1. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  2. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  3. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  4. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  5. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  6. Что происходит в Беларуси 1 марта
  7. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  8. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  9. В Беларуси создали собственную ракету для «Полонеза» (ее очень ждал Александр Лукашенко)
  10. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  11. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  12. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  13. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  14. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  15. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  16. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  17. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  18. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля
  19. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  20. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  21. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  22. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  23. «В киевской миграционке мне сказали, что я в первой десятке». Айтишник — о переезде в Украину
  24. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  25. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  26. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  27. Названы победители «Золотого глобуса» (почти без сюрпризов)
  28. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  29. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  30. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах


/ /

Глядя на эти разбитые в хлам дороги без тротуаров, не все поверят, что дело происходит в областном городе и в наши дни. Первое впечатление: это какой-то заброшенный агрогородок, и вообще только вчера окончилась война. Но это Витебск, детка! Знакомьтесь, улицы Мясникова, Розы Люксембург, Новый Быт (да-да, есть у нас и такие названия), Мичурина. Еще неделю назад они были тихими, сонными — тут ездило полторы машины в час, забытыми начальством — вряд ли здесь когда ступала нога чиновника. Но с 15 ноября, с закрытием на 4-летний ремонт аварийного Полоцкого путепровода, эти улочки приняли на себя транспорт, который идет в объезд моста. И теперь тут жизнь пешеходов превратилась в ад.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY
Улица Мясникова

Полоцкий путепровод со стороны улицы Космонавтов закрыт бетонными блоками и металлическими ограждениями, а со стороны Полоцкого рынка — еще и наглухо «зашит» высоким забором.

На мосту — пока никаких строительных работ. Вокруг непривычно тихо, и ничто не указывает на то, что еще меньше недели назад тут ездили трамваи, автобусы, маршрутки, легковые авто.

Улица Покровская: туристов встречают убитые тротуары

Чтобы попасть на улицы с объездными маршрутами, идем на Покровскую. Сакральное место для Витебска, которое многие романтизируют и поэтизируют, — тут жил Марк Шагал. Власти утверждают, что это один из главных туристических районов в городе. Однако первое, что здесь встречает гостей, — не знаменитый дом-музей художника, а неприглядный бетонный забор, ангары и… убитые тротуары.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY
Справа на фото — дом-музей Марка Шагала

Жительница района Людмила Федоровна ведет нас по местным «достопримечательностям».

— Я сегодня слушала, как Соглаев (Сергей Соглаев — зампредседателя Витебского горисполкома. — Прим. TUT.BY) сказал по телевизору, что на улицах, по которым пустили в объезд транспорт, сделали ремонт дорог и тротуаров. Но на улице Розы Люксембург, где я живу, даже и близко не было рабочих! Не заасфальтировали у нас ни одной ямки. Я отвечаю за свои слова, — утверждает женщина.

Она обращает внимание на ситуацию у дома № 20 на пересечении улиц Покровской, Мясникова и 1-й Жореса.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY

— Возле этого дома — поворот с улицы Покровской на Мясникова. Тут лужа, тротуара нет, а машины, несмотря на поворот, мчатся на полной скорости. И вчера я тут шла — вся грязь из лужи была на мне. Каждого пешехода, который тут идет, могут не только обдать грязью, но и сбить.

Улица Мясникова: люди идут вровень с транспортом

Улица Мясникова — короткая: метров 300. Но пешеходных дорожек здесь практически нет, и человек вынужден идти вровень с транспортом: от тебя до машин — сантиметров 30−40. Реально страшно.

— Того и гляди, станешь жертвой ДТП, — негодует Людмила Федоровна. — И ты хоть фликерами обвяжись, хоть прыгай, как заяц, в сторону от этого транспорта — все равно можешь попасть под колеса. Машины тут летают — как по скоростной трассе! Водителям хорошо, у них с закрытием моста хоть какой-то объезд есть, а для пешеходов сделали невыносимую жизнь. Сейчас еще более-менее терпимо, нет скользоты. А когда скользко, тут приходится цепляться за знаки, за деревья. Мы так жили всегда, но сейчас проблема-то другого масштаба. И если власти не обратят на нее наконец внимание — это будет полнейшее безобразие.

Если тротуары на Мясникова где-то и есть, то они в лужах и грязи.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY

По дороге медленно, то и дело приостанавливаясь и оглядываясь по сторонам, идет молодой мужчина с ребенком. Алексей забрал дочку из школы № 24 и ведет домой:

— Путепровод закрыли, но о людях не подумали. В часы пик, когда идет огромный поток машин и маршруток, тут приходится сновать между деревьями, столбами — настоящий «Форт Бойярд»! К тому же в час пик и утром, и вечером сейчас темно. На дороге получается очень опасная ситуация. Я как-то упал, а машины едут, никто внимания не обращает: упал ты — не упал, с ребенком ты — без ребенка…

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY
В этом месте дороги пешеходам приходится проявлять двойную бдительность

Алексей говорит, что утром автобусы на Розы Люксембург «берут штурмом»:

— Они едут к нам из Лужесно — и уже битком. Поэтому мы почти неделю ходим с дочкой в школу пешком, назад — так же. Туда и обратно выходит около 6 км. Но это нормально для здоровья сейчас, когда на термометре ноль. А что будет в мороз? Пустили бы дополнительный транспорт. А больше всего пугает, что это не на месяц, а на 4 года, а то и больше.

Улица Розы Люксембург: «В единственный автобус не вбиться»

На остановке «Розы Люксембург» на этой улице собралось человек пять — ждали автобус № 35а.

— Прежде чем закрывать Полоцкий путепровод, этот район Витебска надо было подготовить к изменению движения транспорта. Вот как нам тут теперь жить? Правильно, все начальство из горисполкома живет на той, противоположной стороне Двины, и что ему наши проблемы? — возмущается мужчина средних лет.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY

— А как у вас тут с транспортом, можно уехать в город?

— Маршрутки ходят часто, через три минуты. Но на них же пенсионерам не наездиться, дорого. Автобус только один — «тридцать пятый». Он прибывает по расписанию. Но толку?! Ходит раз в час. Он малой вместимости, с одной только дверью. И приходит на нашу остановку уже полный, не вбиться. Часто даже дверь не открывает, проходит мимо. Что тут делается утром в 7.30! Уехать невозможно. Мы, пенсионеры, уже даже не садимся — даем возможность уехать детям в школу и садик. Поэтому надо, чтобы на Розы Люксембург пустили также «сороковой» и «сорок четвертый». А «тридцать пятый» чтобы ходил чаще, ну хотя бы два раза в час.

Жители улицы Розы Люксембург говорят, что уже устали пытаться обратить внимание властей на свой район:

— Мы и ходили, и писали в горисполком. Однажды мне там сказали: «Ай, ну что вам там до того поселка Кировский на работу добраться? Каких-то 8 остановок, это 20 минут ходьбы. Зачем вам там транспорт?» Вот мы и ходим — с детьми, с сумками, с клунками… И не 20 минут это занимает, а добрый час. В общем, не район — а сплошное бедствие.

Подошел автобус № 35 — маленький МАЗ-241. На часах 13.56 — но он полный даже в это, не пиковое время. Ожидавшие пассажиры с Розы Люксембург с трудом втиснулись в салон. Дверь за последним человеком водитель закрыл лишь со второй попытки.

Улица Новый Быт: полная безнадега и дух советского наследия

Новый Быт — улочка с неожиданным для витебской топонимики названием тоже оказалась коротенькой: всего 300 метров. Но и здесь не самая лучшая дорога и почти нет тротуаров.

Возможно, в дореволюционные времена, когда улица называлась Винный тупик, здесь царила не такая полная безнадега, как сейчас. Так что если вы живете где-нибудь в центре и недовольны работой ЖКХ, сходите на экскурсию на Новый Быт и успокойтесь — бывает хуже.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY

Почему улица так называется? В 1930-е годы дом № 4 (к слову, памятник архитектуры) был центром застройки рабочего поселка Новый Быт, который построили для трудящихся хлебозавода № 1. В те годы был популярен лозунг «Новый быт — детище Октября». Вот и вся топонимическая интрига.

Улица Мичурина: «Тротуары не помнят ремонта»

Людмила Петровна живет на улице Мичурина много лет.

— До недавнего времени наша улица была почти пешеходной. Сейчас она приняла значительный поток машин и автобусов. Однако у нас давно не помнят ремонта тротуары, а где-то их и вообще нет. Дом, в котором я живу, старый. В нем нет горячей воды, ванных комнат. Как могли, сами его благоустроили. И сейчас наша жизнь, и без того не очень комфортная, превратилась в испытания. Окна первого этажа находятся на уровне 50 сантиметров от земли. Ливневки нет. Дом стоит в метре от дороги. И теперь грязь из-под колес летит прямо в окна. А лета будем ждать с ужасом, ведь открыть форточку в квартире мы не сможем… Задумывался ли кто-то из чиновников о безопасности людей, которые ходят по Мичурина? Мы теперь даже не можем без опаски перейти улицу, так как нет пешеходного перехода. А в домах № 5 и № 5а — много детей. Мы понимаем, что новый мост строить надо. Но власти должны были максимально подумать о безопасности людей и комфортности проживания на маленьких улочках, по которым они пустили в объезд транспорт. К слову, дозвониться по телефонам, которые давали горожанам для замечаний по всем вопросам, связанным с закрытием Полоцкого путепровода, мне не удалось.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY

Возле одного из заброшенных зданий на Мичурина тротуар есть, хоть и плохонький: весь в колдобинах, лужах, мусоре и бурьяне. Навстречу идет пожилой пешеход. И у него возникает дилемма: где пройти лучше — по тротуару или по проезжей части. Мужчина выбирает второй вариант.

— Это не так страшно, как кирпич, который вдруг с этого дома на голову упадет. А вообще мы еще не привыкли, что по нашей улице ездит теперь столько много машин. Такого движения, сколько я прожил, никогда тут раньше не было! Приходится вот привыкать: идешь и смотришь постоянно по сторонам, чтобы не сбили.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY

Улицы возле Юрьевой горки: «Мамочки с малышами лавируют между машинами»

К новой жизни приходится привыкать и жителям частного сектора возле Юрьевой горки.

— Автомобилисты, которые едут с улицы Карла Марса на улицу Титова, чтобы миновать пробки возле путепровода Металлистов, придумали «хитрый» выход: едут на маленькие улочки возле Юрьевой горки. Здесь никогда не было столько машин, как сейчас. При этом нет тротуаров. И жители, к примеру, 10-й, 11-й Свердлова, 3-й Полоцкой улиц реально боятся за свою жизнь. Особенно страшно за детей, которые идут в гимназию № 4 на Титова. А возле парка Железнодорожников у нас — садик на садике. И надо видеть, как мамочки лавируют с малышами между потоком машин! — эмоционально рассказывает Зоя, жительница улицы 10-я Свердлова.

Молодая женщина — сама автомобилист. По ее наблюдениям, утром в будни пробка на путепроводе Металлистов образовывается в 7.30, вечером мост сильнее всего «забит» транспортом с 16.45 до 18.00:

— Сейчас, чтобы доехать из центра города, например, в Тирасполь, нужно потратить добрых полтора часа.

Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY
Работы по обустройству инфраструктуры для пешеходов мы заметили только на улице Известковой (между улицами Мясникова и Мичурина) — тут делают новые тротуары
Фото: Игорь Матвеев,TUT.BY
Проход для пешеходов также появился и под железнодорожным мостом между улицами Мичурина и Известковой.
-5%
-7%
-55%
-15%
-61%
-40%
-15%
-10%
-20%
-40%
0072410