Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112

Общество


ОБНАЖЕННЫЕ женские фигуры, растворенные в золоте утреннего солнца или погруженные в истому закатного огня… На протяжении веков обнаженная натура (ню - с французского) являлась и до сих пор является одной из самых привлекательных и противоречивых тем в искусстве. А в белорусском искусстве, по мнению искусствоведов, традиция «ню» не сложилась.

БЕЛОРУССКИЕ художники, которые учились в конце XVIII-XIX вв. в Академии художеств в Санкт-Петербурге, писали только мужскую натуру, женскую считалось рисовать неприлично. Не было «ню» ни у Наполеона Орды, ни у Витольда Бялыницкого-Бирули, ни у Фердинанда Рущица. В коллекции Национального музея 60-х годов ХХ века - только одна скульптура «ню» Алексея Глебова, называется «Юность». Но тема «ню» проходила в контексте других жанров. Например, у Михаила Савицкого была серия картин «Цифра на сердце». На одном из полотен тема обнаженной женщины представлена в жутких реалиях концлагеря. «Ню» в Беларуси не очень популярна, но есть все-таки авторы, которые сделали ее одной из основных в своем творчестве. В дизайне плаката «ню» разрабатывали Владимир Цеслер и покойный Сергей Войченко. В живописи с 1988 года художник Александр Ксендзов шокирует общественность своими «нюшками» (так он их сам называет). Он автор циклов «Персики», «Жемчужинки», «Жемчужное ожерелье».

 — Законы красоты, неповторимости, притягательности женского образа все еще не познаны, пока никто не открыл этих секретов, - признается Ксендзов. - Во время работы над «ню» происходит бесконечный процесс стремления к постижению таинства женской красоты. Если бы формула красоты была открыта, то многие художники стали бы работать с этой сложной темой. Почему сложная? Жанр «ню» требует от художника большой внутренней культуры, особого видения линий, пластики… Многие художники, начав эту тему, быстро от нее отказываются. Она высвечивает отношение к женщине, вкус художника. Если мастер простоват, пошловат, то это проявится обязательно. Я все время как по лезвию бритвы хожу. Сколько должно быть откровенности в картине, где граница между открытостью и непристойностью? Это дается каким-то внутренним ощущением. Думаю, что его основа - любовь. Если с любовью относишься к женщине, никогда не впадешь в пошлость, никогда не посмеешь разрушить ощущение красоты, совершенства. Я отношусь к женщине как божеству.

Работы художника Александра Ксендзова порою встречаются негативными отзывами. Некоторые считают этот жанр несерьезный, неглубоким. Так почему в каждом из музеев мира одной из жемчужин являются работы в этом жанре? Они показатель того, что эта тема - вечная, благородная. По большому счету, белорусское общество не готово к тому, чтобы этот жанр жил наравне с другими.

Для первой работы Александра «Сон», которая не продается, позировала жена. Поскольку Ксендзов преподает в Белорусской академии искусства, он может пользоваться модельным фондом, выбирать натурщиц. На улице предложение художника интересным женщинам позировать чаще всего не вызывает восторга, они не хотят таким образом приобщаться к высокому искусству. Надо сказать, что «ню» хорошо продаются. Работы Ксендзова есть в частных коллекциях в Японии, Америке, Китае, в галереях Швейцарии, Германии.

Наталья МУХА. Подробности в еженедельнике "АиФ" №51.

Подписка TUT