Анна Волынец / Фото: Алиса Иванова /

Костер из старых покрышек или их стопка, брошенная на обочине, — так в 90-х часто заканчивалась жизнь шин, отслуживших свой срок. Сейчас такое встречается куда реже: старые шины после переработки могут неплохо послужить. О том, как в деревне под Гродно покрышки превращаются из отходов в доходы, рассказываем в продолжении проекта «Цель 99» и TUT.BY «Вторая жизнь».

Гора шин высотой в 200 этажей

Если сложить в кучу все шины, переработанные группой компаний «Шведофф» с момента основания в 2004 году, то получится гора высотой с 200-этажный дом. Уже почти 15 лет предприятия «Шведофф» и «Экологическая Альтернатива» с помощью особого метода — механического рециклинга — утилизируют старые покрышки. Его суть в том, чтобы аккуратно разделить автошину на составляющие: резину, текстиль и металл. Ничего из этого не выбрасывается и не сжигается — все идет на продажу и повторное использование.

Площадь всех предприятий — более 10 гектаров, здесь работает больше 400 человек. Место для хранения старой резины возле перерабатывающего завода заполнено колесами от сельхозтехники (их больше всего), грузовых и легковых машин. Каждый месяц предприятие принимает до 1200 тонн старых шин и других отходов из резины (прокладки между рельсами, окнами домов, дверями, втулки, манжеты, шланги, утеплители). Машины привозят их с 8 утра до 8 вечера.

Вторсырье завод получает от компаний по всей Беларуси. Любое предприятие может связаться с «Экологической альтернативой» и заказать утилизацию старых покрышек. Обычный человек тоже может сдать старую резину сразу на завод или через организованные пункты приема изношенных шин в городах страны.

Когда шины попадают на завод, их первым делом сортируют по размерам и составу. Отдельно собирают покрышки от сельскохозяйственной техники, потому что в них нет металлического корда (тонкой проволоки внутри). Разорванные и крашеные шины идут в общем порядке — в процессе переработки они всё равно дробятся, а краска слезает.

После сортировки шины моют, а зимой в мороз еще и очищают от льда. Затем крупные шины разрезают пополам.

Из крупных шин извлекают брекерное кольцо — толстую проволоку по внутреннему контуру, которая нужна для поддержания жесткости. Ее удаляет специальный станок. После этого с помощью специального оборудования рабочие доочищают металл от резины.

В таком виде проволоку от брекерного кольца отправят на продажу. Ее переплавят и отдадут на производство стройматериалов и армированных бетонных конструкций.

Резину перевозят для дальнейшей переработки — измельчения на шредере. Половинки больших колес, а также шины маленького размера едут по конвейеру, откуда падают на два вала с ножами. Сырье измельчается на куски размером 4−10 сантиметров и проходит через сетку под валами. То, что получается на выходе, называют «резиновыми чипсами».

После шредера «резиновые чипсы» проходят через сложную систему, которая включает в себя магнитные, гравитационные, зигзагообразные сепараторы, а также грануляторы — устройства, которые превращают мелкую резиновую крошку в гранулы.

В результате получается мелкая резиновая гранула, очищенная от металла и текстиля. Металлический корд найдет вторую жизнь в строительстве автомобильных дорог, банковских хранилищ, бассейнов, производстве железнодорожных шпал, бордюрного камня и многого другого.

Отделившийся от резины текстиль также потом пойдет на продажу. Его покупают, чтобы добавлять, например, в топливные гранулы — пеллеты.

Готовые гранулы имеют разный диаметр — от 1 до 25 миллиметров. Их покупают для производства самых разных резиновых изделий, спортивных и игровых площадок, кровельных материалов.

Футбольное поле и коврики для коров

В соседнем здании резиновая крошка идет дальше в производство. Здесь сырье, полученное после переработки, получает вторую жизнь.

Популярный товар — маты для молочно-товарных ферм. Они упругие, не твердеют на морозе и легко чистятся. Также «Экологическая Альтернатива» делает из крошки колеса для строительных тачек, покрытия для беговых дорожек, резиновые плиты, прокладки для вентиляционных шахт (их покупают строительные предприятия, например, «Минский домостроительный комбинат» или «Гродножилстрой»).

Маты для молочно-товарных ферм
Колеса для строительных тачек
Прокладки для вентиляционных шахт

Резиновыми гранулами также засыпают футбольные поля. На одно такое поле нужно до 120 тонн крошки.

Владелец группы компаний Руслан Шведов начал заниматься переработкой шин в 2004 году. Сейчас это самое крупное предприятие в СНГ, которое отправляет свою продукцию в 36 стран мира.

Но, несмотря на то, что сейчас в год группа компаний «Шведофф» получает около 15 тысяч тонн старых шин и других отходов из резины, Руслан уверен, что этого мало:

— В мире перерабатывается всего 25% шин. Остальное накапливается, а автопарк растет. Шины выбрасывают в океан, в пустыне в Саудовской Аравии можно найти огромные горы покрышек, десятки или сотни тысяч тонн. В Беларуси же перерабатывается шин больше, чем в целом по СНГ. За последние годы сырья поступило на 10−15% больше, чем раньше, но всё равно предприятие недозагружено. И поэтому мы будем двигаться дальше.

Партнер проекта:

Движение «Цель 99» инициировано учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов». «Цель 99» — стремление перерабатывать максимум бытовых отходов в Беларуси. Собирайте раздельно отходы! Маленькое усилие каждого из нас — большой эффект для страны.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-23%
-23%
-20%
-10%
-15%
-20%
-25%
-30%
-50%