное общество”. Мы выпускаем машины нового поколения. Заявок очень много, в том числе от Украины на сельхохозяйственные машины-шасси, которые распыляют удобрения, просыпается интерес к нашей технике и в Беларуси. Но основное направление - Север. Здесь остро стоит проблема транспортного сообщения. Территория края в четыре раза больше площади Беларуси, но малонаселенная. Сообщение в основном вертолетное. А их мало. Да к тому же санитарный рейс вертолета можно ждать месяц - два, а час полета стоит 1000 долларов. В качестве наземного транспорта используют "Уралы" - гусеничные вездеходы. Но они не сравнимы с нашими вездеходами.

- Чем Вас так влечет этот пустынный Север?

- В северных широтах совсем другие масштабы, просторы, своя красота, к которой привыкаешь и уже не можешь без вида зимней тундры, без полярного сияния. Да и отношения между людьми другие. Во многих поселках до сих пор нет замков на дверях. Северяне очень радушны. При всей бедности каждый старался пригласить нашу команду в свой дом, пообщаться. Мы морально себе не могли позволить пройти мимо маленького поселка. Для жителей каждая экспедиция - это событие, можно сказать, своего рода точка летоисчисления.

- А с дикими арктическими животными случались пообщаться?

- Да, в 2001 мы встретились с овцебыками - редкий вид животных, завезенных из Канады. Чем-то напоминают наших зубров, только меньше. У них очень интересный способ защиты. Самцы встают в шеренгу, бок о бок, пряча за спиной самок и детенышей. Падает от выстрела один зверь, другие не разбегаются, а еще плотнее смыкают ряды. И так можно перестрелять всех. Нам повезло увидеть их. Это было вечером. Наши вездеходы вскакивают на снежный склон и… перед нами в "каре" уже выстроились овцебыки. Не все участники знали, кто это. Я мгновенно всем по рации прочитал короткую лекцию, чтобы не суетились. Противостояние было достаточно долгим, но затем животные медленно-медленно стали отступать, поняв, что им ничего не грозит.

- А как экстремальные путешествия сказываются на командных отношениях?

- В длительных путешествиях между людьми сложности всегда возникают. Сказывается холодовая усталость (все-таки минус 40 в течение месяца), оторванность от дома, безлюдье. В принципе, после таких экстримов несколько человек завязывают с этим видом спорта. Или перестают здороваться друг с другом. Мы же пока дружим.

Анна КРЮЧКОВА, "АиФ"
,